В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О грядущих изменениях в формировании системы власти Назад
О грядущих изменениях в формировании системы власти
Наш гость - первый зам.пред. фракции "Единая Россия", вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин. И обсуждать мы будем сегодня основные тезисы вчерашнего выступления президента, и, прежде всего, конечно, те, которые касаются изменения политической системы нашей страны. Больше всего комментариев вызвало предложение президента по поводу изменения порядка назначения губернаторов.

- Вячеслав Викторович, давайте вопрос ребром поставим. Какое отношение имеет к борьбе с терроризмом изменение выборов глав регионов?

ВОЛОДИН: И выборы глав регионов, и порядок формирования Государственной Думы имеют самое непосредственное значение. Потому что когда мы говорим "борьба с терроризмом", надо понимать, какие институты должны обеспечивать эту борьбу. И когда мы с вами говорим о принятых решениях, конечно, в первую очередь эти решения направлены на то, чтобы исполнительная власть была более эффективной. Когда у нас в 89 регионах проходят прямые выборы, и зачастую люди, избравшись губернаторами, не думают о последствиях ими принимаемых решений, это приводит к тому, что регионы становятся банкротами, зарплата не выплачивается, исполнительная дисциплина отсутствует, многие вопросы не решаются. Но спросить с избранного губернатора очень сложно. Да, он избран, что называется, самым что ни есть демократичным образом. Прямые выборы - это верх демократии. Но люди от этого страдают, государство ослабляется.


- Но, Вячеслав Викторович, ведь в большинстве стран именно так происходит.

ВОЛОДИН: Стоп. Где это в большинстве стран именно так происходит?

- Ну, хорошо, давайте возьмем, Америку, где происходят выборы губернаторов, и они выбираются именно населением.

ВОЛОДИН: Во-первых, Америку нельзя равнять с нами, Америка страна с устоявшейся демократией, 200 лет они поэтапно шли к этому. Во-вторых, в Америке существуют очень мощные сдержки и противовесы, и ни один губернатор не может принять те решения, которые у нас принимаются повсеместно. Потом, не так уж много стран, которые имеют федеративное устройство, большинство все-таки имеют унитарную модель. Вот если брать даже ту же Швецию, там тоже назначение руководителей происходит из центра. Берем ту же Индию. Как раз если брать страну с федеративным устройством, также на пять лет происходит руководством страны губернаторов. Аналогов много, но просто нам-то надо смотреть свою ситуацию, а не так, как в Америке. Мы списали конституцию с Америки, с Германии, с Франции в начале 90-х годов, и сейчас видим, что ряд положений просто не срабатывает.

- Кстати, по поводу Конституции. Некоторые говорят, что эта, в частности, реформа потребует изменения Конституции. Например, в статье 77-й сказано: "регионы вправе закреплять свои законодательные нормы, в том числе и по выборам глав краев и областей". Вы согласны, как законник, с такой точкой зрения?

ВОЛОДИН: Закон, который предстоит принимать, относится к совместному ведению. И, безусловно, точка зрения регионов будет учтена, потому что в том случае, если будет превалировать иная точка зрения, мы не вправе будем принять такой закон. Надеемся, что регионы нас поддержат в этом вопросе. Тем более, что в начале 90-х годов такая модель формирования исполнительной власти регионов существовала, когда президент назначал, а региональные законодательные собрания, тогда еще Советы, согласовывали кандидатуру губернаторов. В то время существовала норма даже в отношении столиц субъектов Российской Федерации, областных центров, по такой же модели даже происходило назначение мэров. Поэтому аналогия здесь есть. И когда говорят о нарушении норм Конституции, это неправильно. Эти положения вписываются в Конституцию. Понятно, что их нельзя считать более демократичными нормами, нежели чем сегодняшние нормы по избранию глав субъектов Российской Федерации. Но надо понимать, что здесь ставятся другие задачи: задача укрепления власти, задача укрепления государственности, задача более эффективной работы исполнительной власти. У нас ведь что получилось? Есть органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления. При этом каждый уровень власти должен отвечать за исполнение конкретных функций. Вот здесь-то у нас и получился пробел. Практически до прошлого года у нас органы власти субъектов Российской Федерации отвечали, с одной стороны, вроде за все, и с другой стороны, не было вот этой конкретики. И когда мы говорим о сегодняшней ситуации, у нас зачастую в регионах люди просто избирались, не отвечали за решение конкретных вопросов. А федеральный центр повлиять на эту ситуацию не мог, потому что это уже компетенция региона. Это можно делать, когда страна живет в спокойной обстановке, можно рассуждать, когда бюджеты переполнены денежными ресурсами и не знаем, куда их тратить. А когда у нас взрывают, когда у нас террористы ходят, как у себя дома, по некоторым регионам, конечно, нужно укреплять вертикаль исполнительной власти.

