В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Швыдкой: `Публика ходит на наше кино. Так что наше кино не в жопе` Назад
Михаил Швыдкой: `Публика ходит на наше кино. Так что наше кино не в жопе`
В пятницу вечером в Театре Российской армии раздавали крылатых богинь победы за успехи в прошлом киногоду. "Ника" была юбилейной, двадцатой. И как на каждом серьезном юбилее, здесь было все - и пафос, и душевность, и слеза, и чувство усталости - от значимости ли события или от длительности: а шла церемония, включая долгий и утомительный сбор гостей и их неторопливую рассадку, аж пять часов.

Настроение сразу задал ролик - хроника прошлых "Ник". Когда на наших глазах молодые свежие красивые лица год от года менялись на лощеные, холеные и имеющие только подобающее выражение лица, грустно стало сразу. Словно присутствуешь при немыслимой и неприличной операции - когда пышнотелая русская красавица, утопающая в пожаре страстей, постепенно превращается в некую Барби - даму-куклу без морщин - а значит, без судьбы. Какая уж судьба, когда борьба не за кино, а за бокс-офис...
Тоски добавил Эльдар Рязанов, сказав в своей прощальной речи, уходя с поста президента:
- До рассвета нашего кинематографа еще очень и очень далеко. Из наших картин ушел гуманизм, любовь к человеку, особенно к маленькому человеку. Мы делаем хмурое, злое, часто натуралистичное и, главное, не обаятельное кино.
Алексей Баталов, которому Эльдар Александрович передал бразды правления, к счастью, был, как всегда, элегантно самоироничен:
- Я понимаю, что изо всех ролей, на которые я могу теперь рассчитывать в кино, осталась роль зицпредседателя в "Золотом теленке"...
Юлий Гусман, ведущий по традиции церемонию, продолжил спасать положение: "Нас долго упрекали, что "Ника" проходит без умных речей, как капустник, ну вот, теперь все в порядке - научно-практическая конференция, посвященная 20-летию "Ники", началась". Шутка прошла, но осадок остался.
Причем все вышесказанное никак не относится к фильмам - лауреатам 20-й "Ники". Как известно, на каждой премии фильмы - отдельно, церемония - отдельно. Фильмы-победители все, кто уже хотел, посмотрели и мнение свое составили. Итоги - перед вами, на этой же странице. Итоги - абсолютно ожидаемые и потому давно не обсуждаемые. Такого фильма-откровения, как "Остров", не было давно, и хорошо, что он получил аж шесть "Ник". И "МК" особенно приятно, что триумфальное шествие фильма Павла Лунгина началось с победы на IV фестивале отечественного кино "Московская премьера", одним из учредителей которого является наша газета. Жалко, правда, что "Ник" столько, сколько есть, и другим досталось мало - так всегда кажется, когда одна картина забирает все.
Возвращаясь к церемонии. Грустная прелюдия перешла в трогательное чествование режиссера-мультипликатора Федора Хитрука, которого поздравляло все семейство Лазаревых, принеся "отцу" Винни-Пуха и горшочек меда, и шарик, и шнурок с колокольчиком. Причем сам Федор Савельевич, который даже не смог встать со своего кресла, в котором его выкатили на сцену, ответил ярче всех, вместе взятых, в тот вечер:
- Я волнуюсь, потому что оказался в положении своего Пятачка из "Винни-Пуха": не мог же я один наделать столько шума!
Из вручантов же лучшими, конечно, стали Михаил Державин и Александр Ширвиндт, которые распаковывали конверт с победительницей в номинации "Лучшая женская роль второго плана". Тот случай, когда с порохом в пороховницах нормально. "Но жизнь прекрасна - пропусти стакан, и даже первым станет третий план". Жаль, нельзя к газете приложить и звук. Без авторской интонации легендарного дуэта, конечно, этот практически лозунг - призыв к действию теряет половину обаяния. Но зал, поверьте, рыдал от смеха. Ну и кто, кроме них, осмелился бы про номинантку в этой категории Анну Михалкову сказать: "Анечка Михалкова - девочка с трудной судьбой. Папа работает грузчиком. (Пауза.) Носит на руках звезд мирового экрана". Вынос Романа Полански Михалковым на "Золотом Орле" стал самым живым моментом последнего "Золотого Орла".
Самым искренним из тех, кто получал, стал, конечно, Петр Мамонов: "Вдруг стали много давать и много про меня писать, что я прихожу грязный, неопрятный. Но вот я сегодня подготовился - брючки даже погладил. Думаю, теперь надо немного помолчать, чтобы все потом рассказывали: вот, мол, Мамонов наговорил, а его вырезали... Мы не старались делать агитку по православной вере. Я считаю, надо делать либо обычное кино, либо гангстерское. Остальное - запретить. Либо развлечение, либо чтобы человеку поплакать".
Самым же неприличным из тех, кому доверили вручать, оказался Дмитрий Быков, который в стихах вдруг резко и жестоко отчитал всех и вся. И когда в номинации "Открытие года" выпал фильм Ивана Вырыпаева, который он не раз публично приложил, г-н Быков, неловко сунув "Нику" победителю, резко развернулся к нему и залу задом и стремительно убежал со сцены.
А итог дискуссии, красной строкой проходившей через всю церемонию, - что с нашим кино: оно в жопе, как утверждает главный герой фильма "Изображая жертву", или все-таки на коне, подвел Михаил Швыдкой: "Я сейчас вам страшную цифру назову - сегодня в запуске 214 проектов. Никогда такого не было. Нам сегодня есть из чего выбирать. И публика ходит на наше кино. А она не дура. Так что наше кино не в жопе! ".

