В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Асанбуба Нюдюрбегов: `Невод, полный проблем`. Назад
Асанбуба Нюдюрбегов: `Невод, полный проблем`.
Дальневосточный экономический форум обсудит широкий круг вопросов экономики, экологии, демографии, использования природных ресурсов. В том числе морских. Эксплуатируются они не самым лучшим образом, считает Асанбуба Нюдюрбегов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии, много лет проработавший в рыбной промышленности.

-Как же, Асанбуба Нюдюрбегович, изменить ситуацию?

- Для этого нужно многое. В том числе привести нормативную базу в соответствие с требованиями рыночной экономики. Задача тружеников как морей дальневосточных, так и северных, и южных - внести свой весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Парламент активно им в этом помогает. Вступили в силу три федеральных закона, восемь постановлений Правительства РФ, регламентирующие вопросы государственного управления отраслью. Среди них и Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Депутаты его дорабатывают. Внесены четыре проекта поправок, один из них уже принят. Введены квоты на вылов рыбы в пресных водоемах, определены права субъектов Федерации по их распределению. Положительно скажутся и принятые Государственной Думой поправки к законам "О государственной границе РФ" и "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ".

- Эти положения реализуются в полной мере?

- К сожалению, нет. Минсельхоз до сих пор, например, не разработал и не утвердил нормативные акты, необходимые для исполнения Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Требуется около сорока подзаконных актов. Принято лишь восемь.

А механизм перехода долей в общем объеме промышленных квот на добычу водных биоресурсов и в законе, и в постановлении Правительства России No 704 прописан расплывчато, фактически не действует. Все это сулит промысловикам серьезные трудности. Но больше всего проблем у тех, кто работает в прибрежных зонах иностранных государств и в районах открытого океана. Моряки хорошо знают нюансы такого промысла. Вот хотя бы недавний конфликт с японской рыболовецкой шхуной у Курильских островов. Ее команда вела браконьерский промысел в наших территориальных водах. И это, увы, не единичный случай.

В прошлом году в Государственной Думе состоялись парламентские слушания, посвященные рыболовству. Выступил на них и губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Он, в частности, отметил: за 2005 год рост добычи рыбопродукции составил 130 процентов. Соответственно увеличились налоговые поступления в бюджеты всех уровней, выросла зарплата тружеников отрасли. Назвал и ряд острых, наболевших тем. Не отлажен закон о государственной границе, не упорядочены условия переработки сырья на территории России, правила оборота рыночных долей. Время идет, а многие из этих проблем так и не решены. О них приходится говорить вновь и вновь.

Для дальневосточных промысловиков особенно больная тема - восполнение рыбных запасов. Их варварская эксплуатация привела к исчезновению здесь минтая, камчатского и синего краба, некоторых других видов.

Общедопустимый лов минтая, например в советское время, был 2 миллиона тонн, а сейчас - 450 тысяч тонн. Настоящим бедствием дальневосточных морей стали браконьеры. Они наносят ущерб, выражаемый сотнями миллионов долларов. В Китай идет трепанг, в Японию - морской еж, в США, Республику Корея и ту же Японию - краб. При этом нелегальные поставки по демпинговым ценам фактически создают угрозу обрушения этого рынка.

В 90-е годы основную выручку дальневосточные промысловики получали именно от краба. Теперь из-за неконтролируемого вылова его численность резко снизилась, объем допустимого улова (ОДУ) значительно уменьшен. Зато поставки на рынок выросли. Браконьеры добывают сколько хотят. По данным таможенной статистики США и Японии, вылов краба превышает ОДУ в 7-8 раз. "Морские хищники" подрывают наши промысловые запасы, конкурентное преимущество на мировых рынках. Действующие законы тут беспомощны. Иностранные суда, задержанные за браконьерство в наших водах, все же арестовывают, судят капитанов. С российскими ничего подобного не происходит. Полагаю, эта тема достойна обсуждения на Дальневосточном форуме.

Надо повышать инвестиционную привлекательность рыбохозяйственного комплекса. Как минимум регламентировать концессионные соглашения. Доли в общем объеме квот на вылов закреплять за пользователями не на 5, а на 25 лет. Это сделает бизнес более привлекательным для инвестора. Появится возможность планировать работу на длительный срок.

Нужно разграничить статус рыболовецких компаний, работающих в международных и внутренних водах. А также выработать критерии оценки водных ресурсов. Плечо доставки рыбы может многократно увеличить ее цену.

Снижению стоимости продукции для потребителей могла бы способствовать отмена налога на имущество предприятий и организаций рыбной промышленности. Ставки сборов должны быть дифференцированы в зависимости от того, куда она поставляется - в Россию или за рубеж. Следовало бы распространить льготы для сельхозпроизводителей на тружеников моря. Это финансово поддержит добытчиков низкорентабельных видов рыб, таких, как путассу, килька, салака. Их себестоимость порою выше установленной цены. Необходимо хотя бы частично компенсировать эксплуатационные затраты, если эта продукция идет в Россию.

- Одна из причин высокой цены рыбы - дорогое топливо?

- Да. Сейчас это 750 долларов за тонну. Надо восстановить взаимосвязь промысловиков с морскими портами, вплоть до их возврата под контроль государства. В советское время портовые нефтебазы обеспечивали суда относительно дешевым горючим. Теперь они стали коммерческими. Рыбаки вынуждены заправляться в близлежащих иностранных портах.

По большому счету, и в океан выйти не на чем. Нет ни одной верфи, где можно строить суда крупнее среднетоннажных. И даже если сделаем корпуса, не оснастим оборудованием. Важно создать финансовые схемы, которые позволяли бы покупать суда за рубежом в ближайшие 4-5 лет, пока не восстановится отечественное судостроение. Надо отменить таможенные пошлины на судовое и технологическое оборудование, которое не производится в России. Средства для обновления рыбопромыслового и транспортного флота могут быть привлечены через внешний лизинг - под гарантии Правительства или льготные кредиты. Государство могло бы компенсировать предприятиям две трети ставки на постройку и модернизацию судна. Компании, работающие вне российских вод, следовало бы освободить от налогов. Кстати, они сами могут привлечь финансы для обновления флота при условии, что будут максимально учтены их экономические интересы.

- Помогает ли рыбакам отраслевая наука и как она финансируется?

- Вместо 3 миллиардов рублей выделяется 970 миллионов. Взамен денег исследовательские суда получают "научные квоты". Идут в районы традиционного лова, мешают работающим здесь рыбакам. Лишние затраты государству, а Госкомрыболовству - лазейка для списания квот. Конечно, промысловикам нужны рекомендации отраслевой науки, но надо перевести ее на бюджетное финансирование.

- И все же как вы оцениваете перспективы отрасли?

- Полагаю, постепенно окрепнет, встанет на ноги. Не померкнет звезда рыбака.



Беседу вел Алексей НИКОЛАЕВ
Журнал "Российская Федерация сегодня", No18, 2006 год.

Док. 287190
Опублик.: 23.03.07
Число обращений: 273

  • Нюдюрбегов Асанбуба Нюдюрбегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``