В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью А.Зиновьева с Юрием Сазоновым Назад
Интервью А.Зиновьева с Юрием Сазоновым
Известный философ и писатель Александр Зиновьев родился в 1922 году в семье крестьянина. После школы поступил в Московский институт истории философии и литературы, из которого он был исключен без права поступления в другие вузы страны за выступления против культа Сталина. Вскоре он был арестован, бежал, скрывался от органов госбезопасности. От дальнейших неприятностей его спасла служба в армии, куда он ушел в 1940 году и прослужил до 1946 года. Великую Отечественную войну начал в танковом полку, а завершил в штурмовой авиации, за боевые заслуги награжден орденами и медалями. После войны окончил философский факультет МГУ, одновременно учась на мехмате.

Во второй половине пятидесятых годов для студентов философского факультета МГУ имени Ломоносова имя Зиновьева было символом новых идей, борьбы против догматизма. В 1960 году Зиновьев защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого он получил звание профессора и стал заведовать кафедрой логики в Московском университете.

Причиной высылки Александра Зиновьева из Советского Союза в 1978 году стал опубликованный на Западе социологический роман "Зияющие высоты", с которым пришла к нему литературная известность. На родине Зиновьеву отвели роль антикоммуниста, со всеми вытекающими в те годы последствиями: он был исключен из партии, выгнан с работы, выслан из страны, лишен гражданства, всех научных степеней, званий, наград, в том числе военных. Вокруг него была создана атмосфера замалчивания. Все было организовано так, как будто вообще не существовало такого человека.

На Западе Александр Зиновьев опубликовал более 40 романов, переведенных на 20 языков, своим творчеством создав новый жанр социологического романа (социологической повести), в котором научно-социологические результаты излагаются в художественной форме. Понятия, утверждения, отчасти даже методы социологии используются как средства художественной литературы, а последние, в свою очередь, применяются как средства науки.

Вернувшись на родину, Александр Александрович продолжает свои социологические исследования и читает лекции в МГУ, пишет очерки о новой России.

Как видит вернувшийся на родину эмигрант ее настоящее и будущее? Как оценивает происходящие в России перемены? Об этом ровно через год после возвращения на родину Александр Зиновьев размышляет в беседе с нашим корреспондентом.

- Александр Александрович, многих удивляет, что Вы, "махровый антисоветчик", печатаетесь в газете "Завтра", дружите с Зюгановым и Бабуриным. Что с вами случилось?

- Меня удивляет, что мое поведение удивляет других. Ведь я не менял позицию. Я антисталинист, за что и был арестован, сидел на Лубянке, бежал. Война позволила мне избежать преследований. Потом Сталин умер. Мое мнение о Сталине не изменилось, но я презираю людей, которые набросились на него, когда это стало безопасно.

Я написал книги, за которые меня зачислили в антисоветчики. Меня уволили, выбросили из страны. Но я не был антикоммунистом, воспитывался как идеальный, романтический коммунист, а действительность не соответствовала этим представлениям. Система рухнула. Сейчас объектом моих исследований стала постсоветская система. Если раньше я критиковал советскую систему, то что же, должен теперь кричать "ура"? В одном интервью в 91-м году я сказал: "К власти пришли моральные подонки и интеллектуальные кретины". Это доказывается, как теорема. И это не значит, что я считаю Брежнева умником...

- По образованию вы ученый, специалист по математической логике. Как вы стали писателем?

- Да, я прежде всего ученый. То, что я написал "Зияющие высоты" - случайность. Я имел мировой успех в научной работе, был включен в тройку крупнейших логиков мира. А моих коллег знать не хотели. Отсюда элементарная зависть - ненависть к чужому успеху. Рецензии на мои книги для КГБ и ЦК писали мои же друзья. Мне показывали эти рецензии. Эти люди, герои "Зияющих высот", стали потом "прорабами перестройки". Мне было 56 лет, когда я оказался на Западе. И жил я все эти 20 лет на Западе за счет литературы и своих лекций. Я был единственным из "критиков режима", кто не получил ни копейки подачек.