Елена АРДАБАЦКАЯ
СЛОВО ПОБЕДИТЕЛЯМ
Павел ЛУНГИН:
- Павел Семенович, а если б вам сказали - выбирайте что-то одно: "Оскар" или "Ника"?
- Что это за провокация такая? (Хохочет.) Вы сами знаете ответ: конечно, "Ника"!
- Где будете хранить своих "Ник"?
- Я сниму им квартиру особую, в центре, светлую, просторную и чтобы выходила на зеленый двор - в нее и помещу всех этих птиц. Буду приходить два раза в неделю, сыпать им пшена.

Эльдар РЯЗАНОВ:
- На ваш взгляд, почему "Андерсен..." на "Нику" был выдвинут по ряду номинаций, а "Золотой орел" его оставил без внимания?
- Не знаю, лучше спросите у киноакадемиков "Орла". Может, они его не смотрели? Честно говоря, их мнение о картине мне неизвестно.
- Какая премия для вас самая дорогая?
- "Ника", конечно. (Улыбается.) Потому что это награда от террариума единомышленников. Понимаете? На каких-то премиях может повезти. А здесь ни хрена: ничего не организуешь, не подтасуешь. Либо проголосуют, либо не проголосуют. Вот и все.
- Вы сегодня наше нынешнее кино разругали в пух и прах. Неужели вам совсем ничего в нем не нравится?
- Ну почему? Понравился "Питер FМ". Он был в номинации "Открытие года", так я за него голосовал, но "Ника" досталась не ему. Тут же ситуация какая - сколько людей, столько и мнений. "Изображая жертву" мне тоже понравился. Фильм тяжелый, страшный, но очень мастеровитый. Я за него тоже по многим номинациям голосовал. Но картина мало чего получила... Кажется, кое в чем мое мнение перестало совпадать с мнением академиков. Надо подумать: либо академию менять, либо самому меняться. (Смеется.)
- Вы говорили, что, уйдя с поста президента академии, у вас будет больше времени. Над чем сейчас работаете?
- Начал писать новую книгу.

