В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Асанбуба Нюдюрбегов: `Рыбаки сигналят: SОS!` Назад
Асанбуба Нюдюрбегов: `Рыбаки сигналят: SОS!`
Рыба, выловленная российскими рыбаками, продаётся в другие страны, а потом покупается с гордым названием НОРВЕЖСКАЯ СЕЛЁДКА, НОРВЕЖСКАЯ СКУМБРИЯ, НОРВЕЖСКАЯ СЁМГА. Хотя огромное количество мальков сёмги выпустили в северные моря именно российские рыбные хозяйства!

Россия - страна морская. Для её продовольственной безопасности рыбная промышленность по своей значимости стоит на втором месте после сельского хозяйства. А для прибрежных районов Дальнего Востока, Севера, Запада, территорий вдоль больших рек и озёр - на первом. В 1980-е годы объём уловов рыбодобывающей промышленности страны достигал 10,4 млн. тонн, а ежегодное потребление рыбных продуктов на душу населения в соответствии с рекомендованной нормой - 22 кг. Однако в настоящее время эти позиции утеряны. Сейчас в России потребление рыбы на душу населения составляет всего 8 кг. Наблюдается серьёзное отставание рыбной отрасли по всем другим показателям. Многие специалисты уже говорят о сознательном уничтожении рыбохозяйственного комплекса страны. Такой позиции придерживается и Асанбуба Нюдюрбегов, депутат Государственной Думы.

- Как вы оцениваете нынешнюю государственную политику в рыболовной отрасли?

- Стратегического понимания новых проблем у государства нет. 15 лет не утихают споры ведущих специалистов вокруг проблемы возрождения рыбной промышленности. Но возникает вопрос: до какой степени возрождение? Ведь уровень, который считался высоким в СССР, уже не актуален. Ранее рыбная промышленность развивалась исключительно благодаря вниманию со стороны государства. Разрабатывались детальные планы и программы, которые формировались и проверялись профессионалами. И выполнялись эти планы безукоризненно. А сейчас все происходит как будто случайно, не чувствуется никакой стратегии, никаких перспективных планов. Статус рыбной отрасли в системе хозяйства России систематически понижается. Руководимая когда-то Министерством рыбного хозяйства рыбная отрасль сейчас подчинена федеральному агентству в составе Министерства сельского хозяйства, идет большая текучка кадров. Серьезным ударом для России явилось принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. (Россия ратифицировала ее в 1997 году, США не ратифицировали до сих пор), которая резко ограничила доступ нашего рыбодобывающего флота в 200-мильные экономические зоны иностранных государств. Уже в то время надо было значительно увеличить инвестиции в развитие прибрежного рыболовства, морскую и пресноводную аквакультуру, береговую рыбохозяйственную инфраструктуру, а также обеспечить функционирование океанского флота в новых экономических условиях.
Время ставит новые задачи, среди которых на первом месте стоит продовольственная безопасность нашей страны. Решать вопросы развития российского рыболовства необходимо, анализируя сложившуюся в отрасли ситуацию и причины ее возникновения как геополитические, так и экономические. Вот почему крайне важно, чтобы Правительство Российской Федерации наконец повернулось лицом к российским рыбакам.


- Стратегического понимания новых проблем у государства нет. 15 лет не утихают споры ведущих специалистов вокруг проблемы возрождения рыбной промышленности. Но возникает вопрос: до какой степени возрождение?

-Ведь уровень, который считался высоким в СССР, уже не актуален. Ранее рыбная промышленность развивалась исключительно благодаря вниманию со стороны государства. Разрабатывались детальные планы и программы, которые формировались и проверялись профессионалами. И выполнялись эти планы безукоризненно. А сейчас все происходит как будто случайно, не чувствуется никакой стратегии, никаких перспективных планов. Статус рыбной отрасли в системе хозяйства России систематически понижается. Руководимая когда-то Министерством рыбного хозяйства рыбная отрасль сейчас подчинена федеральному агентству в составе Министерства сельского хозяйства, идет большая текучка кадров. Серьезным ударом для России явилось принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. (Россия ратифицировала ее в 1997 году, США не ратифицировали до сих пор), которая резко ограничила доступ нашего рыбодобывающего флота в 200-мильные экономические зоны иностранных государств. Уже в то время надо было значительно увеличить инвестиции в развитие прибрежного рыболовства, морскую и пресноводную аквакультуру, береговую рыбохозяйственную инфраструктуру, а также обеспечить функционирование океанского флота в новых экономических условиях.
Время ставит новые задачи, среди которых на первом месте стоит продовольственная безопасность нашей страны. Решать вопросы развития российского рыболовства необходимо, анализируя сложившуюся в отрасли ситуацию и причины ее возникновения как геополитические, так и экономические. Вот почему крайне важно, чтобы Правительство Российской Федерации наконец повернулось лицом к российским рыбакам.

