В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Секретарь президиума Генерального совета партии `Единая Россия` Вячеслав Володин: `В будущее - без национализма` Назад
Секретарь президиума Генерального совета партии `Единая Россия` Вячеслав Володин: `В будущее - без национализма`
20 февраля на Поклонной горе в Москве состоится церемония официального подписания Антифашистского пакта.

Накануне этого важного события Вячеслав Володин дал эксклюзивное интервью "Известиям".

известия: Из-за чего возникла срочная необходимость подписания Антифашистского пакта? Ведь большинство населения нашей страны (55% - согласно распространенному на этой неделе опросу ВЦИОМа) не считает, что в России происходит рост национальной и расовой нетерпимости. Не преувеличиваете ли вы масштабы проблемы?

Вячеслав Володин : А какой масштаб, на ваш взгляд, должна приобрести эта проблема, чтобы возникла срочная необходимость в каких-либо действиях со стороны общества? Только за последнее время произошел целый ряд вопиющих событий: Александр Копцев врывается с охотничьим ножом в здание синагоги в Москве, в результате ранено 9 человек; в Воронеже убито несколько иностранных студентов; в Санкт-Петербурге избит гражданин Китая, в Москве убит 13-летний подросток, гражданин Узбекистана Евгений Багдасарян: на его теле были обнаружены 34 колото-резаные раны. Подобные факты говорят убедительнее любых соцопросов. Кстати, 45% людей, согласно опросу, видят опасность национализма и ксенофобии для нашего общества. Пора определиться в своей позиции в отношении этих проявлений нетерпимости и всем политическим силам страны. В противном случае - будем тушить пожар. "Единая Россия", выступая с инициативой подписания Антифашистского пакта, предлагает механизм определения позиции для каждой политической и общественной силы.

Главная цель пакта - напомнить, что в нашей стране, где проживает 160 национальностей, мы не можем позволить себе выпустить ситуацию из-под контроля.

известия: Чем, на ваш взгляд, так опасен национализм в политике? Ведь роль политических партий в жизни общества достаточно низка. Общеизвестно, что партиям граждане доверяют меньше, чем любым другим властным институтам.

Володин : Нацистская Германия, Италия времен Муссолини, диктатура Франко в Испании. Миллионы человеческих жизней - вот расплата за воплощение идеи национализма в политике. Что касается роли партий, вы не совсем правы. После того как была введена система выборов по партийном спискам, люди стали активнее ходить на выборы. У них появилась возможность проголосовать за реальную политическую силу, действия которой отражаются на их жизни уже сегодня. Именно перед партиями как перед выразителями позиции общества стоит задача противостоять распространению идей национализма.

Национализм опасен еще и потому, что может выступать не только в облике фашизма, нацизма, расизма, но и в более завуалированной форме, с позиций якобы либерализма или демократизма. Он может проявляться и как великодержавный шовинизм, и как национализм малых народов.

Может принимать облик лжепатриотизма.

В данном случае национализм опасен как воздействием на умы людей, так и дискредитацией самой идеи патриотизма. Лозунги типа "Россия для русских" или "Очистим Москву от мусора" - пример проявления национализма от политики.

Конечно, борьба с национализмом и подобными ему явлениями прежде всего задача государства. Государство имеет в своих руках институты, позволяющие принимать законы и следить за их жестким исполнением. Но существуют ситуации, которые регулируются не только писаными законами, а и законами морали.

Антифашистский пакт как раз и призывает дать не юридическую, а моральную оценку данному явлению.

известия: Почему в стране, победившей фашизм, появляются фашисты? Знак ли это нашего времени? Или это горькая дань переменам, нахлынувшим на нас слишком быстро?

Володин : В Европе начала ХХ века психологической основой для роста фашистских настроений стало явление, которое Эрих Фромм определил как "бегство от свободы". "Маленький человек" ощущал одиночество и беспомощность в обществе. Утратив "цепи" соседского, семейного, общинного "единства", люди почувствовали потребность в какой-то замене сообщества. Такую замену они нередко находили в чувстве сопричастности нации, в авторитарной военизированной организации, в тоталитарной идеологии. Именно на этой почве расцвели первые группы, которые стояли у истоков фашистского движения.

К сожалению, в России в 90-е годы произошло нечто подобное. В это время - в период так называемого "дикого капитализма" - многие люди попали в ситуацию того самого "маленького человека". Существовавшие десятилетиями связи рухнули, существовавшие моральные принципы были поставлены под сомнение.

Прибавьте сюда процессы распада самого государства. На этом фоне выросли национал-большевики, "скинхеды", Русское национальное единство (РНЕ) или националисты нацменьшинств. Их идеологию объединяет одно общее понятие - это "свои", а это "чужие", которые должны уступить дорогу "коренным нациям". Эти цели преследуют РНЕ в России, ваххабиты в Чечне, такие национал-патриотические организации, как татарская партия "Иттифак", "Татарский клуб", башкирский национальный центр "Урал" и Союз башкирской молодежи, эрзянская национальная община "Эрзянь Мастор" т. д.