- Как принял вас Запад?

- На первой же пресс-конференции в 78-м я сказал: "Я не считаю Запад царством свободы, я не считаю СССР царством рабства. Я не считаю себя жертвой режима. Я считаю режим своей жертвой. Режиму от меня досталось больше, чем мне от него". После этого пошло в газетах: "Зиновьев без маски", "Зиновьев - агент КГБ".

- Это был эпатаж?

- Ни в коем случае. Я просто по натуре такой. В общем, как писали западные газеты, "Зиновьев проскочил по ошибке".

- Кто же были ваши западные читатели - левые?

- Левые меня ненавидели, считая антикоммунистом. В переводе одной из моих книг участвовал потомок Романовых, Александр Романов, а для эмигрантской третьей волны я оказался чужим. Они все распределили: этот - гений, этот - полугений. И числили себя знатоками советского общества, будучи шарлатанами. Приличные отношения были у меня с Владимиром Максимовым, но и тот не признавал меня за писателя. Меня печатали западные издательства. "Зияющие высоты" все русскоязычные издания печатать отказались.

- Есть ли на Западе люди, которые понимают тенденциозность нынешнего отношения к России и русским и не молчат?

- Очень мало таких людей. Более того, те, кто понимает, просто боятся высказываться вслух. Действует внутренний контролер. В личных разговорах все не так, как в прессе. В Италии вышла моя книга "Глобальный человейник". Буквально за две недели появились десятки рецензий - ни один литературный бестселлер не пользовался таким успехом. Я объездил всю Италию, говорил то, что сейчас вам говорю, и везде меня принимали "на ура". То, о чем я пишу, имея в виду отношения России с Вашингтоном, - все это прекрасно понимают и в Италии, и во Франции. Но сугубо на словах. А чтобы понимание стало действенным, в стране должны созреть значительные силы, способные защитить людей, которые разделяют эти убеждения.

- Как вы восприняли перестройку?

- "Катастройка", как я ее назвал, сразу стала объектом моих исследований. То, что я писал о советском строе - истина. Но если бы я знал, что мои книги будут использованы против моей страны, что в результате будет не разгром просто коммунизма, а разгром России - я бы такие книги писать не стал. Теперь у меня есть чувство вины перед страной. Я дал десятки интервью, написал много книг о "горбачевизме" и "ельцинизме". И стал врагом для Горбачева, Ельцина и их соратников. Но в России стала формироваться среда, в которой доброжелательно относятся к моим сочинениям. А на западе отношение ко мне ухудшалось. Там мои книги практически запрещены. Я понял, что сейчас в России для меня больше возможностей работать.

- Когда вы приняли решение вернуться на родину?

- Несколько лет назад. Уже в 90-м мне вернули гражданство. Но процесс затянулся. Квартиру у нас конфисковали и не вернули: новую мы купили, правда, на льготных условиях, благодаря Лужкову. Трудно было решиться после стольких лет жизни на Западе вернуться в совершенно другую страну. Нас подтолкнули сербские события, циничная агрессия НАТО против суверенной страны. Боюсь, что аналогичная судьба ожидает и Россию. Судьба России на Западе уже спланирована: полное уничтожение страны и вычеркивание русского народа из истории. Я решил, что в критический для моей страны момент я должен быть с ней.

- Александр Александрович, прошел год с тех пор, как вы вернулись в Россию из эмиграции. Еще не успели разочароваться?

- А я никогда ничем не очаровывался, чтобы потом не разочаровываться. Меня выслали из страны, когда мне было 56 лет. Я мог хоть сто лет прожить где угодно, и все равно Россия оставалась со мной. Поэтому когда я вернулся, это было так, будто только вчера выехал.

Здесь я воочию убедился во многих своих тревожных предчувствиях, и с грустью отмечаю, что наш русский народ вступил в фазу деградации и умирания. Нас разгромили в "холодной войне". Разгромили социальный строй, который мы имели, государственность, экономику, культуру и навязали такой образ жизни, который неадекватен натуре народа. Это было сделано искусственно и искусственно поддерживается. Такая ситуация не способствует выживанию народа.