- Насколько велик деструктивный эффект существующей политики в рыбных регионах?

- Огромен. Я могу говорить о Калининградском регионе. Современное состояние рыбной промышленности, ее взлёты и падения, попытки возродить её здесь всегда были очень хорошо видны.
Сейчас в Калининграде рыбная отрасль живет только благодаря рыбопромышленным компаниям, которым удалось спасти часть некогда мощного рыболовного флота области. Руководство этих компаний вместе с руководством Союза рыбопромышленников Запада делают все для того, чтобы само понятие рыбная промышленность не исчезло из экономики России и Калининградской области. Но, несмотря на все старания наших рыбаков, в области идет разрушение, уничтожение береговых структур рыбной отрасли. Рыночные механизмы, о которых так много рассуждают сейчас, создали только многоэтажные системы спекулянтов и перекупщиков. В результате наши корабли приходится ремонтировать за границей. Рыба, выловленная российскими рыбаками, продается в другие страны, а потом покупается с гордым названием Норвежская селёдка, Норвежская скумбрия, Норвежская сёмга. Хотя огромное количество мальков сёмги выпустили в северные моря именно российские рыбные хозяйства!
Перспективы рыбной отрасли могут быть связаны только с обновлением добывающего и обрабатывающего флота отрасли. Есть возможность строить новейшие рыбопромысловые суда в Калининграде, а не закупать их втридорога в Японии, Голландии или других странах. Союзом рыбопромышленников Запада в настоящее время разработана программа Основные направления развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области на период до 2020 года, в которой чётко, детально, с учётом реалий науки, техники и экономики предлагаются пути решения главных вопросов. Но, к сожалению, приходится только мечтать о том, чтобы эту программу донести до Правительства.
Особо хочу остановиться на проблемах тунцеловного флота. В мировых лидерах по вылову тунца наша страна не числилась никогда. Но почти двадцать лет его добычи стали заметным этапом в истории отечественного рыбного промысла. Последняя экспедиция калининградских тунцеловов завершилась в 1999 году. От некогда большой калининградской флотилии тунцеловов осталось только семь сейнеров.
Сегодня разработан инвестиционный проект, учитывающий современные требования к промыслу тунца и реализации продукции. Проект носит судьбоносный характер. Дело в том, что добыча тунца кошельковыми неводами в Атлантике квотируется количеством сейнеров, ведущих промысел под флагами стран - участниц Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ICCAT). Но, поскольку ни одно тунцеловное судно под флагом России в течение ряда лет не ловило тунца, российская квота могла быть передана другим странам - участницам конвенции. Восстановление тунцеловного промысла в России - задача сама по себе масштабная, государственного значения, шаг к возвращению позиций, утраченных на мировом рынке. К сожалению, не имеет это направление практически никакой поддержки государства.

- Считаете ли вы, что для возрождения рыбной промышленности нужны иностранные инвестиции?

