В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя руководителя ФАС РФ Голомолзина А.Н. Академии проблем безопасности обороны и правопорядка Назад
Интервью заместителя руководителя ФАС РФ Голомолзина А.Н. Академии проблем безопасности обороны и правопорядка
Анатолий Николаевич, на противодействие каким угрозам экономической безопасности направлена деятельность Федеральной антимонопольной службы в сфере электроэнергетики? Каких результатов удалось достичь?

В Концепции национальной безопасности сформулированы угрозы экономической безопасности и механизмы, обеспечивающие противодействие этим угрозам. Реализация национальных интересов России возможна на основе устойчивого развития экономики. Угрозу экономике представляет ослабление единого экономического пространства страны и его важнейших составляющих, таких как производственно-технологических и транспортных связей. Единое правовое пространство размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции РФ перед другими правовыми актам. В международной сфере угрозы создают, в частности, ослабление интеграционных процессов на пространстве СНГ, а также противодействие укреплению России как центра влияния в многополярном мире.

Задачи ФАС России конкретизируются и уточняются исходя из ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию. Так, в посланиях Президента РФ говорится о создании эффективной системы использования природных ресурсов, прозрачных условий доступа к ним, например - с помощью аукционов; объединении экономических центров страны с созданием конкурентной среды и предоставлением беспрепятственного выхода хозяйствующим субъектам на региональные и международные рынки и обеспечением предоставления высокого уровня инфраструктурных услуг; продолжении реформ компаний - естественных монополий, имеющих огромные резервы для развития конкуренции, при этом реформирование монопольного сектора экономики должно проводиться в интересах потребителей продукции и услуг, граждан страны, приводить к понижению издержек; недопустимости чрезмерного административного вмешательства в экономику.

ФАС России находится в системе органов госвласти и, соответственно, в рамках компетенции, которая возложена на нее законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, реализует свои полномочия и свои обязанности, координируя свою деятельность с другими органами власти.

Что касается компетенции ФАС в сфере обеспечения экономической безопасности, то это, в частности, правоприменительная практика в рамках контроля соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также законодательства о естественных монополиях. Принципиальным является обеспечение приоритета и безусловного исполнения Конституции РФ, которая содержит нормы прямого действия, посвященные вопросам конкуренции - это статьи 8 и 34, в соответствии с которыми в России гарантируется обеспечение требований конкуренции и гарантируется недопущение ограничения перемещения товаров и услуг в границах Российской Федерации. Замечу также, что именно антимонопольным органом был разработан в свое время закон "О естественных монополиях", который имеет уже 10-летнюю историю применения в России.

Что важно, аналогичное законодательство было в последствии принято и успешно применяется в странах СНГ. ФАС России принимает самое активное участие в деятельности Межгосударственного Совета по антимонопольной политике стран СНГ. Идут процессы по формированию Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России, Украины. Мне поручено возглавить Рабочую группу экспертов четырех государств, занимающихся разработкой 17 соглашений по вопросам конкурентной политики, регулирования и контроля естественных монополий, государственной помощи и государственных закупок, а также отраслевые соглашения в сфере электроэнергетики, газа, транспорта нефти, железнодорожного транспорта, связи. Экспертами уже пройдена большая часть пути, разработаны проекты всего перечня соглашений, а некоторые из этих соглашений уже находятся на внутригосударственных согласительных процедурах.

Что касается ситуации на электроэнергетических рынках России, то именно здесь имеется наибольшее число нарушений антимонопольного законодательства со значительным отрывом, опережая другие отраслевые и товарные рынки - за второе и третье место борются между собой связисты и транспортники. Ежегодно мы выявляем более 600 нарушений антимонопольного законодательства в электроэнергетической сфере. Большей частью они связаны со злоупотреблением хозяйствующими субъектами своим положением на рынке. В условиях монополизированной энергетики это неудивительно: у потребителя нет возможности выбора для себя поставщика, он должен пользоваться теми сетями, которые к нему подходят.

