В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Пуликовский: `Нас должны не бояться, а уважать`. Назад
Константин Пуликовский: `Нас должны не бояться, а уважать`.
Константин ПУЛИКОВСКИЙ, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

- Год назад вы возглавили надзор за жизненно важными сферами развития хозяйственно-экономической деятельности в обществе. Что удалось сделать за столь короткий срок?

- Моё назначение совпало с процессом объединения таких крупных надзорных органов, как Госатомнадзор, Госгортехнадзор и Госэнергонадзор. Скажу без ложной скромности - нам удалось собрать в единое целое 24 разных вида надзора. И Служба должна стать "одним окном" для получения экспертиз, для выдачи лицензий предприятиям горнорудной отрасли, нефтяным компаниям, строительным организациям. Почему, например, нефтяники должны экологическую экспертизу проходить в одном ведомстве, а технологическую - в другом?! Как найти границу между промышленной безопасностью и экологической? Это ведь взаимодополняемые направления в работе.

Цель административной реформы в России - не увеличить, а сократить количество федеральных министерств и ведомств, сделать их работу более качественной. Не дистанцировать, а приблизить чиновника к людям. Мы призваны помогать бизнесу развивать производство и в то же время напоминать о том, что производственная деятельность должна отвечать всем требованиям безопасности.

- Каковы сегодня основные функции и специальные полномочия Службы?

- Ростехнадзор объединяет экологический, технологический и атомный надзор. Казалось бы, три вида надзора. Но только понятие "технологический" подразумевает 21 вид надзора, в том числе строительный, энергетический, надзор за химически опасными объектами, за подъёмными сооружениями. К примеру, и эскалаторы в метро, и подъёмные краны, и подъемники на горнолыжных трассах - все это объекты нашего внимания. Они обязательно проходят сертификацию, экспертизу безопасности, декларирование через нашу службу.

В прошлом году при проведении проверок по соблюдению лицензионных требований промышленной безопасности Ростехнадзор выявил более 40 тыс. нарушений на объектах нефтегазодобычи, газопереработки и геологоразведки различных нефтяных компаний. Конечно, мысль о промышленной безопасности должна постоянно сидеть в голове любого рабочего, технолога, инженера и руководителя. Эту мысль мы обязаны привить человеку с первого курса техникума или университета. Именно поэтому представители Ростехнадзора включаются в состав экзаменационных комиссий технических учебных заведений.

- Что служит поводом для проверки Ростехнадзора?

- Согласно установленным нормам Ростехнадзор проводит проверки в двух случаях - либо собственник, намеревающийся строить тот или иной объект, обращается к нам с просьбой провести экспертизу, либо поводом к проверке становится та или иная чрезвычайная ситуация на объекте. Приведу пример. Ростехнадзор выяснил обстоятельства аварии на строящемся торговом центре "Ашан" в подмосковном поселке Котельники. Там погибли 5 рабочих. Мы обнаружили полное отсутствие строительного контроля за стройкой со стороны застройщика и генподрядчика. О планируемом строительстве генподрядчик не предупредил Ростехнадзор, поэтому экспертиза проектной документации не проводилась. Тем не менее, разрешение на строительство орган местного самоуправления Люберецкого района Московской области выдал. Государственный строительный надзор осуществлялся инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Московской области с начала строительства объекта. Мы выявили игнорирование строителями правил техники безопасности, несоблюдение ими технологии производства работ при бетонировании лестниц, а при устройстве их опорной конструкции - нарушение принятого проектного решения. Сейчас мы создаем реестр опасных строящихся объектов. С учетом менталитета наших соотечественников - "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится", решили, что не будем дожидаться, когда собственник обратится к нам за экспертным заключением. Инспектора сами пойдут туда, где только начинают расчищать землю под стройку.

- Каким объектам Ростехнадзор уделяет особо пристальное внимание?

