В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Состоялась ли новая Россия? Назад
Состоялась ли новая Россия?
Юлий Семенов (политический обозреватель)

Канун Дня России. Тема нашего разговора: насколько состоялась новая Россия? Ее государственность, ее политическая система, ее рыночная экономика, система социальной защиты и каково место России в окружающем мире.

В студии у нас заместитель председателя Государственной Думы Вячеслав Володин.


Вячеслав Володин и Юлий Семенов в эфирной студии "Маяка"

- Отношение у нас к празднику неоднозначное, некоторые так и не осознали, что празднуют. Об этом мы и поговорим.

- Насколько утвердилась и сформировалась государственность России?

ВОЛОДИН: Состоялась ли Россия? Этот вопрос, если задать его несколько лет назад, многими бы трактовался так, что мы вообще не знаем, что такое Россия. И то, что было раньше и то, что стало потом, вызывало у всех чувство разочарования. Но сегодня можно с уверенностью сказать, что Россия как государство состоялась.

Когда мы говорим о Дне России, во многом этот день ассоциируется с принятием декларации о независимости, о суверенитете. Эта декларация была принята 15 лет назад. Это так и вместе с тем не так. У страны, я считаю, должен быть свой день. Это день нашего государства. Поэтому, конечно, если исходить из всех этих дат, действительно, эта дата привязана к 90-му году, когда принималась декларация.

Мы как страна имеем многовековую историю. И мы как государство имеем огромные корни. В разные периоды времени мы были и империей, и Советским Союзом, сегодня это Российская Федерация. Вот как Российская Федерация сейчас можно говорить о том, что мы состоялись, потому что с нами стали считаться на международной арене, мы являемся независимым государством. Раньше наша независимость была под вопросом, буквально где-то 7-8 лет назад. Сегодня мы имеем целостность, мы - единое государство, это очень важно.

С середины 90-ых годов этой целостности фактически не было уже. Я не говорю о том, что субъекты Федерации не платили налоги федеральные, у каждого субъекта была своя конституция, которая провозглашалась местным суверенитетом. Сейчас это все ушло в прошлое. Но и что тоже важно, мы стали экономически более сильными, потому что раньше нас воспринимали, с нами считались как с государством, которое имеет мощное вооружение, атомное оружие, а сегодня с нами считаются уже как с государством, которое имеет экономику развивающуюся, экономику, которая прирастает. И по истечении 15 лет об этом можно сказать с радостью, потому что, действительно, непростые времена переживала Россия за это время.

- Сейчас тоже не очень простые времена. Насколько, на ваш взгляд, сложилась политическая система в России? Я имею в виду институт власти, я имею в виду выборную систему, я имею в виду партийную систему, поскольку вы один из руководителей партии "Единая Россия"?

ВОЛОДИН: Партийная система состоялась. Институты власти определены. Сегодня приняты все базовые законы о политической системе нашего государства. Последнее решение было принято о формировании на партийной основе парламента страны. Принято решение о новом порядке формирования органов власти в субъектах Российской Федерации. Несколько лет назад были приняты решения в отношении Совета Федерации, Верхней палаты о порядке формирования. Развивается партийная система. Ведь партийная система должна у нас структурировать общество, а для того, чтобы она развивалась, необходима основа.

Вот эти базовые вопросы для развития партийной системы, они сегодня достаточно хорошо проработаны и, более того, основываясь на них, партии прогрессируют. Партии сегодня формируют региональные парламенты, партии будут участвовать, после заявления президента во время оглашения Послания, в формировании исполнительной власти регионов. Партии будут формировать парламент страны. Роль парламента возрастает. И здесь тоже отдать дань нужно действующему президенту, именно по его инициативе будет внесет закон о создании комиссии парламентских расследований. Эта тема обсуждается уже более 10 лет и только сейчас решается. Это говорит об укреплении парламента, а значит, роль партии тоже будет возрастать.

- Можем ли мы говорить о специфической российской форме демократии? Учитывая элементы демократии, которые везде есть, и некоторые особенности нашей политической системы, когда есть система назначений или система выборов местными парламентами должностных лиц высших?