Сейчас проводится реформирование электроэнергетической отрасли. При этом принципиально важно на каждом этапе реформы осуществлять постоянный мониторинг за ее ходом для того, чтобы реформа шла в том направлении, которое определено законодательными актами и достигались ее результаты: повышение эффективности функционирования и развития энергетики, гарантирование надежного энергоснабжения населения и народного хозяйства и обеспечение баланса интересов между производителями и потребителями.

ФАС также участвует в подготовке и реализации реформы электроэнергетики в пределах своей компетенции. В рамках пакета законов по электроэнергетике нашим ведомством совместно с другими заинтересованными органами подготовлен ряд распоряжений правительства. Мы были, в частности, ответственными исполнителями по таким документам, как "Правила недискриминационного доступа в электроэнергетике", а также постановления правительства "О стандартах раскрытия информации". При разработке правил недискриминационного доступа мы исходили из того, чтобы взаимоотношения энергетиков и их контрагентов были в полной мере упорядочены, понятны, прозрачны. А в стандартах раскрытия информации важно было найти баланс между информацией, которая действительно должна быть открытой и информацией, которая может составлять коммерческую тайну либо повлиять на безопасность и надежность поставок электроэнергии потребителям.

Кроме того, мы работаем над созданием инфраструктуры рынка электроэнергетики. В частности, создана специальная торговая площадка - это администратор торговой системы (АТС), формируется в рамках новых правил и новая система договорных отношений как на регулируемом рынке, так и на секторе свободной торговли. В настоящее время идут следующие этапы развития свободной торговли, порядка 10 % рынка электроэнергии торгуется на свободном секторе. Предполагается дальнейшее расширение этой торговли - и географическое, и количественное. Уже сейчас начались торги в сибирской зоне - раньше торговалась электроэнергия только в зоне Европейской части и Урала. Кроме того, внедряется система двухсторонних контрактов между поставщиками и потребителями электроэнергии. Эти преобразования преследуют цель формирования единого рынка электроэнергии, который работает по единым правилам, в рамках которого покупатели свободно, без ограничений, за исключением технологических, могут приобрести энергию у любого производителя электроэнергии по конкурентному предложению. Таким образом, находится баланс интересов по более, чем 6 тысячам узлов, где эта электроэнергия может продаваться и покупаться.

Какие факторы затрудняют эффективность выполнения задач, стоящих перед вашим ведомством?

Если говорить о пресечении нарушений антимонопольного законодательства, то пока явно недостаточными являются санкции за его нарушение. Максимальная санкция, которая действует сейчас за неисполнение предписаний антимонопольного органа, составляет 5000 МРОТ, соответственно 500 000 рублей.

Кроме того, действующее законодательство, основанное на парадигме "один крупный монополист, много мелких игроков" не чувствует современных особенностей рынка. Жизнь рисует совершенно другую картину: сейчас преобладают рынки, имеющие олигопольный характер. Как правило, несколько крупных игроков проводят согласованную политику для собственной выгоды, но с ущемлением интересов потребителей. В подготовленной нами новой редакции антимонопольного законодательства внесен целый ряд новелл, которые позволяют более эффективно его применять. Кроме того, законодательство об электроэнергетике также вводит ряд норм, которые отражают специфику электроэнергии как товара, а именно то, что электроэнергия производится и одномоментно потребляется. В закон "Об электроэнергетике" введены ряд новых понятий, в частности, об исключительном положении на рынке. Например, если в рамках общего антимонопольного законодательства доминирующим может быть признано положение субъекта, если его доля начинает превышать 35 %, то применительно к электроэнергетике, состояние дефицита электроэнергии позволяет получить монопольную власть на рынке при существенно меньшей доле. Сейчас мы готовим постановление правительства, посвященное порядку антимонопольного контроля и учету специфики электроэнергии как товара и выстраиваем специальную систему мониторинга, предупреждения и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, чтобы не допустить лавинообразного развития событий по калифорнийскому сценарию, когда вследствие резкого роста цен могут произойти аварии системного характера. То есть причиной будут уже не технологические факторы, а именно факторы рыночного ценообразования.