- Сейчас многие говорят: Если мы хотим интегрироваться в Европейское экономическое пространство, если мы ждём, чтобы к нам пришли инвестиции, мы должны создать условия для инвесторов - здесь и сейчас. А почему для иностранцев, почему не для наших рыбаков? Это же просто несправедливо! Я уверен, единственная надежда и реальная возможность для возрождения нашей рыбной промышленности - восстановление системы государственного планирования. Постоянные стенания о том, что нет денег, делу не помогут. Россия - очень богатая страна. И светлые головы, способные толково и грамотно распределять эти богатства, у нас, в России, есть. И поэтому, мягко говоря, вызывает недоумение, когда сотни миллиардов долларов Стабилизационного фонда нашей страны передаются западным банкам под 2-3 процента годовых, в то время как нашей промышленности приходится брать кредиты у тех же западных банков под 10 и больше процентов. А ведь кредиты Правительства под 2 процента нашим, российским, предприятиям - один из путей спасения и возрождения страны! Но, к сожалению, механизмы получения дешевых кредитов для перспективных отраслей промышленности в России не существуют.
В этой связи хочется обратить внимание еще на один очень важный вопрос - вопрос стоимости топлива. Мировые цены поднялись до такого уровня, что эксплуатация рыбопромысловых судов в морях и океанах становится нерентабельной. Я не понимаю, если Правительство России считает возможным продавать газ и другие энергоресурсы многим странам по ценам в 2-3 раза ниже мировых, почему нашим рыбопромышленным компаниям топливо продаётся только по мировым ценам. Вполне разумно и по-хозяйски выглядела бы позиция государства, если бы оно в законодательном порядке ограничило аппетиты нефтяных компаний в отношении цен на топливо для стратегических отраслей России - сельского хозяйства, рыбной промышленности, ЖКХ, оборонных предприятий - на уровне себестоимости, плюс 5-6 процентов прибыли, плюс 13 процентов подоходного налога. А всё, что добывается сверх потребностей России, можно продавать другим странам по мировым ценам. Все эти проблемы очень ярко высвечиваются на фоне таких ЧП, как случай с рыболовным траулером Электрон и другими судами, - сразу все большие начальники, все СМИ начинают бурно обсуждать, выказывать понимание, проявлять желание немедленно решить всё сразу. Но проходит время, все успокаиваются, снова зарастает тиной - опять болото.
А между тем рыбохозяйственная деятельность связана с высокими капиталозатратами, науко- и трудоёмкостью рыбного промысла и в то же время повышенным риском предпринимательской деятельности. Это закономерная особенность отрасли. В силу этого во всем мире широко осуществляется государственная поддержка рыболовства. Общий объем субсидий в масштабе мирового рыболовства составляет 20-25 процентов к расходам на этот вид деятельности. По данным международной продовольственной организации ООН ФАО, только эксплуатационные расходы, связанные с добычей порядка 100 млн. тонн водных биоресурсов, оцениваются в 100 млрд. долларов. В то время как стоимость продукции первого предъявления, произведённой из этого объема вылова водных биоресурсов, оценивается в 80 млрд. долларов. Кроме того, капитальные ежегодные затраты, связанные с необходимостью изъятия 100 млн. тонн водных биоресурсов, оцениваются в 40 млрд. долларов. Анализ, проведённый международной организацией экономического сотрудничества и развития ОЕСД, свидетельствует о том, что правительственные субсидии рыбохозяйственному сектору в развитых странах сравнимы с субсидиями, предоставляемыми производителям других видов протеиновой продукции. В целом можно констатировать, что общая экономическая поддержка государства (субсидии и торговый протекционизм производителей протеиновой продукции) составляет от одной четверти до половины общих расходов на рыболовство. Субсидии в рыбную отрасль идут главным образом на приобретение судов, закупки топлива, страхование, а также на финансирование бесплатного доступа к ресурсам рыболовства. Очевидным является и тот факт, что большая часть субсидий в рыболовство приходится в развитых странах.

- Назовите, пожалуйста, конкретные позиции, проблемные точки, по которым возможен сдвиг уже в ближайшее время?

- 14 сентября 2005 года Государственная Дума приняла обращение к Правительству Российской Федерации, в котором указала наиболее актуальные проблемы отрасли, а также пути их решения. Из того, какая будет реакция Правительства Российской Федерации на это обращение, будет видна и степень его заинтересованности в развитии рыбной отрасли.
Кроме того, я и другие депутаты Государственной Думы внесли поправку в проект федерального закона О федеральном бюджете на 2006 год о выделении субсидий на приобретение горюче-смазочных материалов для рыбодобывающих предприятий Калининградской и Ленинградской областей, осуществляющих вылов рыбы в Балтийском море и Калининградском заливе. Этот вопрос является особенно актуальным для этих регионов. Конкуренты наших рыбаков в Балтийском море, например рыбаки Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, получают дотации на приобретение горюче-смазочных материалов порядка 50 процентов от их стоимости. Выделение субсидий в размере 215,5 миллиона рублей обеспечит освоение общего допустимого улова в полном объеме, принесет в бюджет доход 197,6 млн. рублей и решит многие социальные проблемы. Считаю, что для бюджета страны не будет слишком большой проблемы, если рыбопромышленные компании, поставляющие рыбную продукцию в Россию, будут полностью освобождены от всех видов налогов. Новейшие технологии и самые современные промысловые суда должны закупаться государством. Эти приобретения должны освобождаться от таможенных платежей и передаваться самым успешным рыбопромышленным компаниям по лизингу. Такие льготы нужны хотя бы на десять лет. Тогда можно будет уверенно говорить, что рыбная промышленность возродится. 10 ноября 2005 года в Государственной Думе состоятся парламентские слушания на тему О совершенствовании законодательства в целях повышения эффективности использования биоресурсов, где будут обсуждаться вопросы правового обеспечения развития рыбохозяйственного комплекса. Я думаю, что эти вопросы целесообразно будет вынести на широкое публичное обсуждение общественности. Голос рыбака должна услышать вся Россия. *И осетров жалко, и за державу обидно...



Вадим ЗАХАРОВ
Парламентская газета, 9 ноября 2005 года

Док. 287192
Опублик.: 23.03.07
Число обращений: 344

  • Нюдюрбегов Асанбуба Нюдюрбегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``