В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа с В. Володиным Назад
Беседа с В. Володиным
В: Добрый вечер. Выступая в Петергофе на конференции, посвященной 100-летию российского парламентаризма, спикер ГД Борис Грызлов фактически назвал нашу партийную систему незрелой и высказался за сохранение системы сильной президентской власти в стране. Вы смотрите "Вести-подробности". Вячеслав Викторович, вот странно слышать это от лидера партии, а вы, кстати, тоже представляете крупнейшую партию в стране "Единую Россию", вы секретарь президиума "Единой России", слова о незрелости партийной системы в стране. Ну вот вы являетесь правящей партией раз, заслушиваете членов правительства, вызываете их к себе, корректируете планы, формируете бюджет, фактически сейчас будете выдвигать людей на пост губернаторов, если победите на региональных выборах. Оказываете очень серьезное влияние на жизнь в России. И так что, партии у нас какие-то все же не такие? Для точности я процитирую слова Б.Грызлова. "Я считаю, что нашей стране необходима сильная и эффективная президентская власть. Ведь парламентская республика предполагает наличие зрелой партийной системы". Ну так что с нашими партиями не так?

ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН (депутат Госдумы РФ): У нас партии молодые и вообще наша партийная система страны она находится на этапе становления. Всего 3 года назад у нас стали образовываться партии. До этого были общественные организации. И понятно, что за этот промежуток времени сложно создать мощную партийную систему, когда в России бы были партии массовые, влиятельные. Сейчас "Единая Россия" самая крупная партия. Партия, которая имеет большинство в Госдуме. Но вместе с этим мы не можем говорить, что мы правящая. Мы не формируем правительство. Действительно сейчас идет этап, когда партия развивается и больше у них возможностей появляется. Но сказать, чтобы в целом партийная система была уже устоявшейся, она бы, что называется, уберегала общество от разных коллизий, наверное, действительно рано. Мы к этому должны стремиться. И надеемся, чем быстрее к этому придем, будет лучше. Но на сегодняшний день мы еще молоды. И все познаем вновь. Поэтому то, что сказал Борис Вячеславович, это соответствует действительности. Говоря о парламентской республике, он говорил о том, что главная роль в этом случае принадлежать должна партиям.

- Вот для того, чтобы эффективно работать в рамках парламентской республики, понятно, что наша политическая система, партийная система не готова. Поэтому в России есть президентская власть, глава государства эффективен. И на сегодняшний день в нынешних условиях сильная президентская власть, она себя оправдывает.

В: Ну, а почему вдруг Борис Грызлов заговорил о парламентской республике. Вот я сошлюсь на его такие слова: "При такой системе (то есть имеется в виду парламентская республика) ведущие партии обладают устойчивой массовой поддержкой избирателей, развернутыми политическими программами и кадровым потенциалом, достаточным для формирования в любой момент дееспособного правительства. У нас в России формирование политической коалиции между разными силами всегда было трудным делом". Почему вдруг возникла эта тема? Раз. И почему формирование политической коалиции трудное дело? Трудно вообще договариваться с другими партиями? Может быть, с вами трудно договариваться?

В.ВОЛОДИН : Знаете. Борис Вячеславович говорил это в преддверии 100-летия российского парламентаризма. И дается оценка сегодняшнего дня. Причем дается правдиво, дается без каких-то купюр. Можно говорить, что мы сильные, мощные, мы сверхэффективные. Но тогда почему много так проблем? Поэтому он сказал очень критично, само даже критично. Исходя из той ситуации, как она на сегодняшний день есть.

В: Ну вот если идти далее по логике Б.Грызлова, то я хочу попросить вас как однопартийца прокомментировать его тезис о том, что будущее российского э... наиболее перспективное развитие ГД это усиление контрольных функций. Что, некому больше контролировать? Ведь казалось бы, с чем, с чем, а с контрольными органами в России все в порядке. Здесь и Счетная палата, и вот сейчас будет Общественная палата, и Прокуратура, вплоть до общества защиты прав потребителей.

В.ВОЛОДИН : Нет. Просто когда мы говорим о том, что Россия демократическая страна, когда у нас есть свобода слова, мы говорим о справедливости, мы должны понимать, что народовластие - это неотъемлемый принцип демократии. Представители народа в парламенте должны иметь весь перечень возможностей для того, чтобы влиять на ситуацию в стране. И контрольные функции они должны присутствовать. Дело в том, что т.к. у нас вот до сегодняшнего дня складывались полномочия парламента, принимать бюджет может ГД, она за него голосует, но контролировать исполнение бюджета, спрашивать с чиновников такой возможности не было. Это неправильно, это урезанная функция парламента. Президент сегодня внес в ГД законопроект о парламентских расследованиях. Это дает возможности новые ГД. Именно для того, чтобы проконтролировать свои решения. Именно для того, чтобы разобраться в ситуации, которая волнует людей. Поэтому функции контрольные они являются неотъемлемой частью любого парламента мира. И если мы говорим, что для России демократия, для России народовластие это базовые ценности, значит, и наш российский парламент должен обладать обязательно контрольными функциями.

