В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Задачи антимонопольного регулирования в электроэнергетике (Интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолием Голомолзиным) Назад
Задачи антимонопольного регулирования в электроэнергетике (Интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Анатолием Голомолзиным)
ЭР: Анатолий Николаевич, каковы основные задачи антимонопольного регулирования на оптовом рынке электроэнергии?

А. Г.: Общая цель антимонопольных органов состоит в предупреждении и пресечении нарушений законов "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и "О естественных монополиях", а также в развитии рыночных отношений на основе конкуренции. В прошлом году мы рассмотрели 1368 заявлений о нарушении закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" со стороны энергетиков. В рамках исполнения предписаний ФАС России, а также в добровольном порядке было устранено 424 правонарушения. Только пять предписаний были отменены в судебном порядке.

ЭР: Какова структура нарушений?

А. Г.: В настоящее время приходится часто сталкиваться с ограничением доступа энергоснабжающих организаций и потребителей на рынок. В области вопросов ценообразования число нарушений пока невелико, причем в основном речь идет о нарушениях установленного порядка ценообразования. Однако есть основания предполагать, что доля ценовых злоупотреблений может возрасти с развитием конкурентных отношений. Изменение действующих принципов ценообразования, если оно не будет сопровождаться принятием соответствующих мер, может привести к необоснованному росту тарифов, в том числе за счет использования доминирующего положения производителей электроэнергии, за счет вертикальной и горизонтальной интеграции, когда группа лиц совместно определяет ценовую ситуацию, и др.

ЭР: Что сейчас делается для создания полноценного рынка, при котором цены и договорные отношения будут формироваться в условиях справедливой конкуренции?

А. Г.: Как известно, в ходе преобразований мы формируем конкурентную среду, проводя структурные изменения, определяя "правила игры", создавая новые рыночные институты. В рамках структурирования происходит разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии и услуги системного оператора) и потенциально конкурентных (генерация и сбыт) сфер деятельности. Правила рынка, в том числе Правила оптового рынка переходного периода, должны содержать механизмы, позволяющие предупреждать нарушения антимонопольного законодательства, а Правила недискриминационного доступа обязаны гарантировать равный доступ к услугам естественных монополий. Новым рыночным институтом является НП "АТС", в наблюдательный совет которого входят не только потребители и производители электроэнергии, но и представители органов власти. Практически все решения АТС принимаются на основе консенсуса. Также в целях обеспечения государственного контроля Правительство РФ уполномочило Федеральную антимонопольную службу контролировать АТС. При этом ФАС России вправе наложить вето на любое решение АТС, если оно выходит за рамки формирования конкурентного рынка. Пока антимонопольная служба воспользовалась этим правом лишь единожды.

ЭР: Какие изменения произошли в сфере формирования инфраструктуры рынка, разделения естественно-монопольных конкурентных сфер деятельности?

А. Г.: По закону разделение должно быть завершено до 1 апреля 2004 г. На сегодняшний день практически все АО-энерго, являющиеся дочерними или зависимыми организациями РАО "ЕЭС России", завершили или завершают разделение по видам деятельности. Другие энергоснабжающие организации приступили к процедурам разделения лишь в половине случаев. В настоящее время ФАС совместно с Минэкономразвития, а также при участии РАО "ЕЭС России", Ассоциации коммунальных энергетиков и ряда независимых организаций разработали рекомендации по разделению естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Кроме того, формирование рыночных условий состоит не только в реорганизации РАО "ЕЭС России", но и в создании возможности для выхода на рынок новых участников. Следует заметить, что конкуренция может быть не только на рынке, но и за рынок. Так, существенное внимание мы уделяем подготовке правовой базы по проведению конкурсов на получение статуса гарантирующих поставщиков. Говоря о возможности негативного влияния на ситуацию горизонтальной и вертикальной интеграции, хотелось бы отметить, что существующая конфигурация ТГК и ОГК должна обеспечить примерно равные конкурентные условия для генерирующих компаний, если они контролируются различными независимыми собственниками. Контроль единого собственника над несколькими ОГК или ТГК (горизонтальная интеграция) или случаи, когда собственник кроме ОГК или ТГК контролирует еще и основных поставщиков топлива или организации - основных потребителей энергии (вертикальная интеграция), приводят к существенному сужению возможности для развития конкурентных отношений и увеличивают риск манипуляции ценами на ОРЭ. Эти вопросы рассматриваются ФАС России на этапе контроля крупных сделок слияний и приобретений.