ВОЛОДИН: Можем говорить. И, кстати, эта специфика есть не только для российской демократии. Эта специфика есть и в каждой европейской стране, и в тех же Соединенных Штатах Америки, потому что у каждого государств есть свой путь развития. И мы как федеративное государство прошли его. Если брать те же Соединенные Штаты Америки, они образовывались из колонии, потом была конфедерация штатов, и потом в результате стало федеративное государство. Если брать ту же Австрию, Германию, то после войны Великой Отечественной, когда союзники формировали, в том числе, и органы госвласти в этих государствах, было принято решение, что должны быть федерации, причем, федерации очень сильные для того, чтобы не допустить усиления этих государств. Посмотрите, иной путь развития стран федеративных. А Россия, хотя имеет небольшую историю, 15 лет, но это история не простая, она базируется на своих традициях. Поэтому когда говорят о российской демократии и решении вопросов формирования власти, нужно всегда учитывать тот пройденный путь.

C нами на связи научный руководитель Центра стратегических разработок, в недавнем прошлом первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитров.

- Насколько Россия адаптировалась, на ваш взгляд, к рыночной экономике и насколько можно говорить о сложившейся системе у нас в стране? И вторая часть вопроса - это система социальной защиты. Она тоже связана с экономикой. Что бы вы могли сказать?

ДМИТРОВ: Россия за последние 5 лет добилась очень серьезных успехов. И если в середине 90-ых годов мы находились, что называется, внизу списка среднеразвитых стран, ближе даже к странам относительно низкодоходным, развивающимся, то сейчас мы находимся уже ближе к верхней части списка среднеразвитых стран, примерно на уровне стран, недавно вступивших в Евросоюз, являющихся уже полноправными членами европейского сообщества. И это очень большое достижение. Это свидетельство того, что российская экономика в условиях рынка способна развиваться успешно.

- У многих людей складывается впечатление, что наша рыночная экономика сформировалась с большим перекосом в сторону олигархии. И это пагубно сказывается на возможностях социальной защиты населения. Так ли это?

ДМИТРОВ: Проблема состоит в том, что все последнее десятилетие вопросы построения эффективной системы социальной защиты, которая действительно ориентирована на помощь нуждающимся гражданам, постоянно отходили на второй план. На самом деле это было не случайно. Резко упали доходы у большинства населения, вдруг в 90-ые годы большинство наших граждан почувствовало себя бедными. Считалось, что в таких условиях нужно помогать всем подряд. Что называется платить пособие любому человеку от млада до велика, почти всем, кто имеет доходы средние или чуть ниже средних.

В действительности с тех пор ситуация довольно сильно изменилась. По уровню доходов мы уже вышли на уровень докризисного периода. Это уровень доходов далеко не самой бедной в мире страны. И это уровень доходов, при которых зарабатывающий человек вполне в состоянии подумать о своих потребностях самостоятельно. И главной проблемой в таких условиях становится не помощь всем подряд, а помощь относительно бедным категориям населения.

Наша система социальной защиты как раз эту проблему исторически игнорировала. Никогда помощь бедным не была приоритетом этой системы и до сих пор добиться изменения порядка работы системы социальной защиты нам так и не удалось. Вот главная проблема, которую в социальной сфере страна действительно должна решить.

- Я вас благодарю, напоминаю, что с кратким включением в наш разговор был научный руководитель Центра стратегических разработок, один из виднейших наших экономистов и управленцев Михаил Дмитров.

- А теперь есть звонок слушателя. Пожалуйста, слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Зовут меня Василий Николаевич Сиклюнин, журналист. Вы говорили, что до Путина правление было ельцинское, которое звали ельцинизмом, развалили все или почти все. И Россию чуть ни погубили. Сейчас партия власти - "Единая Россия", почему она не поставит вопрос об ответственности за деяния такие? Потому что сейчас опасность такая есть. Вы посмотрите, что наше правительство из себя представляет? Оно же антинародное. Почему вы не добиваетесь того, чтобы встали нормальные люди у нашей России? Почему в богатой России люди живут бедно?

ВОЛОДИН: Это называется управляемая демократия. Вопрос очень серьезный. Когда мы говорим, почему вы не поставите того министра, не назначите другого, более эффективного, здесь как раз речь идет о том, что сегодня может парламент? Ведь парламент - это высший законодательный орган страны. А парламенту по Конституции 93-его года, отведена роль несколько иная, чем Верховному Совету советского периода. И мы всегда сравниваем: вот был Верховный Совет, он же решал эти вопросы. А сегодня кто решает эти проблемы? Да, они есть. И мы считаем, что правительство не всегда эффективно, более того, представителей "Единой России" там всего несколько человек, это министр Шойгу, министр сельского хозяйства Гордеев и вице-премьер Жуков. Причем, возможности влиять им на экономическо-финансовый блок правительства просто-напросто нет. И, конечно, если мы подойдем в перспективе к решению именно этого вопроса, здесь уже каждый человек будет спрашивать с партии, почему правительство работает неэффективно.