ВЯЧЕСЛАВ ВОЛОДИН : - Контрольными функциями, тем более что люди, формируя власть, они хотели бы видеть эту власть ответственной, а парламент - это представитель населения, представители населения должны влиять на ситуацию через контрольные функции.

В: Парламентские расследования достаточно болезненный вопрос. Об этом, о необходимости введения этого института президент говорили еще в своем весеннем послании. Но до сих пор опыт, в общем, не очень вдохновляющий. Единственная комиссия по Беслану затянула свою работу и, в общем, так ни к чему и не пришла. Что-то измениться здесь?

-Дмитрий, а опыта нет. Что касается комиссии, у этих комиссий, создаваемых парламентом, полномочий практически нет никаких. Они отсутствуют.

В: Сейчас будут?

-Комиссии такие знаете вот что дали посмотреть, посмотрели. Рассказали, выслушали, а принять решение, заслушать чиновника, чтобы он отвечал за свои показания, таких функций не было у парламента. Более того, прежняя власть боялась таких функций парламента, и впервые президент Владимир Владимирович Путин пошел на такой шаг, очень ответственный, он судьбоносный для парламента, ведь после разгона Верховного совета парламент страны Государственной думы Совета Федерации, они не имели возможности спрашивать, не имели возможности разбираться в существе дела.

В.ВОЛОДИН : Могли лишь через депутатов направлять запросы, получать ответы. Но их решения были фактически сведены на нет.

В: Внесенный сегодня законопроект от имени президента о парламентских расследованиях дает новые полномочия?

В.ВОЛОДИН : Дает новые полномочия. Дает новые возможности.

В: Какие?

В.ВОЛОДИН : Возможность разбираться в ситуации, возможность приглашать чиновников, возможность приглашать людей, которые должны дать показания комиссии по парламентским расследованиям, возможность изучать ситуацию. И это будет закон, в котором прописывается ответственность за дачу показаний человеком, который приходит в парламент. Это очень важно. Можно будет приглашать и губернаторов, и министров, и представителей крупных структур, которые, в общем-то, повели себя не так либо их показания крайне важны.

В: А ГД предстоит уже в этом месяце рассмотреть еще один законопроект, внесенный от имени президента. Это о том, что победившая на региональных выборах партии могут выдвигать своего кандидата в губернаторы. Что касается "Единой России", то кого вы будете выдвигать в случае вашей победы на региональных выборах, что очень вероятно? Своего однопартийца, либо какого-либо профессионала, не обязательно члена "Единой России".

- Знаете, когда говорят, вот, кого вы будете выдвигать, однопартийца или какого-то профессионала. Человек, который сегодня не состоит ни в одной из партий, он уже что называется.

В: Подозрительно.

- К себе много вопросов привлекает. Почему он не разделяет идеологию и программу одной из партий, которые сегодня в стране существуют? "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР. У нас же партий много. Почему? Он что, хочет быть равноудален? Или он не хочет быть подотчетен? Тогда мы говорим о том, что партии должны быть сильными, и об этом говорит Борис Вячеславович Грызлов, мы, в первую очередь, говорим, что власть, сформированная партией, будет подотчетна этой партии между выборами и окончанием срока полномочий. Губернатор, который выдвигается партией, если он эффективен, он приносит популярность партии, и она от этого выигрывает, ее поддерживают избиратели. Если губернатор не эффективен, такого губернатора партия может отозвать через возможности регионального парламента (сегодня такая норма есть в законе), не дожидаясь срока окончания полномочий с тем, чтобы сохранить свое лицо. Поэтому такая возможность, которая предоставляется партиям, вот в связи с выборами президента.

В: Она, с одной стороны, расширяет вообще партийные возможности, дает партиям новый рычаг по контролю над исполнительной властью в регионе. Дает возможность по формированию регионально-исполнительной власти. Ну, и самая главная задача - начинает решаться формирование ответственной власти. Что с власти спрашивают, причем спрашивает партия, а не какое-то небольшое окружение губернатора, которое его приводит к власти, а потом им кукловодить. Он перед ними отвечает, а о народе забывает. Сильные партии будут влиять как раз через такие решения, имея возможности как предлагать кандидатуры президента, так и отзывать кандидатуры неэффективно работающие.