- Александр Александрович, ни для кого не секрет, что это случилось не без участия Запада. Но нас по-прежнему тянет поучиться у Запада...

- Россия и Запад обречены жить друг с другом до скончания веков. Но как именно жить? Вспомните наполеоновское нашествие, немецкое нашествие 1941-1945 годов, в котором силы западного мира умело направили гитлеровскую агрессию против нас, "холодную войну", в которой объединенные силы Запада, возглавляемые США, почти полвека вели против нас борьбу на уничтожение. "Холодная война" считается законченной, но начался новый период борьбы Запада против нашей страны - период "теплой войны", войны на грани "горячей".

Запад никогда не относился к России безразлично. И не следует забывать о том, что вся история западного мира (западной цивилизации) была непрерывной борьбой за покорение планеты. Вспомните британскую мировую империю или предшествующие ей португальскую и испанскую. Все более или менее значительные западные страны были колониальными державами. Западные общества социально организованы так, что вообще не могут существовать, не колонизируя окружающий мир. И по сей день колонизаторские устремления Запада не заглохли. Наоборот, они усилились, приняли новые формы. Теперь объединенный в единое целое Запад (западнистское сверхобщество, по моей терминологии) продолжает колонизацию планеты. Этот процесс называется словами "западнизация", "американизация", "глобализация". А способность России сопротивляться этому процессу с распадом Советского Союза и разгромом советского социального строя ослабла настолько, что Россия фактически стала превращаться в зону колонизации со стороны Запада, стала главным объектом колонизаторских устремлений Запада. Россия нужна Западу именно в этом качестве - как территория, как богатейший источник природных ресурсов, как подвластный человеческий материал, как плацдарм и орудие войны против Китая. Я думаю, что все это общеизвестно. И теперь западные стратеги говорят об этом открыто.

- Нужен ли в таком случае Запад нам?

- А куда же мы от него денемся?! Запад навязал нам социальный строй, который выгоден ему и который чужд народам нашей страны, который обрекает Россию на деградацию и историческую гибель в качестве великой державы. Он уже присутствует во всех аспектах жизни нашей страны - в политической, экономической, идеологической, культурной и в прочих сферах жизни России. Его просто невозможно изъять из нашего общественного организма без тяжелых последствий. Но допустим чисто теоретически (не более того!), что Запад вдруг по каким-то причинам решил нас оставить в покое, никак не вмешиваться в нашу жизнь, отгородиться от нас своим "железным занавесом". Что произойдет при этом условии? В каком состоянии находится Россия - нет надобности говорить об этом. Сможет ли Россия своими силами подняться хотя бы на уровень жизни, который она имела в советские годы? Какие усилия нужны для этого? Сколько времени? Возможно ли это без разрушительной внутренней борьбы, вплоть до гражданской войны? К тому же перед взором россиян будет маячить другой уровень жизни - западный. Достижения западной цивилизации уже прочно вошли в сознание россиян, без этого будущее России уже немыслимо. Может Россия хотя бы приблизиться к западным жизненным стандартам (если не может уравняться с ними), будучи отгороженной от Запада "железным занавесом"? К тому же, куда вы денете арабский мир? А Китай? Неужели вы думаете, что они тоже оставят нас в покое и не захотят поживиться за наш счет? Способна ли Россия исключительно своими силами защитить себя в условиях, когда незападный окружающий мир окажется вооруженным современным оружием и устремленным на покорение других стран, плохо защищенных? Но даже если исключить и эти факторы, даже одно только внутреннее развитие России в современных условиях невозможно в качестве изолированного объединения людей. Тут либо это объединение должно быть эволюционно открытым, либо оно обречено на деградацию и историческое умирание.

- Получается, что без Запада нам никуда не деться и с Западом непросто. Как быть?