Анатолий Николаевич, а новое антимонопольное законодательство предусматривает повышение санкции за его нарушение?

Да, мы одновременно подготовили поправки и в Кодекс об административных правонарушениях, в рамках которого отходим от привязывания штрафов к размерам МРОТ и вводим т.н. оборотные штрафы. И в рамках законопроекта, который готов к внесению в правительство, планируется, что максимальный штраф может составить 4 % от годового оборота компании для наиболее опасных с точки зрения антимонопольного законодательства нарушений, а именно картельных сговоров. Для злоупотребления доминирующим положением на рынке предусмотрена санкция в виде 2 % от годового оборота. То есть мы применяем нормы, характерные для антимонопольного законодательства зарубежных стран, стран ОЭСР, хотя мы еще не вышли на те пороговые значения, которые там используются: скажем, в Европе и в США - до 10 % от годового оборота. Возможно, это будет следующий этап.

Каковы наиболее распространенные формы нарушений антимонопольного законодательства в электроэнергетике?

Прежде всего, нарушения касаются платы за присоединение к энергосетям. В соответствии с законом "Об электроэнергетике" и правилами недискриминационого доступа плата за присоединение должна регулироваться государством и обеспечивать компенсацию затрат, непосредственно связанных с присоединением к сети. Сейчас же в очень большом количестве случаев плата устанавливается электроэнергетическими компаниями самостоятельно и является явно чрезмерной, причем как для юридических, так и для физических лиц. Это расценивается нами как нарушение ст.5 закона "О конкуренции", в соответствии с которой запрещено навязывать контрагентам невыгодные либо не относящиеся к предмету договора требования, в том числе необоснованные требования по передаче части финансовых средств. Так вот для того, чтобы потребителю с небольшим расширением нагрузки присоединиться к сетям, от него требуют построить, например, подстанцию. Такого рода нарушения нами пресекаются, в массовом порядке возбуждаются дела. Я думаю, что выход новых правил недискриминационного доступа существенно сократит подобные нарушения.

Примечательно, что в последнее время начала качественно меняться структура нарушений антимонопольного законодательства. Сейчас на рынок приходят новые участники. С ноября 2003 года участниками сектора свободной торговли начали становиться независимые от РАО "ЕЭС" организации, и за счет этого естественно происходит повышение конкурентного предложения на рынке электроэнергии. Если раньше мы говорили об ущемлении интересов контрагентов, то сейчас началась конкурентная борьба между энергоснабжающими организациями за потребителя. Одной из ключевых проблем в этой ситуации становится проблема доступа на рынок. Мы даже были вынуждены выстроить специальную систему, которая бы гарантировала независимым участникам доступ на сектор свободной торговли: в РАО "ЕЭС" были созданы соответствующие корпоративные структуры, которые рассматривают противоправные действия дочерних акционерных обществ. Далее, при администраторе торговой системы из членов Наблюдательного совета АТС создана конфликтная комиссия - как бы эквивалент товарищеского суда, который рассматривает ограничения на сектор свободной торговли участников рынка. Я также являюсь членом наблюдательного совета и председателем этой конфликтной комиссии, но не по должности - таков был выбор участников рынка. Если вопрос не урегулируется и в комиссии, а там, а такое зачастую случается, то хозяйствующие субъекты могут напрямую обратиться в ФАС. В последнее время количество таких разбирательств увеличилось. И последняя инстанция - судебная. Сейчас происходит формирование судебной практики пресечения ограничения конкуренции при доступе на рынок.

Анатолий Николаевич, расскажите о работе ФАС в сфере нефтяной и нефтехимической промышленности.

Рынок нефти и нефтепродуктов имеет принципиальное значение для экономики государства, и с точки зрения поставки нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок, и с точки зрения поставки нефти и нефтепродуктов на внешний рынок, являющейся одним из основных источников доходов для государства. В прошлом году нами было возбуждено порядка 20 дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства, в 10 случаях факты нарушений были установлены и выданы предписания об их устранении. В частности, были выданы предписания об изъятии необоснованно полученного дохода и перечислении в федеральный бюджет порядка 100 млн рублей. Вместе с тем эти цифры явно неадекватны последствиям, которые могут иметь место в случае нарушений антимонопольного законодательства.