С нами на связи председатель фонда аналитических разработок "Экспертиза" Марк Урнов.

- Марк Юрьевич, готовясь к эфиру, я ознакомился с данными опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения. Там они поставили вопрос так: "Считаете ли вы, что за прошедшие после распада СССР годы, Россия стала полностью суверенным государством?" "Да" - всего 23 %, 33 % считают, что Россия потеряла тот суверенитет, которым обладал СССР. Так и не стала полностью суверенным государством - 30 с небольшим процентов, остальные не знали, что ответить. То есть многие психологически воспринимают Россию как СССР, который обкорнали.

УРНОВ: Да.

- Насколько, на ваш взгляд, население России осознало себя россиянами, осознало, что оно живет в новой стране, правда, с богатыми историческими традициями, но все-таки в новой стране, и имя этой страны - Россия?

УРНОВ: Тут проблема не в том, называют ли себя люди россиянами или гражданами бывшего СССР, а в том, что они подразумевают под страной, в которой живут. Потому что когда принималась независимость, тогда, в начале 90-ых годов, большинство граждан и подавляющее большинство депутатов того самого первого съезда, который принимал декларацию, категорически не хотели видеть Россию в таком варианте Советского Союза, то есть военной великой державой, которую бы все боялись. А потом пошло восстановление такого советского восприятия страны. И мы вновь захотели, чтобы страну боялись. Сейчас примерно 70 процентов населения говорит, что Россию должны бояться, только тогда ее будут уважать. Вот такое восстановление советского типа восприятия страны. Оно действительно имеет место.

И кто-то зовет себя россиянином, кто-то открыто говорит, что я продолжаю жить в Советском Союзе, а на самом деле у них у большинства наполнение одно и то же. Хотим, чтобы страна была мощная, видим своего главного врага - Соединенные Штаты, мы обложены вражеским окружением, мы должны сплотиться, нас должны бояться. К сожалению, так на сегодняшний день думает большинство россиян. А это за собой тянет весь советский синдром и соответствующее отношение к демократии, и соответствующее отношение к богатым, которых быть не должно, и соответственное отношение к государству, что государство у нас должно всю экономику контролировать. Правда, это каким-то странным образом сочетается с тем, что порядка 70 процентов говорят, что государство должно ключевые отрасли экономики контролировать, и те же 70 процентов говорят, что все чиновники воры. Очень противоречивое состояние массового сознания, с одной стороны, грусть по былому, по такой мощи, а, с другой стороны, какие-то новые вкрапления существуют, но они сегодня в подавленном виде.

Когда они начнут возрождаться, когда вновь пойдет осмысления себя как действительно гражданина нового государства, демократического государства, государства, принадлежащего европейской цивилизации, сказать не могу, но думаю, что не скоро.

- Инерция сознания, психологии социальной очень велика. Во многом это, наверное, связано с социальными разочарованиями людей, которые хотели более быстрых изменений. С другой стороны, ущемленное национальное государственное самолюбие.

УРНОВ: Конечно. Я-то как раз обращаю внимание на то, что рассчитывать, что начнет улучшаться благосостояние и люди сразу захотят жить в свободной стране, это неправильно. Рост авторитарного синдрома, то есть такой пафос государства, негативизм ко всем демократическим, либеральным ценностям, он как раз идет на волне того, что все большей людей говорит, что нам жить становится лучше. Это очень фундаментальный социологический закон. Когда людям становится немножко лучше жить и когда появляется надежда на лучшее, почему-то возрастает социальная агрессия, потому что немедленно то, что они сейчас имеют, кажется все плохим, и начинаются у кого какие ожидания немедленного царствия небесного, кто-то начинает с грустью смотреть на прошлое и прочее. Вот это опасный период, мы в нем сейчас и находимся.

Я вас благодарю и напоминаю, что это была точка зрения председателя Фонда аналитических разработок и экспертизы, известного политолога Марка Урнова.

- А теперь мы возвращаемся к разговору с заместителем председателя Госдумы Вячеславом Володиным.

