В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политический класс сильно отстал от президента Назад
Политический класс сильно отстал от президента
"Журнал". Сергей Александрович, всем очевидно, что после 11 сентября российская внешняя политика сделала весьма крутой поворот. Но вместе с тем во властных структурах не появилось новых людей, которые бы ассоциировались с происходящими переменами. Как вы это объясняете?

С.К. Прежде всего я не согласен с тем, что поворот произошел после трагедий в Нью-Йорке и Вашингтоне. Новая российская внешняя политика формируется уже больше года. Практически сразу же после прихода к власти в США республиканцев Москва стала последовательно проводить курс на сотрудничество и взаимодействие. В то же время важнейшим приоритетом стало развитие отношений с западноевропейскими странами, с ЕС. Пожалуй, впервые у нас стали смотреть на Европу не через призму американо-российских отношений, а как на важнейшего партнера. События 11 сентября лишь ускорили и сделали совершенно очевидным произошедший поворот. А вот к этому оказался совершенно не готов так называемый политический класс России. Российская элита, включая, как ни странно, и многих либералов, продолжает разбираться со своими комплексами неполноценности, горюет о великодержавности. Поэтому и не появилось новых лиц. Да просто нет у нас сейчас политиков, способных сформулировать новые, нетривиальные идеи.

"Журнал". Получается, один в стране либерал, да и тот Владимир Путин.

С.К. Не разделю здесь вашу иронию. Увы, это действительно так. Глава государства и очень маленькая группка референтов занимаются сегодня выработкой внешнеполитического курса. А вот МИД практически отстранен или самоустранился. И это очень серьезная проблема.

"Журнал". То есть важнейшие решения прорабатываются довольно узким кругом людей, которые не рискуют даже признаться, что они советуют что-то президенту? Вот у Бориса Ельцина был куда более широкий круг советников.

С.К. И снова не соглашусь. Да, у Ельцина было много советников. Но, увы, большая часть звучавших тогда рекомендаций оставалась пустым сотрясением воздуха. Путин же открыт для новых идей, что и доказывает теперешняя внешняя политика.

"Журнал". И Совет по внешней и оборонной политике является одним из поставщиков этих новых идей?

С.К. Конечно же, нет. СВОП никогда не ставил и теперь не ставит задачу выдавать прямые рекомендации власти. Те доклады, которые мы создаем и публикуем, имеют целью просвещение политического класса России. Мы стремимся выявить и сделать предметом обсуждения наиболее актуальные проблемы развития общества.

"Журнал". Но не станете же вы отрицать, что ряд идей из выпущенной СВОПом книги "Стратегия для России: повестка дня для президента-2000" уже нашли отражение в новом внешнеполитическом курсе?

С.К. Скорее здесь дело в том, что эти подходы очевидны для любого непредвзято мыслящего аналитика. Мы всего лишь ввели эти идеи в оборот, сделали их предметом обсуждения.

"Журнал". Из ваших слов следует, что наша новая политика никак не подкреплена институционально. Что следует сделать, чтобы исправить положение?

С.К. Кризис, переживаемый МИД, начался не вчера. И не МИД в нем виноват. За последние 10 лет так не удалось сделать министерство реальным координатором внешней политики. Понятно, что для перестройки целого ведомства требуется немало времени. Между тем реализация президентского курса тоже потребует и новаторских подходов, и политической смелости. Ведь наше будущее отнюдь не безоблачно. Можно прогнозировать по крайней мере два вероятных кризиса. Во-первых, это расширение НАТО, которое может вызвать куда больший протест у нашего народа, чем решение США о выходе из Договора по ПРО. Во-вторых, это вероятная операция США против Ирака, которая серьезно затрагивает наши интересы. Думаю, чтобы оперативно реагировать на эти и другие вызовы, необходимо расширить аппарат внешнеполитических советников в администрации президента. Может быть, следует подумать о должности советника по национальной безопасности. Необходимо создать под эгидой администрации аналитический центр, который, работая по прямому госзаказу, смог бы нацелить лучшие силы нашей науки на решение актуальных внешнеполитических задач.

"Журнал". Но пока всего этого не сделано. Получается, новая политика может измениться в любой день?

С.К. Это не так. Все последние опросы показывают: население поддерживает курс президента на сближение с Западом, с развитыми странами. И это главный резерв новой внешней политики.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РАТЬ
14.01.02


Док. 287647
Опублик.: 26.03.07
Число обращений: 512

  • Караганов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``