Если говорить о типологии нарушений, то здесь нарушения самые разные: это и враждебные поглощения, и злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке, это и картельные сговоры, это и действия органов власти, которые ограничивают конкуренцию. Что характерно, здесь преобладают нарушения, связанные с согласованными действиями, что нехарактерно для других товарных рынков. Случаев горизонтальных и вертикальных сговоров немало, однако процесс их доказывания крайне затруднен, ведь такие соглашения, как правило, носят устный характер. Поэтому требуется в значительной степени аналитическая работа и постоянный мониторинг рынка. И наши территориальные управления еженедельно сообщают нам о ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов, поскольку мы были вынуждены взять эту ситуацию под постоянный контроль. Мы пользуемся и другой доступной информацией, и ведомственной статистикой, и данными Госкомстата, что позволяет нам оперативно реагировать на ситуацию, если имеются признаки тех же картельных сговоров.

Поступает ли в ФАС информация из правоохранительных органов?

Действующим законодательством предусмотрено содействие со стороны органов внутренних дел антимонопольным органам при осуществлении ими своей деятельности. Не так давно мы подписали соглашение с МВД, которое позволяет нам более плотно работать с органами внутренних дел. Важно, что в системе МВД сейчас создано структурное подразделение, которое непосредственно занимается вопросами нарушений антимонопольного законодательства. Это качественно изменило ситуацию. Кроме того, за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрен состав преступления в Уголовном кодексе - ст. 278 УК. И уже сейчас наши коллеги в МВД подготовили предложения по изменению редакции этой статьи для того, чтобы повысить действенность правоприменения в этой сфере. До сих пор эта статья применялась очень редко. С одной стороны, это обусловлено тем, что действительно очень сложно провести и выстроить систему доказательств в случае картельного сговора, а с другой стороны, раньше работа в этом направлении тонула в общей статистике дел МВД, затраты труда были несоразмерными с результатами. Сейчас же ситуация качественно поменялась. Это подразделение действительно очень квалифицированно работает и участвует во многих коллегиях ФАС. Мы действительно неплохо работаем совместно - это значительная помощь и поддержка.

В прессе проходила информация о запросах, направленных ФАС в адрес ЛУКОЙЛа, "Сибнефти", "Сургутнефтегаза", ТНК-ВР, ЮКОСа, "Роснефти", "Татнефти", "Башнефти", "Славнефти" и "Альянса" с требованием предоставить информацию с обоснованием повышения цен на нефтепродукты...

Сейчас мы анализируем поступившую информацию. В этом году возбуждено несколько дел - в Орле, в Нижнем Новгороде, Ульяновске, ряде других регионов, ожидаются серьезные решения. Есть случаи враждебных поглощений, когда нефтяные компании пытаются приобрести независимые АЗС. После приватизации 1992-1995 годов сформировался рынок вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые доминировали по поставкам нефтепродуктов на региональные рынки. По сути после ряда приватизационных указов рынок оказался поделен между крупными нефтяными компаниями по территориальному принципу. Существовал довольно-таки развитый розничный рынок нефтепродуктов, что в какой-то мере позволяло сдерживать необоснованный рост цен. В условиях, когда действуют один или несколько оптовых поставщиков, это сделать чрезвычайно трудно. Когда еще идет и поглощение независимых АЗС, это создает еще большие проблемы для рынка. Один из таких случаев был нами выявлен и пресечен в Ульяновске. Судебные разбирательства по этому поводу прошли несколько циклов от суда первой инстанции до кассационной инстанции, в конечном итоге судебными инстанциями была подтверждена правомочность нашего решения в данном конкретном случае. Известен случай, когда Правительство Москвы выделило участок под застройку АЗС одной столичной нефтяной компании, а все остальные участники рынка, которых здесь немало, не имели возможности для дальнейшего развития своего бизнеса. По этому факту также было возбуждено дело, выдано предписание об устранении нарушений. Правительство Москвы обжаловало это решение в суде, но после прохождения двух инстанций суд также подтвердил законность и обоснованность решения ФАС.

