В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Особенности региональной политики `ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ` Назад
Особенности региональной политики `ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ`
Всвязи с происшедшими за последнее время коренными изменениями во всех сферах жизнедеятельности российского общества роль и место региональной политики в системе государственного устройства и управления неизмеримо возросли, и этот процесс имеет устойчивую тенденцию дальнейшего развития. Он обусловливает необходимость нового подхода к региональной политике и отторжение старых форм и методов ее осуществления. Здесь прежде всего речь идет о создании новой программы государственной региональной политики, отражающей все особенности нынешнего этапа общественного развития и перспективы его на будущее. Объективности ради следует сказать, что попытки создания такой программы предпринимались неоднократно и на различных уровнях (от Администрации Президента, правительства, обеих палат Федерального Собрания и до научных учреждений), но, к сожалению, эти попытки не получили логического завершения. И, как результат, на сегодняшний день мы не имеем цельной, общегосударственной программы регионального развития, что является серьезным препятствием на пути возрождения и развития России.
Как известно, государственная региональная политика должна основываться на принципах и положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законах и нормативных актах органов местного самоуправления. Она должна представлять собой основу деятельности по управлению процессом развития и укрепления Российского государства, с учетом интересов как всего общества в целом, так и отдельных субъектов РФ, в частности. Другими словами, региональная политика является деятельностью государства по регулированию политического, экономического, социального и экологического развития нашей страны в пространственном (территориальном) аспекте. Исходя из этого, региональная политика должна строиться на дифференцированной и рациональной основах. Объектом региональной политики является вся территория РФ, разделенная на экономико-географические зоны, в которые входят территории субъектов РФ и местные самоуправляемые структуры. Государственная региональная политика должна строиться на принципах федерализма, социально-экономической самостоятельности, разнообразия форм и методов общественного и местного самоуправления. Данная политика должна быть направлена на обеспечение максимально возможного самостоятельного и всестороннего развития субъектов Федерации на основе использования ими своих собственных ресурсов, координации и кооперации механизмов межрегионального развития, с учетом интересов и в рамках единого Российского государства.
Исходя из этого, основными целями государственной региональной политики должны быть:

укрепление политических, экономических и социальных основ развития Российского государства;
обеспечение военной, экономической и экологической безопасности России, в целом, и каждого из ее субъектов, в частности;
обеспечение социального равновесия в жизненном уровне всех категорий и групп населения российских граждан, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой всего государства;
повышение жизненного уровня населения всех регионов нашей страны;
создание равнозначных условий для полноценного национально-культурного развития народов РФ.
С учетом этого, главными целевыми задачами государственной региональной политики должны стать:
разработка и реализация мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих конституционно установленную самостоятельность различных регионов нашей страны с сочетанием государственного стимулирования их активности на всей территории РФ;
последовательное смещение приоритетов хозяйственной, финансовой, социальной, культурной и национальной политики в сторону российских регионов;
реальное обеспечение каждому гражданину РФ конституционных прав и свобод на всей территории РФ;
формирование рациональной пространственной структуры региональной экономики, совершенствование системы территориального разделения труда, развития эффективных и конкурентоспособных направлений организации хозяйств и экономических связей регионов в рамках единого общегосударственного экономического пространства;
государственная поддержка регионов с наиболее сложными экономическими, социальными и эколоическими условиями жизни для людей, а также субъектов с недостаточным для саморазвития материальным и демографическим потенциалом;
приведение политики социально-экономического развития отдельных регионов нашей страны в соответствие с новыми геополитическими и экономическими реалиями данного времени и их доминирующей ролью в реализации стратегических планов России (в частности, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке).
Важную роль в реализации этих задач призваны играть принципы региональной политики, к которым, в частности, относятся:
формирование равных институционных условий жизнедеятельности различных регионов нашей страны, преодоление существующих различий в уровнях экономического, социального и культурного развития ряда субъектов РФ;
использование прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и размещения квалифицированных кадров на всей территории нашей страны;
внедрение отраслевого принципа специализации регионов РФ, структурная перестройка которых должна осуществляться в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой Российского государства, а также среднесрочной и долгосрочной программами его развития;
недопущение иждивенческих и сепаратист-ских тенденций, проявляющихся в отдельных регионах РФ, главным образом путем экономического и хозяйственного урегулирования возникающих противоречий.
Говоря о целях, задачах и принципах региональной политики, хотелось бы особо подчеркнуть роль и место национального фактора как составной части этой политики.
Учитывая его специфическую особенность (как известно, полиэтничность - характерный признак самой России и каждого из ее регионов), в программе региональной политики следует выделить следующие основные аспекты национального развития:

постепенное уравнивание фактических прав различных субъектов РФ (республик, краев, областей и др.);
обеспечение главенства федеральных законов во всех областях, отнесенных исключительно к компетенции Федерального центра, а также к совместному ведению Центра и субъектов Федерации;
регулирование на уровне Федерального центра международных экономических и культурных связей РФ, преодоление попыток отдельных республик, краев и областей выступать в той или иной форме в качестве субъектов международного права;
становление в полном объеме национально-культурной автономии, обеспечение ее соответствующим федеральным законодательством;
уравнивание прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, проживающих на территории РФ;
решение наиболее острых межнациональных конфликтов и противоречий мирным путем, без военного вмешательства Центра и других субъ-ектов РФ;
эффективная защита национальных прав и свобод личности во всех регионах нашей страны, особенно в зонах межнациональных конфликтов;
выработка и реализация на практике основополагающих принципов социального и культурного объединения граждан и их взаимодействие.
Таким образом, дальнейшее развитие России как цельного жизнеспособного и цивилизованного
государства невозможно без разработки и реализации реальной общегосударственной региональной политики и ее программы, направленных на укрепление и развитие многосторонних связей между Центром и регионами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления. Целью данного взаимодействия должно стать эффективное социально-экономическое развитие соответствующих региональных структур (муниципальных образований субъектов Федерации) и всей России, в целом.
Это и является одной из целевых задач деятельности Всероссийского общественно-политического движения "Духовное наследие" (о чем подробно говорится в его Программе, а также в книге председателя ЦС ВОПД А.Подберезкина "Русский путь: сделай шаг").

И в заключение хотелось бы коснуться еще одного существенного момента, имеющего непосредственное отношение к теме данной публикации. Учитывая общественный характер деятельности ВОПД "Духовное наследие" и целевую направленность его основных аспектов (возрождение традиций, гуманизм, духовность и т.д.), в качестве доминанты вышеуказанной программы государственной региональной политики, на мой взгляд, следует принять утверждение, что любое развитие Общества осуществляется прежде всего через развитие Человека с использованием его главного феномена - Духовное Сознание. В данном случае, развитие России, и, в частности, ее региональной структуры, должно осуществляться, в первую очередь, через изменение Сознания и типа мышления людей, населяющих ту или иную территорию и страну, в целом, т.е. когда речь идет о развитии экономики, политики, социальной и иных сфер жизнедеятельности нашего общества, то следует иметь в виду прежде всего подготовленность Сознания людей, осуществляющих это развитие. Ибо, как всем известно, Общество, не обеспеченное осознанностью своих членов правоты решаемых ими задач, обречено на поражение! И это надо хорошо помнить.


В.КУЛИШ, советник председателя ЦС ВОПД "Духовное наследие"
Обозреватель - Observer


Док. 287686
Опублик.: 26.03.07
Число обращений: 468

  • Кулиш Владимир Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``