В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Асанбуба Нюдюрбегов: `От решения ключевых вопросов по Каспию зависит будущее Юга России`. Назад
Асанбуба Нюдюрбегов: `От решения ключевых вопросов по Каспию зависит будущее Юга России`.
Пять государств никак не могут поделить Каспийское море. Общество следит за перипетиями переговоров и политическими заявлениями лидеров стран как за сюжетом детектива. На данный момент статус Каспийского моря регулируется договорами от 1921 и 1940 годов, заключенными между СССР и Ираном: установлены свобода судоходства и рыболовства, за исключением 10-мильной прибрежной зоны, запрет на плавание по морю судов под флагами не каспийских государств. С распадом СССР число прикаспийских государств увеличилось до пяти, и новый правовой статус может быть принят только консенсусом.

Пока согласия в разделе моря достичь не удалось. Достаточно часто проходят переговоры на уровне министров и даже первых лиц, созданы специальные комиссии по этому вопросу - но пока безрезультатно.

Потому что в перспективе Каспийское море - это золотая жила для его будущего хозяина. Дно Каспийского моря - это огромные запасы нефти, по объемам сопоставимые с Персидским заливом. Потенциал каспийского шельфа до конца не разведан, но в любом случае уже в ближайшие 5 лет здесь может добываться до 25% всей нефти мира. А это достаточно существенный передел рынка.

При разграничении по обычной срединной линии на долю России приходится 18,7% территории, Казахстана - 29%, Азербайджана - 19%, Туркмении - 18%, Ирана - около 14%. Примерно также распределяются и запасы нефти - примерно, потому что объемы месторождений до конца еще не разведаны. Россию и Иран, чьи территориальные воды обладают намного меньшими запасами нефти, естественно, такой подход не устраивает. Поэтому предлагается признать Каспийское море озером. Тогда, согласно международному законодательству, оно станет общей собственностью всех прикаспийских государств. И тогда, в том числе, любые разведочные работы должны согласовываться с каждым партнером. Однако такое решение, конечно, не очень нужно 3 другим странам, каждая из которых в отдельности может стать заметным игроком на нефтяном рынке.

В условиях правовой несогласованности каждое прикаспийское государство действует на море само по себе, исходя из собственных представлений о правах на те или иные месторождения. Это приводит к возникновению так называемых спорных точек и территорий и, в свою очередь, влечет за собой трения, рост недоверия, возникновение конфликтных ситуаций, вплоть до угроз по применению силы в случае начала освоения спорных участков. Решить полюбовно внутреннюю проблему 5 стран, как водится, мешают еще и привнесенные обстоятельства. Публично и не публично, но к решению проблемы юридического статуса Каспия проявляют пристальное внимание многие другие страны. США, Япония, Турция, Великобритания, Индия, Китай, многие страны Евросоюза. Они стараются влиять на ситуацию. К сожалению, большинство из них поддерживает не российский вариант разделения дна.

Активное участие в процессе других стран как раз объясняется крайней заинтересованностью многих в получении каспийской нефти. В последние несколько лет одним из главных проектов, связанных с каспийской нефтью, является строящийся нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Турецкий Джейхан инвесторы проекта - British Petroleum - представляют наиболее удобная точкой для дальнейшей транспортировки нефти на территорию стран-потребителей. Азербайджан, Грузия и Турция при этом получают неплохой доход от самой транспортировки нефти через свою территорию, дополнительные рабочие места на обслуживании нефтепровода. Под видом экономического проекта British Petroleum в Закавказье реализуется политический проект Соединенных Штатов Америки. Геополитика - не выдумка, и волна "оранжевых революции" тоже не просто так вдруг прокатилась по бывшим союзным республикам. По словам генерала Джеймса Джонса, главнокомандующего ОВС НАТО Кавказский регион "является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии и рыночной экономики в страны Центральной и Юго-западной Азии". Проблемы Каспия и острый инвестиционный голод в республиках Закавказья используется для продвижения собственных интересов. Кавказ включают в "зону уязвимости" Европы и наращивают там свое экономическое влияние и военное присутствие.

Уже начинается развертывание военных подразделений США в Азербайджане - под предлогом поддержания безопасности нефтепровода. Совершенно очевидно, что скоро это произойдет и в Грузии: на фоне вывода российских баз с ее территории это довольно символично.

Экономические перспективы нефтепровода при этом не так уж безоблачны. Реальные затраты на создание трубы уже вдвое превысили планируемые, а построен пока только один из секторов - в мае торжественно сдан азербайджанский участок трассы. Кроме того, возможностей азербайджанской нефтедобычи сейчас недостаточно, чтобы полностью загрузить нефтепровод, а тогда он рискует оказаться нерентабельным. И не сможет удовлетворить существующий спрос. Необходимо подключать к проекту Казахстан, получить возможность транспортировки нефти с его каспийских месторождений.