- И у нас есть телефонный звонок. Пожалуйста, ваш вопрос

СЛУШАТЕЛЬ: Игорь Сергеевич. У меня такой вопрос. Почему в Китае, в Японии и даже на Украине большой процент прироста ВВП, а у нас 5-6, и мы путаемся с этими цифрами. Мне кажется, что Путину достались старые кадры, например, Греф - это юрист по образованию, как он может руководить министерством развития экономического, я не понимаю. Вот одна из причин. Кроме того, мне кажется, что в Китае и Японии нет евреев и нет вывоза капитала за границу, как у нас это происходит.

- Я не могу молча воспринять вашу точку зрения. Думаю, что вторая часть вопроса вообще на грани допустимого в эфире. Что касается первой части вопроса, она повторяет тот, который был, давайте ответим на него.

ВОЛОДИН: Когда Игорь Сергеевич говорит о том, что в Китае ситуация намного лучше, а в Японии - тем более, то никак нельзя эту ситуацию привязывать к национальному фактору.

- К тому, что Греф - немец, Кудрин - русский.

ВОЛОДИН: Россия - многонациональная держава, и это наша история. Исторически, сотни лет Россия была многонациональна. И здесь жили и евреи, и татары, и масса других наций и народностей. Если брать отдельные наши субъекты, там количество народностей больше, чем в любой европейской стране. Это сильный на самом деле фактор. Теперь что касается экономики. Китай не претерпевал тех реформ и тех изменений, которые были на пути России. Россия ведь реально возродилась из пепла.

Потому что в 90-ом году, когда разрушился Советский Союз, и когда начались в буквальном смысле слова антинародные реформы, со слабой властью, неэффективной властью мы пришли к тому, что государство стояло на краю пропасти как экономической, так и государственного суверенитета.

Сегодня мы должны 112 миллиардов долларов. Это долги тех правителей, которые были во главе Советского Союза. Потому что Россия сегодня платит по долгам всех бывших союзных республик. Это решения, которые принимались в 90-ом году, в 91-ом году. Россия сегодня платит по долгам прежней неэффективной власти. Это долги 90-ых годов. Мало того, что мы платим эти долги, эти долги набрали под такие проценты, которые не платит никто.

И сегодня, когда президент и правительство, имея дополнительные доходы, профицитный бюджет, пытаются заплатить по этим долговым обязательствам, у нас никто не берет деньги, потому что мы платим в 3-4 раза больше, чем те же Соединенные Штаты Америки по такого рода кредитам международным. И с этими проблемами мы сталкиваемся постоянно.

Что касается неэффективной работы министерств, эта проблема есть. Но эта проблема куда глубже, чем она кажется. Потому что постоянно модернизировали экономику, меняли социальные вещи. Но власть сама не менялась. И только последние несколько лет эти изменения произошли, когда губернаторы стали заниматься хозяйственными делами, а не политиканством, когда чиновник стал более ответственным. Мы сегодня стоим на пороге реформы местного самоуправления, когда будут наниматься по контракту мэры, главы городов. Вот тогда можно будет спросить с власти.

-Мы вышли на вопросы внешней политики, и отношений России с внешним миром. И для участия в разговоре на эту тему мы попросили связать нас с заместителем председателя комитета по международным делам Совета Федерации Василием Лихачевым.

- Василий Николаевич, с точки зрения нашей темы, как вы считаете, заняла ли Россия достойное место в мировом содружестве, и как вы оцениваете место России в СНГ?

ЛИХАЧЕВ: Хочу сразу подчеркнуть, что процесс самоопределения, процесс инатикации современной России в современном мире только набирает темпы. Можно сегодня констатировать, что Россия, с одной стороны, очень хорошо начинает понимать формулу взаимозависимого глобализируемого мира, и, с другой стороны, отдает себе отчет, что она должна быть интересной этому миру. Тогда будет результат, тогда не будет политической, международно-правовой экономической инерции, и тогда вокруг нас будет очень серьезное поле партнеров и друзей. Я могу опираться на свой политический дипломатический опыт, в частности, работая постоянным представителем Российской Федерации при европейских союзах, и могу сказать, что, несмотря на все трудности, в том числе и субъективные, Россия представляет очень серьезный интерес, и для Европы, и для Соединенных Штатов Америки, и для наших друзей, партнеров и просто коллег в Азии. Процесс набирает свою силу.