- Одним из главных таких объектов станет в 2007 г. олимпийский комплекс в Сочи. Олимпийские игры должны пройти именно в России. Десятки спортивных сооружений - горнолыжные подъемники, канатные дороги, стадионы и гостиницы - будут отвечать всем требованиям безопасности.

Ростехнадзор взял также под жесткий контроль реализацию проекта строительства Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске Республики Татарстан. Данный проект имеет беспрецедентный для России размах в плане технологий, объема строительства, экологических и промышленных рисков. Акцент при строительстве должен быть сделан на применение наилучших зарубежных и российских технологий, современного оборудования, методов производственного контроля и мониторинга. Это позволит обеспечить высокий уровень промышленной и экологической безопасности.

До конца этого года планируем провести комплексные проверки безопасности на Смоленской АЭС, на атомоходе "Советский Союз", узнать, как соблюдается промышленная безопасность на взрывоопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья спиртзаводов Оренбургской области. Много наших специалистов будет работать в Приволжском федеральном округе. Но мы не можем проверить все объекты. К примеру, по штату у нас один инспектор на весь Московский метрополитен! И один инспектор - на несколько сотен километров проходок в шахтах. Поэтому проверять будем избирательно, точечно.

- На какую законодательную базу вы опираетесь в своей работе, насколько удовлетворены ею, не собираетесь ли инициировать какие-либо коррективы?

- Законодательной основой деятельности Ростехнадзора является "Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Госатомнадзора, Госгортехнадзора, Госэнергонадзора и другие. Сейчас проводится большая работа по реализации положений ФЗ-199, в плане разграничения полномочий между различными ведомствами. В свою очередь Ростехнадзор, как и любой другой орган исполнительной власти, имеет право законодательной инициативы, и если появится такая необходимость, мы воспользуемся этим правом.

- Какие основные проблемы связаны сегодня с лицензированием в стране?

- Общегосударственная политика сокращения лицензируемых видов деятельности привела к тому, что перестали лицензироваться проектирование и строительство опасных производственных объектов, изготовление, ремонт и монтаж оборудования для этих объектов, квалификационная подготовка руководителей и специалистов. Снизилось также и качество проектных и строительных работ, упал уровень подготовки персонала. О негативных результатах такого подхода свидетельствуют трагические события, о которых нам сообщают практически каждый день. В 2005 г. в качестве замены лицензированию в упомянутой выше сфере был введен инспекционный контроль со стороны независимых инспекционных организаций, аккредитуемых в системе экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности. Потребность в подобной деятельности высока, однако пока не удается развернуть ее в полном объеме, чему препятствует малая информированность заинтересованных лиц в этой процедуре.

- Будет ли с развитием рыночных отношений в нашей стране возрастать роль надзора в сфере промышленной и экологической безопасности?

- Если в государственных компаниях о безопасности производства помнили всегда, то в частных компаниях она стала играть второстепенную роль. Главное - прибыль. В Кемеровской области, например, почти все шахты в частных руках. Там применяются самые современные методы проходки. Несравнимые ни с чем скорости добычи угля. Но ведь с увеличением скорости необходимо усилить и вентиляцию в шахтах. А что мы имеем? Каждый год в шахтах Кузбасса - взрыв метана. Поэтому, безусловно, с развитием рыночных отношений роль надзора в сфере промышленной и экологической безопасности будет только возрастать.

Очень тщательно мы проверяем сейчас нефтяные компании. У нас есть соглашения с ТНК-ВР, "Лукойлом", "Татнефтью". Ростехнадзор контролирует практически весь технологический процесс на предприятиях этих компаний. Только в одном Ханты-Мансийском АО мы проверили в 2006 г. 319 предприятий нефтедобычи и нефтехимии. Выявили 2515 нарушений. При этом количество грубых нарушений по эксплуатации оборудования за год снизилось в два раза, а повторяющихся нарушений вообще не было выявлено. Значит, не зря мы указываем на ошибки нефтяникам.