Нельзя забывать, что причиной роста цен являются не только нарушения антимонопольного законодательства, но и несовершенство сложившейся структуры рынка. Требует усовершенствования система налогообложения. Это касается, скажем, плоской шкалы НДПИ, которая не учитывает ни горно-геологические особенности, ни стадию жизненного цикла, на которой находится месторождение, и что самое, на наш взгляд важное, она не учитывает возможность поставки нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынок. Скажем, вертикально-интегрированная компания имеет возможность поставить нефть на экспорт или переработать внутри страны на собственных НПЗ и продать внутри страны по ценам, близким к внешнему рынку. Независимые же нефтедобывающие компании имеют возможность продать нефть на внешнем рынке, а также на внутреннем рынке, но уже по трансфертным ценам нефтяных компаний. Соответственно, они имеют совершенно несимметричную структуру доходов от совокупных продаж на внешнем и внутреннем рынке. На наш взгляд, система налогообложения должна учитывать такие особенности рынка.

Способствовать развитию конкуренции и появлению новых игроков на рынке нефти и нефтепродуктов будет новелла, предлагаемая ФАС в новой редакции закона "О защите конкуренции". Вводится инструмент антимонопольного контроля использования ограниченных природных ресурсов. Он предполагает два механизма - один это ясные прозрачные конкурсные процедуры (с преобладанием аукционного принципа) выделения прав пользования природными ресурсами, в том числе в сфере нефтедобычи. Второй - это механизм, позволяющий не допустить концентрацию в одних руках прав на использование этих ограниченных природных ресурсов. В рамках этих процедур, в том числе, будут оговорены и условия недропользования малыми и средними компаниями. Также ФАС в целях развития конкуренции на рынках розничной реализации нефтепродуктов направил в адрес руководителей субъектов РФ и муниципальных образований рекомендации о недопущении выделения дополнительных участков под застройку АЗС компаниям, уже доминирующим на региональных или муниципальных рынках.

Кроме того, мы считаем, что есть необходимость в дальнейшем усовершенствовании системы таможенных пошлин.

Не могли бы вы разъяснить позицию ФАС по этом вопросу?

Ситуация обостряется с учетом роста мировых цен на нефть и нефтепродукты до уровня 50 и более долларов за баррель и в силу открытости нашего рынка и его взаимосвязи с внешним рынком. Те цены, которые существуют на внешних рынках, оказывают давление на внутренние рынки. И по объективным причинам цены внутреннего рынка подтягиваются к ценам внешнего рынка. А система защиты внутреннего рынка у нас не развита: не развита система финансовых рынков, не развита система перелива капитала из одних отраслей и другие институты. В директивах Евросоюза однозначно говорится, что рост цен на нефть и нефтепродукты приводит к снижению ВВП, а резкий рост цен приводит к еще более резкому снижению темпов роста ВВП.

Собственно говоря, этот вопрос достаточно давно дискутируется, и мы должны устанавливать более гибкую шкалу таможенных пошлин на нефтепродукты. Если скажем, пошлины на нефть устанавливаются согласно закону, то для нефтепродуктов четкий механизм не выработан. Когда мы запаздываем с применением нового уровня таможенных пошлин, это сразу же отражается на кошельках наших граждан, на экономике, на народном хозяйстве, об этом однозначно говорят многочисленные обращения сельхозпроизводителей, транспортных организаций. Естественно, хотелось бы, чтобы ситуация в этом смысле находилась бы под контролем, регулированием государства, способами, принятыми в странах с рыночной экономикой.

