В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ФАС против `лебединой верности` между банком и страховщиком Назад
ФАС против `лебединой верности` между банком и страховщиком
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обнаружила, что банки и страховщики вступают в предосудительные отношения с точки зрения конкуренции. Проще говоря, банки отправляют заемщиков страховать залоги в строго определенные страховые компании. До сих пор и на банковском, и на страховом рынке такая практика считалась очень прогрессивной. В чем антимонопольные органы усматривают нарушение духа и буквы закона о конкуренции? На вопросы "БО" отвечает заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров.

Текст: Таисия Мартынова

- Андрей Борисович, какие нарушения закона о конкуренции на финансовых рынках усматривают антимонопольные органы в практике страхования залогов банковских заемщиков-физлиц в аккредитованных при банках страховых компаниях?

- Прежде всего оговорюсь, что официальной, окончательно сформированной позиции ФАС по этому поводу пока нет. До тех пор, пока эта позиция не будет сформулирована, мы можем рассуждать с точки зрения логики закона, бизнеса и целесообразности.
Практика "парного" бизнеса вызывает сомнения в своей правомерности, обоснованности и необходимости для развития рынков. Помните известную рекламу стиральных машин и стиральных порошков: условно говоря, если машина "Индезит", то порошок "Ариль". Подобные приемы ограничивают конкуренцию, в том числе и на рынке финансовых услуг. Они предполагают, что каждый участник рынка должен найти себе пару на другом рынке, и конкурировать будут уже эти пары. Как можно расценивать эту практику, если в салоне официального дилера Yamaha "Нексус Мото" кредит на мотоцикл можно взять только у Сбербанка. А у официальных дилеров BMW кредит на покупку мотоцикла можно получить только в Райффайзенбанке. То же самое с покупкой в кредит мотоциклов Honda. Harley Davidson можно приобрести в кредит только с помощью банка "Сосьете Женераль Восток" (БСЖВ). Мы не против эксклюзивных отношений между банком и салоном, потому что теоретически клиент может взять нецелевой кредит в большом количестве кредитных организаций. Но практически везде в соглашении банка и автосалона условием предоставления кредита является страхование рисков заемщика в строго определенных страховых компаниях, иногда вообще в одной-единственной компании. А это уже противоречит духу конкуренции.
Если мы станем на позицию потребителя, то увидим, что, желая приобрести товар или услугу, мы вынуждены выполнять условия, которые нам невыгодны.

- Вы имеете в виду, что приобретение одной услуги обусловлено приобретением другой?

- Да, это формулировки из законодательства по защите прав потребителей . И практика аккредитации страховщиков похожа на случаи, которые регулируются нормами защиты потребителей. Но мы говорим сейчас о конкуренции. Например, я, как потребитель, выбираю кредитную организацию для получения кредита и оцениваю условия кредитования - размер процентной ставки, различного рода платежи, сборы, комиссии - и высчитываю таким образом размер своих расходов. И в этом момент мне говорят: нет, ты еще должен застраховать залоговое имущество именно в данной компании и заплатить означенную сумму. Услуга сразу становится для меня, как для потребителя непрозрачной и выпадающей из конкурентного поля. Я не могу провести собственное маркетинговое исследование с тем, чтобы найти для себя приемлемое соотношение цены и качества данной комплексной, связанной услуги.

- Вы считаете, что у потребителя не хватит квалификации, чтобы разобраться в условиях комплексной "банковско-страховой" услуги?

- Даже если потребителю хватит квалификации, у него неизбежно возникнет вопрос: почему я не могу сам оценить надежность компании? Имущество-то мое, и риски мои. Разумеется, я заинтересован в том, чтобы имущество не было утрачено, потому что оно является обеспечением по моему же кредиту. Утратив имущество, я окажусь в долговой яме.

- Банки считают возможным настойчиво рекомендовать заемщику страховую компанию, потому что риски страхуются в пользу банка, выгодоприобретателем является банк. Значит, банк имеет право сам оценить надежность страховой компании.