- Вторая часть моего вопроса. Это положение России в Содружестве. Ведь очень многих беспокоит то, что Россия теряет позиции в ближнем зарубежье. И что предпринимаются усилия со стороны третьих стран как бы увести от нас наших союзников.

ЛИХАЧЕВ: Я хочу подчеркнуть, что последний год мы прожили в достаточно сложных политических отношениях. И со странами дальнего и ближнего зарубежья. Я отношу это к тому, что мир действительно изменяется и изменяется сама Россия. Россия стала внимательнее относиться к выстраиванию отношений в сфере экономики, экологии, сотрудничестве в космосе, по политическим вопросам, вопросам безопасности, опираясь, это называется процесс четкого присчитывания своих собственных иностранных интересов.

Вы до этого момента говорили о том, что российская власть имела очень много проблем с внутреннего угла. Но внешняя политика отражает внутренние процессы. И мы имели много проблем и имели много трудностей и сложностей и на международной арене. Я думаю, что мы преодолеваем эту инерционность. И подтверждением этого подхода, основанного на принципе прагматизма, является тот факт, что сегодня мы говорим нашим партнерам: мы готовы сотрудничать, мы готовы взаимодействовать на основе современного международного права. А международно-правовая верность Российской Федерации является, с моей токи зрения, одним из ключевых звеньев для признания нашей страны полноправного и интересного субъекта международных отношений.

- Сейчас Россия ставит во главу свои интересы.

ЛИХАЧЕВ: .. четко знает интересы международного сообщества, коллективные, корпоративные.

- Мы сейчас о СНГ говорим.

ЛИХАЧЕВ: Да, которые на постсоветском пространстве.

- Должна ли Россия занимать более жесткую позицию в отношении тех, кто где-то наступает нам на мозоли, или все-таки смириться с тем, что это независимые страны, и мы с этим уже согласились, и строить отношения более деликатно?

ЛИХАЧЕВ: Я скажу предельно коротко. Россия будет в большей степени реальным игроком на международном поле, Россия будет опираться на принципы прагматизма. При этом, помня о своих интересах, но и не забывая о том, что международные отношения строятся на взаимозависимости и на взаимосвязи.

ВОЛОДИН: Вот что значит международник. На самом деле Россия должна быть более жесткой, более прагматичной. Мы должны отстаивать интересы своего государства. И вот этот аморфный, расплывчатый образ должен уйти в прошлое. Потому что у нас реальная есть история с вами ельцинско-козыревская, мы помним эту политику, когда мы отдавали свои территории и торговали своими интересами. Потом был период ельцинско-примаковский, когда мы стали заявлять о себе, этот знаменитый разворот Примакова над Атлантикой. И сегодня мы переживаем уже новый этап, этап действительно сильной России, равноправного партнерства и эту линию проводит президент, потому что президент очень большое внимание уделяет нашему участию во всех международных организациях, а это сегодня очень важно.

- Мы получили диалог двух докторов юридических наук на эту важную тему. Василий Николаевич, спасибо за участие в нашей программе.

- Давайте послушаем вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Лев Николаевич. Я 35 лет отработал в военно-промышленном комплексе, опыт огромный. Знал практически всех секретных академиков, кроме атомников. Я уже давно предлагал, надо резко взять курс на Восток. Потому что по научно-техническому уровню Восток уже сравнялся с Западом. Значит с Западом уже делать-то нечего. Технологии, научный уровень высокий. Я предлагаю резко ориентироваться на Восток, Индия и Китай.

ВОЛОДИН: Здесь логика есть, за исключением одного: резкое изменение курса. Резкое изменение курса всегда приводит, знаете, к чему. Если самолет резко меняет курс, пассажирам вряд ли это понравится. То же самое про поезда можно сказать и даже автомобильный транспорт. Нужно исходить из интересов. Интересы наши лежат на Востоке. У нас огромные границы с Китаем. Индия для нас является стратегическим партнером в вопросах ВТС. И, действительно, прав, задающий этот вопрос и высказывающий предложения, что нам нужно более эффективно работать с Востоком, что сегодня страна и делает. Посмотрите, какие у нас стали связи с Китаем. Раньше этого не было. Даже в советские времена, вы помните тот холод, который возник между нашими государствами. С Индией у нас очень дружеские отношения выстраиваются.

- И даже, похоже, с Японией выстраиваются.