Сейчас в условиях роста цен пошлина на нефть повысилась и установлена на уровне 136 долларов за тонну, а пошлины на нефтепродукты повысились до 104 долларов за тонну. Если бы прирост в ставках пошлин на нефтепродукты значительно отстал от прироста пошлин на нефть, а тем более если бы пошлины на нефтепродукты остались на старом уровне - 56 долларов за тонну, то это означало бы сразу оголение внутреннего рынка и нефтепродукты ушли бы на экспорт. Вопрос повышения гибкости механизма установления пошлин на нефтепродукты пока не решен и продолжаются дискуссии по этому поводу. Мы считаем, что в период повышенного спроса на внутреннем и внешнем рынке пошлины должны иметь регулирующий характер. Они не должны быть чисто фискальным инструментом. Если мы неадекватно учли ситуацию внешнего рынка, то это означает, что ситуация на внутреннем рынке может пойти вразнос, если адекватно - тогда гарантирована устойчивая ситуация. При этом мы не говорим о снижении цен или иных нерыночных механизмах, мы говорим о том, что цены должны формироваться на рыночном уровне, но при этом они обязаны иметь механизм демпфирования. А это как раз способ обеспечения устойчивости экономики.

Другой механизм, который сейчас обсуждается - это организация биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами. По инициативе ФАС России и МЭРТ России приняты поправки к закону "О поставках для государственных нужд", где сказано, что товары, имеющие биржевую природу должны поставляться для государства в режиме биржевых торгов. Сейчас зачастую для нужд ведомств и муниципальных образований тот же мазут покупается в период повышенного спроса по явно завышенной цене, что приводит к нерациональному расходованию средств соответствующих бюджетов. Можно организовать приобретение нефтепродуктов на организованной товарной площадке, где нет посредников, где ситуация прозрачная, где можно хеджировать риски, а посредством этого стабилизировать и систему налогообложения, уходя таким образом от трансфертного ценообразования и формируя адекватную налогооблагаемую базу. Это также один из вариантов, который сейчас обсуждается.

Основной вопрос, который возникает в рамках интеграционных процессов, это вопрос интеграции рынков и, в первую очередь, топливно-энергетических рынков: электроэнергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов, угля. Следовательно, одним из ключевых мероприятий, которое способно решить указанные выше проблемы (будь то в рамках интеграции на пространстве СНГ, ЕврАзЭС, Единого экономического пространства, и/или в контексте необходимости усиления позиции России на мировых энергетических рынках, построения партнерских отношений с западными и восточными странами), является формирование организованных рынков и институтов рыночного ценообразования (в том числе организация биржевой торговли нефтью, нефтепродуктами, газом). Так, по сути система взимания того же НДПИ формируется на основе котировок нефти Urals. Они в свою очередь формируется с привязкой на котировки внешних рынков, влияние на которые в значительно большей степени оказывают политико-экономические факторы зарубежных стран и не оказывают факторы, которые могли бы оказывать, если бы торговля шла на соответствующих биржевых площадках на территории Российской Федерации. На наш взгляд, эту ситуацию нужно менять и мы также готовим соответствующие предложения, чтобы такой механизм заработал.

Когда можно ожидать введения подобного механизма?

Каждый раз нам кажется, что вот скоро. Сейчас пошли по такому пути, что государство должно начать с себя. Пока все зависело от участников рынка, это была одна ситуация. Когда мы переходим на систему биржевых торгов при поставках для госнужд, то сразу же говорим бизнесу, что мы у вас будем покупать нефтепродукты по рыночной цене. Для нас это будет прозрачно, понятно и открыто, и вы вынуждены будете участвовать в этом процессе. Таким образом, мы формируем ликвидный рынок, который будет формировать рыночные котировки и делать ситуацию прозрачной и понятной. Мы предлагаем ряд стимулирующих мер, которые бы позволяли развивать эти механизмы. Поскольку с принятием нового законодательства этот процесс переведен в практическую плоскость, думаю, что до конца этого года будет принят ряд документов. Мы полагаем, что система Госкомрезерва будет закупать в период приемлемых цен нефтепродукты, а выбрасывать их на рынок в период повышенного спроса, гася, таким образом, ценовые всплески. Для этих целей предполагается задействовать имеющуюся технологическую структуру, а именно "Транснефтепродукт", мощности которого позволяют использовать порядка 1 млн тонн для хранения нефтепродуктов. Технологически это возможно, мы этот вопрос прорабатывали с "Транснефтепродуктом" - от Кемерова до западных границ можем достаточно легко задействовать эту инфраструктуру для того, чтобы гасить такого рода дефициты и ценовые всплески.

