В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Вольский: Нефтегазовый комплекс - локомотив российской экономики Назад
А.Вольский: Нефтегазовый комплекс - локомотив российской экономики
Топливно-энергетический комплекс - стратегически важный сектор экономики страны. Если государство не имеет своей промышленности, добывающей и перерабатывающей природные ресурсы, то оно превратится, в лучшем случае, в экспортно-сырьевую страну. В худшем случае месторождения будут скупаться иностранными инвесторами, что может привести в отдельных случаях даже к полному прекращению добычи. Поэтому Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает, что подъем российской экономики необходимо начинать с ТЭК.

Перевооружиться... или не быть

Промышленные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность топливно-энергетического комплекса, ориентированы на конкретного потребителя, который не сворачивает своего производства и с некоторых пор даже увеличивает выпуск продукции, ориентируясь на экспорт. Сегодня это самый доходный сектор отечественной экономики, привлекающий внимание большинства инвесторов.

Однако, несмотря на это, объемы производства нефтегазового оборудования, как и продукции других отраслей машиностроения, постоянно снижаются. И это при том, что износ основных активных фондов на добывающих предприятиях достиг уже критического состояния. В результате - не только падение добычи, но и снижение порога техники безопасности, то есть угроза жизни людей и окружающей среде.

Конечно, сегодня сложно говорить об экономическом росте, подразумевая возврат к объемам выпуска оборудования до уровня 1990 г., что предполагает более полную загрузку ранее созданных производственных мощностей, в том числе по конверсии. Но нельзя не видеть то, что оборудование, которое выпускалось (и выпускается) российскими предприятиями для добычи в недавнем прошлом основного количества углеводородного сырья, в настоящее время, сознательно или нет, закупается за рубежом. На это средства находятся. А должны бы они идти в первую очередь на поддержание собственного производителя, техническое перевооружение конкретного сектора промышленности.

Российское нефтегазовое машиностроение стоит перед альтернативой: либо в предельно сжатые сроки (два-три года) провести широкомасштабное техническое перевооружение, либо перестать существовать. В этих условиях государство обязано координировать возрождение стратегически важного сектора экономики. При проведении промышленной политики государство должно использовать как прямое воздействие на субъекты рынка (прямое дотирование, льготное кредитование, протекционизм, таможенные пошлины и т.д.), так и формирование, дальнейшее укрепление элементов рыночной инфраструктуры и, в первую очередь, правовых основ.

Оживление производства в ТЭК повлечет за собой изменения в связанных с ним отраслях: металлургической, электротехнической, химической и др., сделает действенной конверсию оборонной промышленности, что оживит отечественную экономику в целом.

Пора вызывать "неотложку"

Реанимирование отечественного нефтегазового машиностроения необходимо осуществить в предельно сжатые сроки. Программа может предусматривать ряд направлений, на которых следует остановиться особо.

Проведение единой государственной научно-технической политики на основе тендеров. Поддержка тех проектов и предприятий, которые осваивают новые технологии. Сегодня отдельные предприятия, стремясь выжить, все чаще прибегают к изготовлению простейшей продукции. Конечно, это право исполнителя и заказчика, однако государство не должно поддерживать их в такой ситуации.

По данным специалистов, из нефтеносных пластов извлекается не более 25-40% нефти. Это - работа и жизнь без будущего. Нефть и трудовые ресурсы - достояние всего государства, вот почему вольности здесь не позволительны никому.

Координация освоения и производства нефтегазового оборудования. Это исключит неоправданные затраты и ускорит техническое перевооружение отрасли. Известно, что, используя средства, выделенные на реализацию федеральной целевой программы "Конверсия оборонной промышленности", но не зная гражданского рынка, оборонные предприятия освоили выпуск станков-качалок. В результате с 1990 по 1995 г. их выпуск увеличился в семь раз, а в 1995 г. из-за отсутствия заказчика сократился в 3,5 раза (данные Госкомстата РФ). В то же время в отрасли не решена такая проблема, как производство определенной номенклатуры дефицитного нефтегазового оборудования, ранее выпускавшегося в СССР на предприятиях, которые ныне оказались в ближнем зарубежье.

Здесь необходимо отметить очень важную инициативу Минатома России в создании Союза производителей нефтегазового оборудования.

Координация закупок импортного оборудования и материалов. Минтопэнерго РФ ежегодно тратит миллиарды долларов на закупку импортного оборудования (и запчастей) для добычи и транспортирования энергоресурсов. Государство не должно смотреть на это сквозь пальцы.

Использование импортных оборудования и материалов должно быть обосновано и оправдано. Прецедент завоза импортной продукции при имеющейся возможности приобретения такой же отечественной продукции может быть рассмотрен арбитражными судами с возмещением убытков производителю.

