В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Голомолзин: `В 2006 г. в России может появиться нефтяная биржа` Назад
Анатолий Голомолзин: `В 2006 г. в России может появиться нефтяная биржа`
Мы продолжаем обсуждать тему цен на топливо, прежде всего на бензин, цен не только розничных, но и оптовых. В студии у нас заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

- Анатолий Николаевич, еще позавчера вы говорили о том, что крупные нефтяные компании, которые объявили о том, что будут сдерживать цены в рознице, должны сдерживать также цены и для оптовых покупателей. Какую-то реакцию вы ощущаете?

ГОЛОМОЛЗИН: Пока ситуация каким-либо образом существенно не менялась, хотя поступает отдельная информация о том, что могут происходить изменения оптовых цен с опережением динамики цен в рознице.

- Имеется в виду изменение в сторону повышения?

ГОЛОМОЛЗИН: В сторону повышения, да.

- А как же тогда разговоры нефтяных компаний о том, что уже прошел пик цен на топливо, поскольку посевная закончилась, летний сезон автомобильный закончился? С чем связаны ваши опасения?

ГОЛОМОЛЗИН: Пока никто из нефтяных компаний не заявил, что они будут повышать цены и будут делать это резко. Но тем не менее есть такое опасение у участников рынка, у независимых компаний, а вслед за ними и у потребителей, которые опасаются, что если вдруг оптовые цены начнут расти для независимых участников рынка, то они будут либо вынуждены сами повышать цены на своих заправках, либо их не повышать, поскольку они конкурируют с нефтяными компаниями, но это означает для них существенное ухудшение их экономических условий. В конечном итоге либо уйдут с рынка независимые участники, либо нефтяные компании начнут догонять рост цен у независимых участников рынка. Ни то, ни другое, на наш взгляд, не является приемлемым, мы бы хотели, чтобы были условия конкуренции постоянно.

- Но вы, собственно, и должны следить за тем, конкурентная среда на рынке или нет. А как вы можете на это влиять, вот именно ваша служба?

ГОЛОМОЛЗИН: В случае, если действия участников рынка квалифицируются как нарушение антимонопольного законодательства, мы вправе возбуждать дела и выносить санкции в адрес нарушителей. По прошлому году было возбуждено 19 дел в отношении участников рынка, в 10 случаях были подтверждены факты нарушения антимонопольного законодательства, компании были наказаны через изъятие необоснованно полученного дохода - около 100 миллионов рублей было изъято из дохода нефтяных компаний и перечислено в федеральный бюджет. В этом году нами уже возбуждено девять дел, в пяти случаях факты нарушения подтвердились, и также вынесены решения и предписания. Поэтому, естественно, в пределах тех полномочий, которые у нас имеются в рамках закона, мы на ситуацию воздействуем.

- Некоторые нефтяные компании говорят о том, что ваша служба в данном случае выступает рупором интересов независимых продавцов. Что вы ответите на это?

ГОЛОМОЛЗИН: Наша задача - принимать решения не в отношении отдельных участников рынка, а восстанавливать условия конкуренции на рынке. Когда условия конкуренции на рынке будут, то у потребителей будет возможность выбирать бензин у того, кто эффективно может работать на этом рынке. Поэтому в данном случае мы восстанавливаем условия конкуренции на рынке и защищаем таким образом интересы всех потребителей.

- Следующий вопрос. Если нефтяные компании будут повышать оптовые цены в разное время, вы вряд ли их уличите в каком-то сговоре. То есть тем самым придется независимым продавцам с рынка, может быть, иногда и уходить. И некоторые эксперты полагают, что в этом случае крупные компании будут покупать их бизнес и тем самым увеличивать долю своего присутствия на этом рынке. Вот за этим процессом вы тоже будете следить? И если да, то какие меры будете принимать, если ситуация будет именно так развиваться?

ГОЛОМОЛЗИН: В чем главная проблема отечественного рынка нефтепродуктов? В том, что в результате реализации приватизационных указов он оказался поделенным между крупными вертикально интегрированными компаниями и их предприятиями нефтепродуктообеспечения. И анализ показывает, что там, где преобладает какая-либо из нефтяных компаний, как правило, там уровень цен несколько выше, чем там, где существуют условия для конкуренции. Поэтому мы внимательно следим за этим. Если компания занимает доминирующее положение на рынке, то она не вправе создавать дискриминационные условия для своих контрагентов. В данном случае может иметь место ценовая дискриминация, например. И у нас был целый ряд дел именно по факту ценовой дискриминации. То есть существует запрет для компаний, которые занимают доминирующее положение на региональном рынке, запрет на создание дискриминационных условий в отношении своих АЗС и чужих АЗС.

- Я немножко про другое спрашивала, я говорила о скупке мелкого бизнеса крупными компаниями. За этим процессом будете следить?

ГОЛОМОЛЗИН: Безусловно. Да, нефтяные компании могут создавать за счет ценовой дискриминации худшие условия для независимых и далее создавать предпосылки для враждебного их поглощения. Так вот, антимонопольное законодательство обязывает предварительно согласовывать такого рода сделки.

- С кем согласовывать?