- Да, Россия оказалась в трудной, можно сказать, трагической ситуации. Запад разгромил и продолжает громить Россию. И вместе с тем без Запада Россия не может подняться на достойный ее уровень исторического бытия. Запад делал, делает и будет продолжать делать все от него зависящее, чтобы помешать России осуществить это. Есть ли у России какая-то возможность выкарабкаться из этой ситуации? Незначительная, но она все же есть. По моим наблюдениям, положение в мире складывается так, что для России открывается какой-то шанс. Россия еще может ухитриться и выработать свой, наиболее выгодный в этих условиях путь. Подчеркиваю, не какой-то абстрактно мыслимый и желательный, а именно оптимальный для данных условий. Думаю, что успех в использовании этого шанса зависит главным образом от реорганизации российской системы власти и управления.

- Сейчас снова встает вопрос: с кем мы и куда движемся? Как нам выстраивать отношения с Западом? Неужели мы ничего не можем там позаимствовать?

- Инициатива в этом отношении принадлежит не столько России, сколько самому Западу. Он просто насильно заваливает Россию многочисленными продуктами своей жизнедеятельности. Приходится думать не столько о том, что бы такое позаимствовать на Западе, сколько о том, как бы оборониться от западного засилья во всех сферах жизни общества. Для того чтобы заимствование явлений западной цивилизации было разумным, необходимо завоевать социальный суверенитет по отношению к Западу. Надо различать западнизацию как колонизацию страны силами Запада и западнизацию как заимствование достижений Запада. Надо остановить западнизацию в первом смысле, чтобы воспользоваться второй в интересах выживания и подъема России.

- В отношении России существует очень много прогнозов. Хочется думать, что мы все-таки выйдем из кризиса. А каково ваше мнение?

- Я думаю, что приход Путина к власти (а Путин - не вашингтонская кандидатура, это "внутреннее дело" России) впервые после 1985 года дает России шанс выбраться из тупика. Иногда мне даже кажется, что Путин прошел к власти по недосмотру или по ошибке. Не предполагали, что события повернутся таким образом, что этот человек займет столь принципиальную позицию. С точки зрения социолога, каковым я являюсь, на Путине сфокусировались интересы очень серьезных слоев российского общества. Хочет он этого или нет - на него люди возлагают надежды, он вынужден будет действовать в рамках народных чаяний. Точно так же в свое время Наполеон действовал не потому, что он, видите ли, большой честолюбец был - он выполнял историческую функцию. Сейчас обстоятельства в России сложились так, что кто-то тоже должен ее выполнить. То, что она выпала именно на долю Путина, - историческая случайность. Но иногда случайности оказывают серьезнейшее влияние на ход истории. Я убежден на 100 процентов, что путинское руководство будет действовать не в силу тех условий, которые, возможно, навязал ельцинский Кремль или кто-то там другой. Оно будет достаточно сильным, чтобы идти своим путем. А, значит, Запад рискует подавиться Россией.

А в общей форме можно сказать только одно: все тенденции будущего уже сложились. Основные социальные переломы, перевороты, достижения или потери уже произошли. Эмбрион будущего зародился во второй половине прошедшего века, и век нынешний будет веком развития этого эмбриона. В России реставрация советской коммунистической системы, которая сложилась в уникальных неповторимых условиях, невозможна. Однако сейчас видна сильная тенденция к советизации. При Путине она, может быть, начнет усиливаться. Но фактически мы будем иметь развитие русского варианта западнизма.

То, что происходит в России, - это движение к реальному западному образу жизни, не к мифическому, не к идеологическому, а именно к реальному. Ведь на Западе происходит эволюция к сверхобществу, какая имела место в СССР. Когда меня выбросили на Запад, прежде всего меня поразило: то, за что ругали Советский Союз, имело место на Западе порой даже в большей степени, чем в СССР. Вот это и будет в России.


Беседовал Юрий Сазонов


Док. 287054
Опублик.: 22.03.07
Число обращений: 382

  • Зиновьев Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``