Координация работы с займами Всемирного банка и кредитными линиями. Значительная доля инвестиций в ТЭК осуществляется либо зарубежными фирмами, имеющими долгосрочные контракты с ведущими мировыми изготовителями оборудования и опасающимися иметь дело с малоизвестными российскими поставщиками, либо в рамках кредитов международных финансовых организаций. Между тем существует вполне разумное и юридически обоснованное правило, в соответствии с которым займы международных финансовых организаций распределяются только на основе открытых тендеров. Мы же это правило по известным причинам не используем и лишаем свое машиностроение заказов. Получается парадокс - от увеличения инвестиций кое-кто становится богаче, но только не отечественные предприятия и не государство.

В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении крупных иностранных капиталов в освоение российских нефтяных месторождений. Без вмешательства государства российские машиностроители не смогут получить заказы на оборудование по соглашениям о разделе продукции (СРП). А это - миллиарды долларов.

Протекционизм и содействие в финансировании расходов на решение проблемы сертификации продукции. Для участия в тендерах требуется международный сертификат качества (API или ISO). В этой ситуации мы часто проигрываем.

Существующая система сертификации становится серьезным барьером, который удается преодолеть немногим предприятиям. У нас существует обязательная (соответствие требованиям стандартов по безопасности, защите здоровья и окружающей среды) и добровольная (соответствие качества продукции потребительским требованиям) сертификации. Часто утверждают, что предприятия неохотно проводят добровольную сертификацию своей продукции, объясняя это тем, что большинство из них не заинтересовано в выходе на международный рынок. Чтобы выйти на международный рынок, предприятие должно получить сертификат о качестве своей продукции в зарубежных центрах сертификации, а это, естественно, стоит денег. Средства, потраченные на отечественную добровольную сертификацию, предприятию прямых дивидендов не приносят. Можно, конечно, подождать, когда наши центры будут иметь возможность проводить сертификацию, признаваемую в международной практике, но для экономики это чревато тяжелыми последствиями.

В решении данной проблемы важную роль может и должно сыграть государство. Оно обязано взять на себя заботу о создании авторитетной системы международной сертификации продукции для внутреннего рынка. А пока государство может помогать в финансировании (беспроцентный кредит и т.п.) тех предприятий, которые вплотную подошли к получению международного сертификата. Содействие в таком финансировании не станет неприемлемой формой государственных преференций тем или иным фирмам в рыночных условиях, а будет реально содействовать жизнеспособным предприятиям, в том числе и конверсионным.

Создание информационно-консультативной системы для потребителей и производителей нефтегазового оборудования. Система должна охватывать весь объем информации о выпускаемом оборудовании, возможностях российских предприятий выпускать ту или иную продукцию, о внутреннем и внешнем спросе и прогнозах его изменения. Система нужна для сопоставимости оборудования, подготовки экспертных заключений и т.д. Здесь необходимо отметить опыт российского издательства "Топливо и энергетика" по выпуску композит-каталога нефтегазового оборудования и услуг.

Протекционизм в продвижении нефтегазового оборудования на мировой рынок. В доперестроечный период практически все предприятия стремились получить свободу для экспорта своего оборудования. Сегодня заводы столкнулись с многочисленными трудностями, не преодолимыми для многих из них. В результате Россия потеряла ранее освоенные рынки, такие, как страны СНГ, Индия, Китай, Сирия, страны Латинской Америки и др.

Спасение "утопающих" - дело... государства

Наконец, о проблеме, касающейся всей экономики. Необходимо решить задачу с неплатежами. Экспертный институт РСПП выработал ряд предложений о решении данной проблемы.

Реализация программы возрождения экономики сопряжена с множеством сложностей. Это - организационные, технические, финансовые вопросы, касающиеся исполнительных и законодательных структур, и др. Решение этих вопросов при нынешней разобщенности (часто - противоположности интересов) производителя и потребителя, а также других структур, при возложении надежды только на всесилие нашей рыночной экономики представляется крайне проблематичным. Это показал опыт начального периода реформ.

Вся реформа системы координации производства и поставок оборудования для ТЭК должна проводиться правительством на государственном уровне.

Например, правительство может создать государственный орган с соответствующими функциями и полномочиями, подчинив его вице-премьеру. Однако большие полномочия должны предусматривать и соответствующую ответственность за конечный результат порученного дела.

Такое решение - не откат назад, в нерыночную экономику. Даже самый большой рыночник - Соединенные Штаты Америки - активно осуществляет поддержку и государственное вмешательство в такое приоритетное направление, как производство оборудования для ТЭК.

Можно с уверенностью сказать, что начало реализации промышленной политики в сырьевом секторе экономики, безусловно, даст положительные результаты не только для этого сектора, но и для всей экономики страны.

Периодические издания ОАО "ЛУКОЙЛ"
журнал "Нефть России"


Док. 286821
Опублик.: 22.03.07
Число обращений: 412

  • Вольский Аркадий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``