Этой бедой российского общества, которая досталась нам в результате распада Советского Союза, пытаются воспользоваться сегодня недобросовестные политики.

известия: Являются ли наши молодые люди "Иванами, не помнящими родства"?

Неужто внуки фронтовиков и интернационалистов могли так быстро забыть уроки своих предков? Не является ли этот феномен "короткой памяти" следствием отупляющего воздействия массовой культуры и телевидения, в частности?

Володин : Я бы не стал всех молодых людей называть "Иванами, не помнящими родства". Это не так. Наши люди помнят Великую Отечественную войну. В каждой семье кто-то воевал, был убит или ранен. Не стал бы искать причину роста националистических настроений в культуре и на телевидении. Вcпомните наши замечательные фильмы - "Белорусский вокзал", "А зори здесь тихие...", "Звезда", "В августе 44-го", сериал "Штрафбат". Это примеры настоящего искусства.

За молодчиками, которые рисуют свастику, не понимая толком, что делают, стоят взрослые и вполне осознающие свои цели люди. Вот им предоставлять трибуну действительно опасно - даже при том, что у нас свобода слова. Ведь свобода слова - это в первую очередь ответственность за это слово.

Лишнее тому подтверждение - конфликт из-за карикатур на пророка Мухаммеда, напечатанных в западной прессе.

Столкновение двух принципов - свободы слова и абсолютности религиозных святынь - угрожает стать новым источником конфронтации на межнациональной, религиозной почве. Именно ответственность СМИ имел в виду Владимир Путин, говоря по поводу этого конфликта, что надо сто раз подумать, прежде чем что-то напечатать.

известия: Насколько серьезно рост национальной и религиозной нетерпимости угрожает сегодня суверенитету страны? И каким образом угрожает?

Володин : Конфликты на почве национальной и религиозной нетерпимости делают уязвимым любое государство. Будь то благополучная Франция со своим бунтом спальных окраин или непрекращающийся конфликт турок и курдов, или тот же Ольстер.

"Бунт спальных окраин", вспышки насилия, затяжные вооруженные конфликты подрывают доверие людей к власти, которая не смогла это предотвратить. А государство, где власть лишена доверия общества, - прекрасная мишень для вмешательства в его внутренние дела.

Вспомните, как накануне распада СССР в прессе, на телевидении выступали некоторые наши политики с тезисом: зачем нам "содержать" Украину, Киргизию, Туркмению. Так не стало великой страны. Призывы сегодняшних националистов - по сути призывы к тому, чтобы Россия раскололась на мелкие куски по национальному признаку. Понятно, что эти осколки будут куда менее конкурентоспособны, чем целая страна.

известия: Страна большая, и партий и политических движений в ней много.

Некоторые из них уже отказались присоединиться к Антифашистскому пакту. Более того: наиболее радикальные организации националистов вообще действуют вне правового пространства. Как можно эффективно воздействовать на них, не нарушая при этом канонов демократии?

Володин : Фашизм, как и другие крайние проявления национализма, должен быть вынесен за пределы политического поля.

Именно к этому призывает Антифашистский пакт, именно поэтому была такой жесткой наша реакция на "дискуссию" в Перми, когда в ходе молодежного форума представители либеральных партий (кстати, подписавших пакт) сели за стол переговоров с теми, кто позиционирует себя фашистами. Их идеология не должна легитимироваться никакими дискуссиями, Носители фашизма вообще не должны привлекаться к каким бы то ни было политическим дискуссиям, не должны появляться в СМИ, восприниматься социумом.

Они должны стать изгоями. Мы не должны давать им ни малейшего шанса для расширения своей идейной базы в обществе.

Более того, мы должны делать все для того, чтобы лишить их этой базы.

А либералам можно сказать следующее: нельзя объединяться с нацистами даже в "угаре" политической борьбы. Так можно и "душу проиграть".

известия: Какой комплекс мер необходим для того, чтобы гражданственность и ксенофобия стали на практике несовместимыми?

Володин : Можно придумывать разные программы по защите малых народов Севера, заниматься поддержкой русскоязычной диаспоры в странах СНГ, писать законы, которые будут регулировать деятельность национальных образований в самой России. Можно разрабатывать программы экономического развития отдельных регионов страны с целью решения там социальных проблем. Однако в стране, где проживает более 160 национальностей, законодательной базы для решения национального вопроса оказывается явно недостаточно. Нужно менять менталитет общества. И начинать здесь надо с воспитания самосознания, с семьи, школы. Ведь не менее опасен национализм бытовой, который подспудно формирует представление о национальной исключительности и превосходстве. И здесь не важно, об исключительности какой нации идет речь - большой или малой. Важно, что если человек трудится, если он уважает законы России и обычаи ее жителей, то он - гражданин России. И ты обязан уважать его - как гражданин гражданина.


Известия. Москва.

15 Февраля 2006 г.



Док. 286676
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 423

  • Володин Вячеслав Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``