ГОЛОМОЛЗИН: С антимонопольными органами. И если антимонопольные органы видят, что в результате сделки по приобретению АЗС может происходить усиление доминирующего положения на рынке, то антимонопольные органы вправе отказать в согласовании такой сделки, потому что ее следствием будет ограничение конкуренции, а в конечном итоге и возможность ущемления интересов потребителей.

- Но тем не менее вытеснение независимых продавцов с рынка происходит, даже если крупная компания не покупает их бизнес, она просто их вытесняет, исчезают какие-то колонки, и все равно происходит монополизация данного регионального рынка. Как этот процесс контролировать?

ГОЛОМОЛЗИН: Одно дело, когда происходит смена участников рынка за счет более эффективной работы участников рынка, тогда это не является нарушением антимонопольного законодательства. А если участники с рынка вытесняются в результате злоупотреблений рыночной властью, то это является нарушением антимонопольного законодательства.

В чем главная проблема рынка сегодня? В том, что независимые участники рынка не могут купить по свободной цене свободные объемы нефтепродуктов. Поэтому мы и говорим о необходимости формирования биржевой торговли в России, когда бы участники рынка свободно могли приобретать нефтепродукты для своей деятельности. Сейчас подготовлен проект постановления правительства по организации биржевой торговли. Это стало возможным потому, что были приняты новые поправки в законодательство о поставках для госнужд, когда продукция, которая имеет биржевую природу, для государственных нужд должна поставляться в режиме открытых, прозрачных торгов, биржевых торгов. Поэтому государство решило начать с себя, задать стандарты работы на этом рынке, и эти стандарты транслируются и на других участников рынка. Мы считаем, что таким образом можно обеспечить прозрачность рынка и доступ на него тем участникам рынка, которые имеют для этого возможности и средства.

- В каком состоянии сейчас этот проект? Когда он попадет в правительство и когда будет принят?

ГОЛОМОЛЗИН: Мы рассчитываем, что в течение предстоящего квартала, т. е. до конца года пройдут процедуры согласования, и мы сможем уже внести в правительство этот документ в согласованном виде.

- Так когда ждать появления биржи?

ГОЛОМОЛЗИН: В 2006 году, в первом полугодии.

- Где она будет организована?

ГОЛОМОЛЗИН: Этот вопрос предстоит решить. Скорее всего, будут проведены конкурсы для выбора биржи, будет создана, скорее всего, система биржевых площадок взаимоувязанных, и в результате можно будет обеспечить ликвидность этого рынка и свободный доступ на него всех участников рынка на всем пространстве Российской Федерации. У нас уже есть определенный опыт организации такого рода торгов на биржевых площадках, в частности, товарная интервенция в настоящее время происходит на биржевых площадках, закупка зерна осуществляется в режиме биржевых аукционов, и в 20 регионах страны производители зерна, работая на мониторах, могут отбирать свои ценовые заявки и приобретать либо продавать зерно.

- Что касается цен на нефтепродукты, у нас небольшое количество нефтяных компаний, то есть предложения на рынке будут от очень узкого круга поставщиков, которые опять же всегда смогут между собой договориться. Как этой ситуации избежать?

ГОЛОМОЛЗИН: Такая опасность существует. Мы предлагаем стимулировать участников рынка для продажи нефтепродуктов на биржевой площадке. С этой целью можно было бы делать скидки с акцизов для тех, кто торгует на биржевой площадке, а также снижать таможенные пошлины, если экспортный контракт заключен на биржевой площадке. Сейчас достаточно серьезная нагрузка для нефтяных компаний и по налогам, и по акцизам, и по таможенным пошлинам. Я напомню, что с 1 октября вступает в силу таможенная пошлина почти 180 долларов за тонну нефти.

- Но, кстати, многие говорят, что потому-то нефтяные компании и согласились заморозить розничные цены, что им внутри страны придется работать, так как на экспорт уже слишком дорого будет нефть гнать. Согласны с такой оценкой?

ГОЛОМОЛЗИН: Я бы согласился с мнением экспертов по этому вопросу. Да, это следствие действий, которые предпринимают правительство и Дума, поскольку механизм этот утвержден законом. По итогам анализа предыдущих месяцев устанавливается такая таможенная пошлина в условиях роста цен на внешнем рынке, и сейчас действительно будет невыгодно экспортировать нефть на внешний рынок, будет избыточное предложение ее на внутреннем рынке, и это должно сказаться на ценовой ситуации, что и происходит на самом деле.

- Вас не настораживает тот факт, что нефтеперерабатывающие заводы в нашей стране останавливаются для профилактики аккурат накануне посевных или уборочных кампаний? Вот этим вопросом ваша служба не занималась?

ГОЛОМОЛЗИН: Периодически эти вопросы возникают. Могу сказать, что эти вопросы мы адресовали в Министерство энергетики, для того чтобы соответствующие надзорные органы внимательно разбирались с этой ситуацией. Сезонность остановки действительно вызывает вопросы, мы также обращаем на это внимание и в наших письмах.


радио "Маяк"

23 сентября 2005


Док. 287249
Опублик.: 23.03.07
Число обращений: 294

  • Голомолзин Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``