В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Асанбуба Нюдюрбегов: `И осетров жалко, и за державу обидно`. Назад
Асанбуба Нюдюрбегов: `И осетров жалко, и за державу обидно`.
Каспийское море - уникальное природное образование с реликтовой фауной и со значительными залежами полезных ископаемых. В нижнем течении Волги, её дельте и в самом Каспийском море обитают более 50 видов рыб. Ни в одном другом водоёме планеты нет такого разнообразия осетровых. Среди них - белуга, осётр, севрюга, шип и их подвиды. Об этом говорит Асанбуба Нюдюрбегов, заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии.

Справка "ПГ": Нюдюрбегов Асанбуба Нюдюрбегович родился 13 февраля 1961 года. Окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства; Санкт-Петербургский международный институт менеджмента. Заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии. Член фракции Единая Россия.

Северный Каспий обладает богатыми и практически не тронутыми запасами углеводородов, продолжает он. В регионах Российской Федерации, имеющих выход на побережье Каспия, числится 91 месторождение углеводородов, из них 39 находятся в Калмыкии, 45 - в Дагестане, 7 - в Астраханской области. Что же касается запасов нефти и газа, то бассейн Каспийского моря в этом отношении сопоставим с районом Персидского залива.

Каспийское море - стратегически важная территория. Эта стратегическая важность имеет и экологическое, и экономическое измерение. Вышеприведенные данные - тому подтверждение. Но есть и еще одна составляющая стратегической важности региона - Каспий является транспортным узлом евразийских коммуникаций. Здесь берут начало водные артерии, ведущие через Волгу и систему судоходных каналов в Мировой океан - кратчайшим путем из Азии в Европу.

Сегодня экологическая система в Каспийском регионе терпит бедствие. Наблюдается снижение запасов промысловых рыб, сокращаются районы нереста осетровых, что может повлечь катастрофическое уменьшение их популяции. Причин здесь несколько, и большинство из них возникли или обострились в 90-е годы. Тогда, после распада СССР, была разрушена единая система охраны, восстановления и использования рыбных ресурсов Каспия, заложенная еще в 1921 году с первым российско-иранским договором. В результате мы сталкиваемся с многочисленными проблемами, в частности с хищническим истреблением рыбы.

Сегодня требуют своего урегулирования различные вопросы, связанные не только с характером и объемами промыслов, но и со строительством ГЭС, интенсивным водоизъятием, загрязненными промышленными и сельскохозяйственными стоками.

Морская разработка нефти оказывает на экосистему Каспия, пожалуй, наиболее пагубное воздействие. Нарушаются миграционные циклы косяков молоди и взрослых рыб, ухудшаются условия откорма и нереста, водная среда загрязняется токсичными веществами.

Одна из существенных угроз экологической безопасности - политическая напряженность в регионе, вооруженные конфликты и их последствия, связанные с прямым ущербом окружающей среде. Эти конфликты заставляют откладывать решение экологических проблем на потом, а с течением времени негативные изменения экосистем становятся необратимыми.

Не вызывает сомнения, что проблемы Каспия могут быть решены только совместными усилиями всех прикаспийских государств, через наши согласованные действия. И первым шагом должно стать определение нового правового статуса Каспийского моря. Ведь при отсутствии необходимой нормативно-правовой базы и стандартов компании крайне неохотно будут вкладывать деньги в мероприятия по обеспечению экологической безопасности.

С позиций европейской безопасности Каспий входит в так называемую дугу уязвимости, протянувшуюся через Средиземноморье, Черноморье, Северный Кавказ, Закавказье, Центральную и Среднюю Азию и включающую геополитические интересы не только России, но и других держав. Именно поэтому проблема юридического статуса Каспия относится к числу самых актуальных международных проблем нынешнего времени. В условиях существующей правовой несогласованности каждое прикаспийское государство действует на море само по себе, исходя из собственных представлений и собственных взглядов на свои права на те или иные месторождения, что приводит к возникновению так называемых спорных точек и территорий.

Не будь Каспий кладезем нефтяных запасов, не было бы и особых проблем при определении его юридического статуса. Именно поэтому мировые державы объявляют Каспий зоной своих глобальных интересов. Сегодня в регионе все больше и больше проявляются капиталы, экспортированные из дальнего зарубежья, принадлежащие бизнес-кругам более чем 20 стран. Наибольшую активность проявляют США, Япония, Великобритания, Турция, растет внимание к региону со стороны Евросоюза и Китая. Западные государства не только стремятся получить доступ к значительным запасам био- и энергоресурсов Каспия, но и пытаются политически вытеснить Россию из этой зоны.