ВОЛОДИН: Да. Для нас нужны комфортные условия международные для развития. Мы должны выстраивать их. Но при этом должны думать, в первую очередь, о своем государстве и о защите интересов наших граждан. Если исходить из этих позиций, то Россия на сегодняшний день состоялась, потому что Россию стали в международном мире уважать. Но не всем это нравится, что Россия состоялась. Когда мы были слабыми в 90-ые годы, нас везде звали, нас всегда приглаживали, ласкали и говорили: какие молодцы, какая у вас демократия, вашей свободе слова можно только позавидовать. А как только мы стали набирать силу, как только мы стали заявлять о себе, все стали искать, что не так. И говорят о том, что мы неправильно относимся к национальностям, мы неправильно относимся к демократическим принципам, вводя новые порядки в формировании власти, переходя на пропорциональную основу избирательную Государственной Думы, хотя демократические европейские страны живут по этим укладам сотни лет. Поэтому мы должны быть сильным государством, мы должны быть независимым государством.

- Звонок. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Владимир из Москвы. Я хочу сказать насчет стабилизационного фонда. В конце года он будет составлять полтора триллиона долларов. Почему держим свой стабилизационный фонд в американских бумагах?

- Вы считаете, что страдает от этого наша независимость?

СЛУШАТЕЛЬ: Нет. Мы поддерживаем экономику Америки.

ВОЛОДИН: Внесены поправки в бюджет 2005 года. Мы 17 июня принимаем изменения в бюджет. 382 миллиарда - та сумма, которая дополнительно поступает по доходам в бюджет. Из них порядка около 350 миллиардов уйдет в расходную часть. Из них 111 миллиардов мы берем из стабилизационного фонда для того, чтобы увеличить пенсии, решить социальные вопросы. Кроме этого, сейчас засчет дополнительных доходов выплачиваются долговые обязательства в первоочередном порядке для того, чтобы не платить огромные проценты.

Мы только на процентах в этом году выиграем 400 миллионов долларов, в будущем году - 600, через год 700, 800, там такая прогрессия намечается. И позиция нашей партии заключается в том, что нужно эффективно использовать те дополнительные доходы, которые поступают в Стабилизационный фонд. Причем, Стабилизационный фонд не нужен более 500 миллиардов. Все остальное нужно тратить и тратить эффективно. Это расходы на наукоемкие технологии, на прорывные технологии, на инфраструктурные объекты.

Сейчас мы готовим предложения правительства по ряду таких проектов и, надеемся, в ближайшее время их публично будем обсуждать.

- Нам пора подводить итоги разговора. Все-таки большинство участников сходится на том, что Россия состоялось как новое государство независимое. Хотя есть проблемы, которые надо решать. Можете вы конспективно сказать, что нам нужно еще сделать, чтобы Россия утвердилась в своем нынешнем качестве?

ВОЛОДИН: Сегодня нам нужно начать заниматься экономикой. Решать вопросы развития экономики и социальной защиты населения.

Спасибо вам. Напоминаю, что нашим собеседником в студии был заместитель председателя Государственной Думы, один из руководителей партии "Единой России" Вячеслав Володин. Вел программу Юлий Семенов. До свидания.

Вячеслав Володин родился 4 февраля 1964 года в Саратовской области. Имеет высшее техническое и юридическое образование. Профессор, доктор юридических наук. С 1986 по 1992 год - на преподавательской работе. С 1992 года - заместитель главы администрации г. Саратова. Затем - заведующий кафедрой государственного строительства и управления в Поволжской академии государственной службы. С 1994 года - заместитель председателя Саратовской областной думы. В 1996 году в Санкт-Петербургском институте МВД Российской Федерации защитил докторскую диссертацию "Субъект Российской Федерации: проблемы власти, законотворчества и управления" на соискание ученой степени доктора юридических наук. С апреля 1996 года - вице-губернатор Саратовской области, отвечал за экономический, финансовый блок, за работу реального сектора экономики. В период избирательной кампании работал заместителем начальника штаба блока ОВР. Был избран депутатом Государственной Думы по общефедеральному списку избирательного блока "Отечество-Вся Россия" по Поволжскому региону. С января 2000 года - член депутатской фракции "Отечество-Вся Россия". Член генсовета партии "Единая Россия". Вячеслав Володин женат, имеет дочь, увлекается живописью и спортом.


Радиостанция "Маяк".

11 Июня 2005 г.


Док. 286626
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 447

  • Володин Вячеслав Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``