- Вот именно! Навязывая заемщику страховую компанию, банк снимает с него ответственность за выбор. Не надо оценивать надежность, соотношение цены и качества услуги. Но что произойдет, если разорится компания, выбранная банком? На кого лягут риски и повторные расходы на страховку? Банк является выгодоприобретателем только при наступлении страхового случая? А если рухнет страховая компания, если отзовут у нее лицензию, кто станет "выгодоприобретателем"? За чей счет и по чьему выбору будет осуществляться повторное страхование имущества?

- Банки защищают аккредитацию страховщиков тем, что эта практика позволяет им повысить качество услуги, сократить время выдачи кредита. Если с каждым новым клиентом заново оценивать устойчивость новой страховой компании, возрастут расходы банка, которые отразятся в тарифах.

-Наша позиция состоит в том, что практика страхования залога в строго определенных компаниях неадекватна нормам конкуренции. Она не способствует ни повышению качества услуг, ни снижению стоимости этих услуг, ни возможности выбора. Комплексность услуг дает возможность необоснованно повысить реальную стоимость кредита. В рекламе банк заявляет конкурентоспособные ставки, привлекательные для клиента. А в "страховую" часть тарифа закладываются дополнительные доходы. Ставки КАСКО для потребителей автокредитов едва ли не в 2 раза выше тарифов для покупателей авто за наличные. Не потому ли, что рынок автострахования, не связанный с кредитами, является конкурентным, потребители услуги имеют возможность свободного выбора, и формирование тарифов происходит по рыночным правилам?
Кроме того, некоторые банки ставят условием страхования рисков не только по ОСАГО и КАСКО, но и страхования жизни. То есть совсем комплексное обслуживание!
Такая привязка банка и страховщика убивает конкуренцию на рынке страхования. Страховая организация не предлагает услуг своим клиентам по адекватной цене, а вместо этого вступает в скрытые отношения с кредитными организациями, и не исключено, что между ними происходит раздел этой дополнительной "неконкурентной" части дохода. Страховая компания может выплачивать банку комиссионные с собранных премий.

- Да собственно, ни банки, ни страховщики этого не скрывают. Подобные технологиями даже считаются прогрессивными с точки зрения развития кредитного и страхового рынков. Страховщики существенно расширяют круг клиентов, а банки совершенно официально и легально получают дополнительный доход в виде комиссионного вознаграждения от страховщика.

- А мы это рассматриваем как действия финансовых организаций, которые делят рынок по потребителям услуг. В ФАС поуступили заявления от страховых компаний, которые не попали в такую программу "прогрессивного развития бизнеса". Эти страховщики говорят о том, что от них уходят клиенты, потому что рынок страхования залогов поделен. Например, у клиента есть уже застрахованное имущество, автомобиль или недвижимость, которое он предоставляет в обеспечение для получения кредита. Банк не выдает заемщику кредит, пока он не разорвет договор со своей страховой компанией и не застрахует залог в другой, аккредитованной компании. А ведь не исключено, что клиент долго выбирал свою компанию и удовлетворен условиями и сервисом. Возможно, он давно страхуется в своей компании и уже заработал какую-то скидку. Разрывая договор со своей компанией, клиент теряет скидки или бонусы. Получается, что практика аккредитации сразу ведет к удорожанию услуги. Ущемляется и неаккредитованный страховщик, и потребитель услуги. Разве это нормально с точки зрения конкуренции? Такая практика вряд ли заслуживает поощрения.

- Как вы оцениваете ситуацию с точки зрения конкуренции, когда у банка не одни страховая компания в партнерах, а пять, семь, десять?