Однако Казахстан не торопится входить в проект. Потому что, во-первых, думает о создании нефтепроводов на восток, в Китай и Юго-восточную Азию, а во-вторых, не хочет ссориться с Россией. Именно ссориться - потому что строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан прямо противоречит нашим национальным интересам. К сожалению, и в СМИ, и в комментариях многих аналитиков преобладает поверхностный подход к проблеме. Максимум что отмечается - это преобладание политического аспекта создания нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан над экономическим: делается вывод, что инвесторы не "отобьют" своих денег. О дипломатических усилиях России по урегулированию правового статуса Каспия говорят так же, как рассуждал "и. о. царя" в старой гайдаевской комедии - "Кемска волость? Да забирайте". Отстраненно рассуждают об усилении влияния США на Кавказе и сокрушаются об оставлении Россией военных баз в Грузии.

Между для России, в отличие от тех же США, вопрос создания нефтепроводов через Кавказ - отнюдь не праздно-политический. Во-первых, американское военное присутствие станет еще одним дестабилизирующим фактором для Кавказа. Могут появиться новые очаги конфликтов, в том числе и военных. "Переползание" конфликта через Кавказский хребет в Россию становится вполне вероятным.

Во-вторых, Турция может теперь закрыть для прохода нефтяных танкеров пролив Дарданеллы. Россия таким образом потеряет возможность использования черноморских маршрутов - а это самый дешевый способ транспортировки нефти с российских месторождений на Каспие. Это абсолютно реальные убытки.

Но и это не главное. Каспий должен работать на повышение благосостояния и уровня жизни россиян - и это главный национальный интерес в регионе. Через призму этих задач и нужно рассматривать всю ситуацию. В "каспийском вопросе" российская политика должна быть жесткой, последовательной и наступательной. От решения ключевых вопросов по Каспию зависит будущее Юга России - возможности для социальной стабильности и экономического развития.

Прикаспийская территория России имеет отставание в промышленном развитии, здесь высок уровень безработицы, теневой экономики и организованной преступности. Не до конца освоены запасы полезных ископаемых, неэффективно используется рекреационный потенциал и возможности аграрного сектора. На социальной обстановке сказывается этнические и религиозные проблемы всего Кавказа. Нынешний кризис региона не в последнюю очередь обусловлен отсутствием внимания к проблемам Каспийского бассейна со стороны прежнего руководства страны. С избранием Владимира Путина президентом России ситуация стала изменяться в лучшую сторону. Мы вернули в здешние воды Каспийскую флотилию, начали оснащать ее современными кораблями, провели на море ряд масштабных учений. В короткие сроки была реализована идея создания транспортного коридора "Север - Юг". Сегодня - это новое направление транспортного развития России, прикаспийских государств, Ирана, государств зоны Персидского залива, Индии и Европы.

Неотложной задачей является интегрирование Прикаспийского региона в экономику округа как фактора постепенной внутриполитической стабильности на Северном Кавказе во избежание перехода всего региона в зону конфликтов и войн. Решение этих задач лежит в сфере ответственности руководства Южного федерального округа, которому даны существенные полномочия по реализации структурных проектов.

Первоочередными задачами выступают:
1. Переориентирование производственного потенциала предприятий ЮФО на российский сектор Каспия и его побережья. По оценкам аналитиков, это возможно для третьей части из 320 крупных и средних предприятий и акционерных обществ.
2. Пересмотр порядок формирования трансфертов и финансовой помощи из федерального бюджета, а также траектории их распределения в Южном федеральном округе - в пользу инфраструктурных проектов прикаспийских регионов.
3. Разработка концепции строительства международных, в.т.ч. трубопроводных, магистралей и развязок через Каспийский регион с привлечением государственных, частных и иностранных инвестиций.

Одним из центральных мест в деятельности экономического блока в структуре Федерального округа, на мой взгляд, должно занимать также усиление управления федеральной собственностью и целенаправленное формирование окружного блока управления федеральным имуществом по иной концепции. России необходимо приложить максимум усилий для поиска нужных стратегий и воплощения их в жизнь. Нужна политическая инициатива и политическая воля. Каспий ждет.

www.nudurbegov.ru/?pageID=124

Док. 287201
Опублик.: 23.03.07
Число обращений: 423

  • Нюдюрбегов Асанбуба Нюдюрбегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``