И все же - в электроэнергетике возбуждено 600 дел, а в нефтянке всего 20... Можно ли говорить, что на вас оказывается определенное давление нефтяным лобби?

Ну вот, скажем, в 1999 - 2000 году было возбуждено 40 дел.

Это за 2 года?

Нет, это в течение года - с полугода до полугода. Но тогда был более масштабный нефтяной кризис. Весь вопрос не столько в количестве нарушений, а в тех последствиях, которые могут иметь нарушения. Когда, скажем, предприятие электроэнергетики кого-то попыталось заставить необоснованно и незаконно построить трансформатор, это одна история. Совсем другая история, когда нефтяные компании сговорились, повысили цены в 2 раза, как это было в Санкт-Петербурге в 2000 году, "раскачали" таким образом ситуацию в экономике вначале Северо-Западного региона и затем бензиновый кризис распространился на всю страну. Даже одно нарушение может привести к крупномасштабным негативным последствиям для экономики. Статистику нарушений на различных отраслевых товарных рынках можно сопоставлять, но при этом корректировать в зависимости от масштабов последствий для народного хозяйства, для населения.

Практически ни одно из наших решений не остается без обращений нефтяных компаний в суд, учитывая, что нам противостоят достаточно квалифицированные, высокооплачиваемые юристы. С нашей стороны, это чиновники, которые получают значительно меньше денег, но уровень квалификации которых в экономической, правовой и технической сферах, накопленный в 15-летний период становления антимонопольных органов, позволяет в преобладающем количестве случаев выносить решения в пользу антимонопольного органа. Санкт-петербургское дело обжаловалось нефтяниками в международном суде по правам человека, но в итоге решение также было вынесено в нашу пользу. Таким образом, давление оказывается, но в рамках установленных законом правил и процедур, в том числе судебных, мы можем ему противостоять, причем делаем это достаточно эффективно. Лоббирование же осуществляется не в рамках рассматриваемых дел о нарушениях антимонопольного законодательства, а на этапе принятия отдельных законов, когда есть возможность пролоббировать то или иное решение.

А дела, в основном, возбуждаются, в результате мониторинга информации или по результатам обращений?

Бывает и по результатам мониторинга, бывает, и по результатам обращений. Для рынка нефти и нефтепродуктов характерно по результатам мониторинга. А вообще практика нарушений антимонопольного законодательства говорит о том, что преобладают все-таки случаи возбуждения дел по обращению пострадавшей стороны либо участников рынка.

Но ведь бывает, что за чьим-либо обращением скрывается банальная конкурентная борьба...

Да, такая опасность может существовать, но мы, когда выносим свое решение, всегда руководствуемся тем, что должны быть обеспечены условия конкуренции на рынке, а не решены проблемы отдельного участника рынка. Поэтому наши предписания носят более общий характер и направлены именно на обеспечение конкуренции.

Нефтяники наверно оправдывают себя тезисом, что нельзя резать курицу, несущую золотые яйца...

Уже сейчас многие привыкают, что мы работаем на восстановление конкуренции именно на товарных рынках. Ну, скажем те же нефтяники страдают от металлургов, когда последние повышают цены на металл. Дорожают трубы, и это является одним из факторов, который может привести к негативным результатам деятельности и сыграть против нефтяников. Одно из дел в отношении металлургов было возбуждено по иску "Транснефти" и "Газпрома", и соответственно нефтяники были готовы присоединиться.



Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка

22 июля 2005


Док. 287256
Опублик.: 23.03.07
Число обращений: 321

  • Голомолзин Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``