ЭР: Каковы особенности антимонопольного контроля на оптовом и розничном рынках электроэнергии?

А. Г.: Правительством Российской Федерации утвержден перечень документов, которые необходимо разработать, в том числе проект постановления о правилах антимонопольного контроля на оптовом и розничном рынке. В настоящее время одобрена концепция данного проекта, порядок и критерии выявления случаев злоупотреблений производителями и поставщиками своим положением на рынке и особых случаев, при которых вводится режим государственного регулирования.
Антимонопольное законодательство запрещает злоупотребление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которое возникает, если доля на рынке составляет более 35%. Однако рынки электроэнергии специфичны, их участники способны влиять на цену электроэнергии вне зависимости от своей доли рынка. Поэтому в закон "Об электроэнергетике" было введено специальное понятие исключительного положения на рынке. Благодаря внесенным поправкам использование участником своей рыночной власти, формируемой безотносительно к доле на рынке, также становится подконтрольным.

ЭР: Учитывался ли при разработке правил антимонопольного контроля международный опыт?

А. Г.: В мировой практике существует два вида контроля: оперативный и текущий. В первом случае имеются четкий регламент и критерии контроля, а решение принимается в течение нескольких часов. Во втором нарушения устраняются в ходе коллегиального разбирательства всех обстоятельств дела. Для воздействия на ситуацию на Западе применяются меры предупреждающие и пресекающие. В частности, меры предупреждающего характера принимает организатор торгов (коммерческий оператор), а пресекающие - уполномоченный орган государственного контроля. Разрабатываемые правила антимонопольного контроля предусматривают следующий порядок действий. Сначала определяются продуктовые и географические границы электроэнергетического рынка, т. е. зоны свободного перетока электроэнергии. До проведения торгов выделяются генераторы, которые могут обладать исключительным положением на рынке. Далее эти генераторы предупреждаются о том, что их решения по ценовым заявкам могут противоречить антимонопольным правилам. Если же "исключительный генератор" превышает заявку на определенную величину, она срезается администратором торговой системы.

ЭР: Каковы взаимоотношения между участниками рынка, Федеральной антимонопольной службой и администратором торговой системы?

А. Г.: Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за участниками рынка и администратором торговой системы в соответствии с правилами рынка, Правилами недискриминационного доступа и антимонопольным законодательством. В свою очередь, НП "АТС" контролирует участников рынка согласие закону "Об электроэнергетике", правилам рынка и регламентам, являющимся неотъемлемой частью договора о присоединении к торговой системе и др. Важно отметить, что речь идет не только о возможности участников рынка (генераторов и потребителей) манипулировать ценами и/или технологическими параметрами, но и о возможности Системного оператора и Федеральной сетевой компании манипулировать технологическими параметрами. ФАС России в пределах своей компетенции контролирует как АТС, так и других участников рынка. Почти двухлетний опыт работы сектора свободной торговли потребовал подготовки ряда изменений и дополнений в ФЗ "Об электроэнергетике", в антимонопольное законодательство, а также в акты Правительства РФ, конкретизирующие или дополняющие условия взаимоотношений контролируемых ФАС организаций. Таким образом, Федеральная антимонопольная служба в 2006 г. планирует обеспечить надлежащий контроль ситуации на рынке а также способствовать формированию конкурентных рыночных отношений.

Энергорынок

1 октября 2005


Док. 287247
Опублик.: 23.03.07
Число обращений: 388

  • Голомолзин Анатолий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``