Вообще многие беды, опутавшие нашу экономику, связаны с тем, что люди не чувствуют над собой контроля. Так, например, за безопасной эксплуатацией подъемных механизмов на транспорте или в "Спецстрое" надзирают сами же Минтранс и "Спецстрой". Конечно, можно и нужно самого себя контролировать и самому организовывать безопасное производство, но как самого себя наказывать за несоблюдение правил безопасности, как приостанавливать работу предприятия, приносящего тебе же прибыль? Поэтому мы, как контролирующий орган, обязаны выяснить, создал ли руководитель предприятия (любой формы собственности) стройную систему организации безопасного производства, или нет. К примеру, Росатом должен обеспечить радиационную и атомную безопасность. А мы, в свою очередь, выяснить, справляется ли Росатом с этими задачами. Или, скажем, как РАО ЕЭС, строящее амбициозные планы развития сетей, реализует планы в сфере безопасности электроэнергетики.

Я не могу не согласиться с энергетиками в необходимости увеличения производственных мощностей. По прогнозу к 1 сентября в России потребление электроэнергии должно было вырасти на 2,5%. Фактически потребление электричества возросло на 5%. К концу года мы можем получить рост в 7%. Пока новые мощности вводятся медленно. Не получить бы нам новые аварии. Нужно уже сейчас задумываться, как экономить тепло и электроэнергию. "Час побережешься - век проживешь" - говорили на Руси. А рассчитывать на то, что инспектор Ростехнадзора обеспечит безопасность, не следует. Когда придет инспектор, последуют санкции - штрафы, предписания, а то и отзыв лицензии.

Кстати, наказывать мы стали чаще. Например, если в 2004 г. в Дальневосточном федеральном округе наши инспектора собрали штрафов на сумму 180 тыс. руб., то в 2006 г. после смены руководства территориальных подразделений Ростехнадзора, цифра превысила миллион. Хочу подчеркнуть: карательные меры для нас не самоцель, а вынужденные меры. И нас должны не бояться, а уважать. А главное - считаться с требованиями безопасности.

Регулируя все вопросы технологической, экологической безопасности, мы не должны идти по пути остановки предприятий или остановки какого-то предлагаемого нам для экспертизы проекта. Мы ставим задачу заставить собственника так изменить технологию производства (или предлагаемый проект), чтобы она была безопасней, точнее сказать, минимально опасной. Я считаю, что если такой подход будет у сотрудников нашей Службы, то мы сможем заставить собственника максимально снизить риски нанесения вреда окружающей среде и поможем развитию экономики.

- По вашему распоряжению создаётся программа "Единой оценки соответствия на объектах", поднадзорных Ростехнадзору, включающая прозрачность требований, использование апробированных мировой практикой процедур, гармонизацию нормативной базы с международным стандартом. Какой эффект ожидается от её повсеместного внедрения?

- Прежде всего, это обеспечение безопасности на поднадзорных объектах, а также повышение доверия к оценке соответствия в глазах широкого круга заинтересованных лиц, в том числе российской и международной общественности. То есть мы должны показать российскому и иностранному бизнесу, что в плане регулирования технологической и экологической безопасности у нас всё находится на самом высоком уровне.

- Насколько эффективно, на ваш взгляд, Ростехнадзор взаимодействует с соответствующими международными структурами?

- Сотрудничество со странами СНГ налажено созданием Межгосударственного совета по промышленной безопасности, который объединил 10 государств - участников СНГ, а также представителей исполнительного комитета СНГ. Этот совет создан для решения проблем в области промышленной безопасности, обеспечения безопасности жизни и здоровья работников, занятых на производственно-опасных объектах, а также обеспечение согласованных действий в области нормативного регулирования для устранения технических барьеров в торговле. В области атомной энергетики Ростехнадзор плодотворно взаимодействует с МАГАТЭ.

Беседовал Евгений АЛЕКСЕЕВ

(Информационно-аналитическое издание "Советник Президента" No 41, 2006 г.)


Док. 287773
Опублик.: 26.03.07
Число обращений: 636

  • Пуликовский Константин Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``