- Все равно это ограничение конкуренции, потому что в данном случае принципиально стоит вопрос: кто выбирает? Потребитель или банк? На мой взгляд, эта коллизия должна решаться просто. Если у банка есть сомнения в том, что залоговое имущество, которое страхует заемщик, может быть застраховано в ненадежной страховой организации ненадлежащим образом, то пусть банк страхует залог сам - там, где находит нужным. Пусть банк сам становится страховщиком и платит страховую премию кому угодно и по тем ставкам, которые считает приемлемыми. Тогда страхование для банка станет действительно способом контроля над рисками, а не способом извлечения дополнительного дохода. Тарифы на страхование станут конкурентными, равно как и тарифы на кредитование. Банк не сможет занижать кредитные ставки, компенсируя потерю доходов повышением страховых ставок. Тарифы станут прозрачными, равно как и конкурентная ситуация на обоих рынках. Безусловно, от этого выиграют потребители кредитов.
Как видите, в своих рассуждениях мы докопались до какого-то рационального зерна. Выводы можно сформулировать следующим образом. Практика "парного" бизнеса не способствует развитию здоровой конкуренции и установлению конкурентоспособных цен. Соответственно, или заемщик должен страховать залоговое имущество в самостоятельно выбранной страховой компании, или банк должен сам выступать страхователем.

- Существующее законодательство позволяет защитить эту логику?

- Мы будем обсуждать этот вопрос на заседании экспертного совета по ФАС России, причем, одновременно соберутся две секции - банковская и страховая. Экспертный совет должен дать ответ на вопрос: мы правы в своих рассуждениях или нет. Хотя лично я уверен, что та логика, которую я сейчас изложил, не сильно грешит хотя бы с точки зрения здравого смысла и защиты конкуренции. Мы хотим протестировать самих себя и с точки зрения соответствия наших выводов действующему законодательству. Если экспертный совет скажет, что есть признаки нарушения закона, то ФАС будет действовать в соответствии со своими полномочиями.
Но возможно, экспертный совет признает, что логика наших рассуждений верна, но закон не позволяет нам сегодня заставить участников рынка отказаться от "парного" ведения бизнеса. В таком случае ФАС внесет предложение о дополнениях в закон о конкуренции, новая редакция которого сейчас проходит второе чтение. В нем будут отдельно введены специфичные нормы для данного класса явлений на рынке. Например, в ст. 6 нового законопроекта наряду с традиционным перечнем недопустимых действий, которые являются барьером при входе на рынок, появилась норма о недопустимости барьеров при входе в платежные системы. Закон начинает описывать частные случаи, которые проявляются на рынке в массовом порядке, которые идут вразрез с духом конкуренции и становятся ограничительной практикой.

- Андрей Борисович, сегодня и банкиры, и страховщики говорят о том, что сотрудничество между ними налаживается сложно, но даже тот уровень партнерства, которого удалось достичь, существенно продвинул в развитии и банковский, и страховой рынок. Вас не смущает, что вместе с практикой, ограничивающей конкуренцию, придется "душить" эти ростки развития рынков?

- Замечу, что в новой редакции закона о конкуренции будут объединены два закона: о конкуренции на товарных и финансовых рынках, потому что на финансовых рынках между участниками возникают отношения, схожие с теми, что складываются между компаниями-производителями и официальными дилерами, например. В договор между производителями и дилерами тоже закладываются нормы, которые можно рассматривать как практику, ведущую к ограничению конкуренции. Происходит раздел рынков по территории и по цене реализуемой продукции. Чтобы было понятно, расскажу, как борются итальянцы с вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Собственник может иметь одновременно добычу нефти, переработку и розничную реализацию, то есть АЗС. Но заправки он обязан отдать в аренду независимому оператору, и хозяину запрещается устанавливать цены на этих заправках. В российском законе такой нормы нет, а ведь она предназначена для того, чтобы конкурировали между собой не эти вертикальные "столбы", которые состоят из нескольких бизнесов-сегментов, работающих на разных рынках, а сами эти бизнесы каждый на своем рынке. Чтобы конкуренция была не вертикальной, а горизонтальной. Ведь если конкурируют вертикальные интегрированные бизнесы, то им очень просто разделить территории, установить монопольные цены, скрывать ценообразование в вертикальных отношениях и давить сразу несколько рынков.
То же самое сегодня происходит на финансовом рынке. Мы не хотим, чтобы конкурировали "столбы", состоящие из банка, страховой компании и еще какого-нибудь элемента. Эти связки мы будем резать.


ж. Банковское обозрение No3

15 марта 2006


Док. 287629
Опублик.: 26.03.07
Число обращений: 264

  • Кашеваров Андрей Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``