В: Мы подходим уже к уровню самоуправления. Кстати, сейчас в России начинается реформа местного самоуправления. Это 131 закон. Я думаю, что о нем еще услышат те, кто не слышал. Он начинает действовать уже с 1 января будущего года. Хотя введение реформы повсеместно в России растянута на 3 года. Что вы ожидаете от введения этого закона, уже начиная с будущего года. То же, наверное, все нахлебаются с этим делом?

В. ВОЛОДИН : Вы понимаете, тоже нахлебается или нет - все зависит от людей. Выборы в органы местного самоуправления идут. Вот выборы состоялись 2 октября, выборы будут 9, выборы будут 16. 53 региона сформируют органы местного самоуправления до конца года. Действительно, мы приняли поправку в 131-й закон. Она дает возможность регионам, при наделении полномочиями органов местного самоуправления отложить ряд норм до 1 января 2009-го года.

В.: Но 53 региона уже сделают это с 1 января, правильно я вас понял?

В. ВОЛОДИН : Органы местного самоуправления будут сформированы. Но есть ряд полномочий, которые на сегодняшний день просто территория не может реализовать. Мы же думаем в первую очередь о людях, чтобы люди от принятого закона выиграли.

В.: Какие это полномочия?

В. ВОЛОДИН : Это полномочия в области межбюджетных отношений. Это налоговые полномочия. Это вопросы собственности. Представьте себе, если в регионе нет денежных средств для того, чтобы переписать собственность, потом ее переоформить на органы местного самоуправления. Или составить кадастр земли и потом сделать отвод земли в собственность органа местного самоуправления. Не успевают. Вот чтобы у нас не было штурмовщины, чтобы не получилось так же, как было со 122 законом. Не подготовились, ввязались, а потом по ходу стали исправлять.

- Мы считаем, нет, не растянута. Мы даем возможность регионам, готов регион в полной мере реализовать закон 131-й о местном самоуправлении, мы будем этому всемерно содействовать и помогать для того, чтобы регион уже с 1 января следующего года в полном объеме ввел все нормы 131 закона. Если регион не готов и если средства отсутствуют для того, чтобы сформировать бюджет органов местного самоуправления, решить те проблемы, которые входят в круг полномочий органов местного самоуправления, регион будет принимать своей местный закон и откладывать реализацию отдельных мер, допустим, в течение 2006, в течение 2007, так он подготовится, но не позже 1 января 2009 года.

В: Вячеслав Викторович, ну, осталась такая последняя тема, президент объявил 4 общенациональных социальных проекта - это образование, здравоохранение, жилье и развитие села. Все восприняли это, как огромные вообще возможности социального развития. При реализации всегда уже чувствуются и проблемы. Какие проблемы вы испытываете, как партия, сейчас по реализации этих проектов?

В. ВОЛОДИН (депутат ГД РФ, фракция "Единая Россия"): Надо сказать, что для России это определенная веха в жизни, в развитии. Потому что от стабильности к движению такие проекты, они очень сложны в реализации. Ведь для того, чтобы их реализовать в рамках страны, нужно чтобы и местные органы власти, региональные органы власти работали в унисон. Более того, нужно все просчитать, чтобы с 1 января многие проблемы решались. Вот мы сейчас видим, что когда говорят о первичном звене в области здравоохранения, выпадают работники "скорых". Проблема. Ее нужно решать. И таких проблем очень много. Это тема отдельная.

В: Не опасаетесь ли вы, что создан некие завышенные ожидания в стране?

В. ВОЛОДИН : Это есть. И мы боимся именно завышенных ожиданий. Для нас важно сегодня начать. Люди должны понять отдельная категория, по ней решается проблема. Через полгода будет другая категория граждан. По ней тоже будет решаться проблема. Вот есть вопрос, мы его начинаем решать. Следующий будем решать через год. И всем нужно тоже понимать.

В: Хочу просто вас поблагодарить. Спасибо большое, Вячеслав Викторович. Наше время истекает. Итак, это была программа "Вести подробности" и Вячеслав Володин , который говорит, что наша партийная система действительно молодая, но будет становиться все крепче. И предостерегает от завышенных ожиданий по поводу 4-ех общенациональных проектов, которые огласил президент. До встречи.


РТР Вести. Подробности. Москва.

6 Октября 2005 г.


Док. 286648
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 456

  • Володин Вячеслав Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``