Используя проблемы Каспия, США, по сути, отрабатывают новую модель международных отношений после окончания холодной войны. Это модель обеспечения национальной безопасности США при игнорировании интересов других государств. С этой точки зрения США заинтересованы в любых конфликтах на территории России или вблизи ее границ, которые могут использоваться ими в собственных стратегических интересах. Для достижения этих целей задействуются все рычаги влияния, в том числе и экономические. Желая экспортировать демократию, страны Запада создают на приграничных к Каспию территориях иллюзию готовности к вложению инвестиций, а в итоге снимают политические дивиденды.

Прикаспийская территория России отстает от других регионов страны по многим важнейшим социально-экономическим и иным показателям. Низкий уровень промышленного развития, высокая безработица, теневая экономика и организованная преступность - вот далеко не полный перечень проблем, требующих решения.

Тот факт, что после распада Советского Союза в регионе получил распространение религиозный экстремизм и мы являемся свидетелями попыток международного терроризма пустить свои корни в прикаспийских регионах, я объясняю отсутствием должного внимания к проблемам Каспийского бассейна со стороны прежнего руководства страны. В результате Россия едва не утратила свое влияние в данной стратегически важной зоне. И в том, что это все же не произошло, заслуга федерального Центра, Президента Владимира Путина.

Я бы отметил три важных достижения последнего времени. Во-первых, мы вернули в здешние воды Каспийскую флотилию, начали оснащать ее современными кораблями, провели на море ряд масштабных учений. Во-вторых, частично решен вопрос о статусе Каспийского моря, и работа в этом направлении продолжается, наращивается. Наконец, самое главное - в короткие сроки была реализована идея создания транспортного коридора Север - Юг\\". Это новое направление транспортного развития России, прикаспийских государств, Ирана, государств зоны Персидского залива, Индии и Европы.

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что устойчивое развитие и управление экологией Каспия требуют подготовки специальной программы на средне- и долгосрочной основе. В ней должны быть отражены и учтены многие факторы, в частности: условия колебания уровня моря; ослабление существующего и предотвращение новых видов загрязнения; восстановление и реабилитация тех элементов экологии Каспия, которые хотя и деградируют, но все еще восстановимы; долгосрочная устойчивость окружающей среды и качества биоресурсов.

Все прибрежные государства должны предпринять неотложные практические шаги для сохранения морских ресурсов Каспия, иначе будет разрушена уникальная экосистема. Ведь если углеводороды можно оценить и поделить, то экологические последствия являются проблемой общей. Независимо от того, чья платформа или танкер выпустят нефтяное пятно в море, страдать будут в первую очередь биоресурсы всего Каспия.

В этой связи необходимо добиться полной ратификации принятой в 2002 году Рамочной конвенции, целями которой являются защита морской среды Каспийского моря от загрязнения, защита, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов. Пока эта конвенция ратифицирована лишь российской стороной. Для сравнения скажу, что Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, принятая в 1992 году, ратифицирована всеми странами Балтийского региона и успешно реализуется. В ней детально разработаны меры по предотвращению загрязнения с наземных источников, вводятся принцип превентивности и принцип загрязнитель платит.

Неопределенность статуса Каспийского региона не отвечает российским национальным интересам ни в экологическом, ни в экономическом, ни в политическом плане, ни с точки зрения национальной безопасности. Сохранение нынешнего положения может привести к чрезвычайно опасным последствиям уже в самом ближайшем будущем.

И в этой работе нужно, с одной стороны, постоянно владеть политической инициативой, а с другой - планомерно развивать внутренний потенциал страны. Кроме того, должны быть пересмотрены политические акценты во взаимоотношениях со странами СНГ, граничащими с Каспием, - Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией. От стратегического сотрудничества к стратегическому партнерству - такова должна быть перспектива нашего взаимодействия с ними.

На мой взгляд, российская политика в целом должна быть наступательной, в том числе в вопросах, касающихся каспийской проблематики. Жесткость и последовательность в отстаивании своих интересов - вот залог безопасности нашей страны.

Кстати. Даже при нормированной добыче нефти каждая буровая установка выбрасывает в море от 30 до 120 тонн нефти, от 150 до 400 тонн бурового шлама, от 200 до 1000 тонн буровых выработок.

Парламентская Газета, 12.05.2005

Док. 287204
Опублик.: 23.03.07
Число обращений: 321

  • Нюдюрбегов Асанбуба Нюдюрбегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``