Иван ВЫРЫПАЕВ:
- Вы получили "Нику" из рук Дмитрия Быкова, который не скрывает, что фильм ему ваш категорически не нравится.
- Не скажу, что этот факт меня как-то особо обрадовал или обидел. Каждый имеет право высказывать свое мнение.
- Говорят, вы уже начали работать над новым фильмом.
- Скорее пытаюсь начать. (Улыбается.) Картина в стадии разработки. Называется "Кислород". Это попытка размышления над моей одноименной пьесой.
- Какие фильмы за прошлый год в вашем личном хит-параде?
- Новая история про Джеймса Бонда "Казино "Рояль" - потрясающая. Впечатлил "Кинг-Конг" Питера Джексона. А из наших - "Свободное плавание" Хлебникова и "Изображая жертву" Серебренникова. Еще был очень тронут даже не столько "Островом", сколько исповедальностью Петра Мамонова.

Петр МАМОНОВ:
Мамонов, получив "Нику", поторопился уйти. Ему предстоял концерт в Санкт-Петербурге. Корр. "МК" удалось дозвониться в Питер и поговорить с Ольгой Мамоновой, женой актера и музыканта, отсыпающегося после выступления.
- "Ника" для нас сюрпризом не стала. Ведь "Остров" больше чем полтора месяца не сходил с экранов.
- В чем, по-вашему, секрет картины?
- Каждый зритель стремился пережить боль отца Анатолия. И важно, что Петр абсолютно ничего не играл. Он и в жизни такой. Много молится, много работает. Его готовность помогать просто неиссякаема. Обидно, что правительство оставило "Остров" без внимания. Ведь у нас даже квартиры нет. Петр вынужден много работать, чтобы прокормить семью.
- Какая премия для него самая дорогая?
- И "Нику", и "Золотого орла" мы храним очень бережно. Сложно сказать, какую награду он ценит особенно. Ведь эти премии - это прежде всего признание коллег.
- Будет ли Петр Николаевич еще сниматься в кино?
- Да. Отдыхать-то он не умеет. Надеюсь, не выдам вам сейчас секретную информацию. (Смеется.) Ему Паша Лунгин как-то признался, когда они еще на "Острове" работали, что, мол, ты мне во сне снишься. Лунгин решил снять его в роли Ивана Грозного и теперь ищет деньги на эту картину. А сейчас Петр занят концертами, готовит новый музыкальный спектакль "Сказки братьев Гримм".

Лариса РЕЗНИКОВА, Никита КАРЦЕВ
ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ПРЕМИИ "НИКА" ЗА 2006 ГОД
Лучший игровой фильм
"Остров", реж. Павел Лунгин
Лучший фильм стран СНГ и Балтии
"Два в одном", реж. Кира Муратова
Лучший неигровой фильм
"Зощенко и Олеша: Двойной портрет в интерьере эпохи", реж. Евгений Цымбал
Лучший анимационный фильм
"Моя любовь", реж. Александр Петров
Лучшая режиссерская работа
Павел Лунгин, "Остров"
Лучшая сценарная работа
Игорь Порублев при участии Александра Велединского, "Живой"
Лучшая операторская работа
Андрей Жегалов, "Остров"
Лучшая музыка к фильму
Айдар Гайнуллин, "Эйфория"
Лучшая работа звукорежиссера
Стефан Альбине, Степан Богданов и Владимир Литровник, "Остров"
Лучшая работа художника
Людмила Кусакова, "Андерсен. Жизнь без любви"
Лучшая работа художника по костюмам
Наталья Иванова, "Андерсен. Жизнь без любви"
Лучшая мужская роль
Петр Мамонов, "Остров"
Лучшая женская роль
Евгения Симонова, "Многоточие"
Лучшая мужская роль второго плана
Виктор Сухоруков, "Остров"
Лучшая женская роль второго плана
Лия Ахеджакова, "Изображая жертву"
Открытие года
Иван Вырыпаев, "Эйфория" (режиссер)
Честь и достоинство
Эльдар Рязанов
За вклад в кинематографические науки, критику и образование
Александр Белоусов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения
За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа
"Казус Кукоцкого", реж. Юрий Грымов
За выдающийся вклад в российский кинематограф
Федор Хитрук

Московский Комсомолец
от 26.03.2007

Док. 287583
Опублик.: 26.03.07
Число обращений: 663

  • Швыдкой Михаил Ефимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``