- Простите, что значит укреплять? Это значит, что у губернаторов, которые будут отвечать не перед населением, а перед Москвой, у них просто будет меньше самостоятельности.

ВОЛОДИН: У них самостоятельности будет не меньше, просто губернатор будет отвечать перед вышестоящим органом исполнительной власти, потому что президент страны назначает этого губернатора, и он может в процессе его работы, если губернатор неправильно исполняет свои обязанности, если он не заботится о людях, если он не развивает территорию, просто досрочно переназначить. Сейчас такой процедуры нет. Это плохо. Вот главное все-таки, наверное, это ответственность власти. И этой ответственности сегодня при той действующей системе формирования ее нет. Все зависит от человека. Если мэр, губернатор порядочный и профессиональный - там все хорошо, там все развивается. И когда мы говорим, что губернатор в рамках этой системы будет отвечать перед президентом, но перед населением, это не так. Губернатора будет избирать законодательное собрание региона. Депутаты, которых избирают люди, избирают губернатора, и лишь после этого его президент утверждает. Президент вносит кандидатуры, они должны его согласовать, после этого идет назначение уже кандидатуры.

- Простите, Вячеслав Викторович, по поводу порядка этой процедуры, не всем она ясна, потому что все-таки предстоит этот порядок формировать. Как вам видится эта новая система? Например, президент будет представлять какого-то одного кандидата законодательному собранию или несколько, чтобы у них был выбор?

ВОЛОДИН: Это уже процедурные вопросы, забегать вперед не стоило бы. Я могу лишь порассуждать на эту тему. Скорее всего, прежде чем будет происходить назначение, будет проводиться мониторинг ситуации в регионе. Для этого есть полномочные представители в округах, федеральные инспекторы в каждом регионе и будет идти подбор кандидатов. Тем более, сейчас все больше роль возрастает партий, наверняка ключевые партии, которые сегодня у нас действуют в стране, тоже не останутся в стороне, и будут предлагать свои кандидатуры. У партий ведь есть фракции в законодательных собраниях, поэтому в любом случае с партиями будут вести консультации, так как депутатам от этих партий завтра голосовать за кандидатуру. Поэтому любому назначению будет предшествовать изучение ситуации в регионе, будут отбираться кандидатуры, а потом будет идти диалог уже с представителями общественности региона, в первую очередь с законодательным собранием, с партиями, и потом уже будет вноситься кандидатура, которая в случае поддержки законодательным собранием будет назначаться. Это версия того, что может быть, скорее всего, где-то вокруг этого будет идти обсуждение данного законопроекта. Но так как пока еще законопроекта нет, а лишь есть идея и предложение президента, то ее общественность имеет возможность обсудить как можно более подробно, широко с тем, чтобы эта модель уже формирования региональной власти была как можно более эффективна и решала ту задачу, которую сегодня ставит президент перед страной - усилить исполнительную власть, создать вертикаль ее, чтобы эта исполнительная власть работала для людей и чтобы вот в это непростое время люди чувствовали себя защищенными.

- Видите ли вы какие-то минусы все-таки в этой системе?

ВОЛОДИН: Минусы, скорее всего, проявятся в период уже реализации этой нормы. Потому что есть минус. Конечно, зачастую бывают субъективные какие-то вещи, которые возникают при подборе кандидатур, расклад в законодательных собраниях...

- Не кажется ли вам, что подковерная борьба, которая сейчас идет во время губернаторских выборов, она просто переместится с регионов в Москву?

ВОЛОДИН: Подковерная борьба как была, так и будет. Но просто сейчас скорее всего многие негативные вещи будут отсечены. Представьте себе, что в некоторых регионах просто невозможно противостоять действию теневых групп влияния, финансово-промышленных групп, которые там так утрамбовали территорию и уже, что называется, из года в год участвуют в формировании власти, и федеральный центр не может ничего сделать иного, как идти зачастую на поводу у таких групп влияния. Сейчас же федеральный центр будет брать на себя ответственность. И беря на себя ответственность за кандидатуру неэффективную, он понимает, чем это грозит. Вот дело в чем.

- Теперь еще один пункт выступления президента - это формирование непосредственно Государственной Думы. Теперь она будет формироваться только по партийным спискам. То есть, насколько я понимаю, независимые кандидаты уже в Думу не пройдут. Не считаете ли вы, что в этой ситуации все-таки в России должно быть большее политическое разнообразие?

ВОЛОДИН: А что такое большее политическое разнообразие?

- Большее количество партий.

ВОЛОДИН: Пожалуйста. Тем более то, что предложил президент, способствует этому. Большее количество партий будут участвовать в выборах. Если сегодня у нас половина Государственной Думы формируется на основе пропорциональной, то есть партии формируют 225 мест, а 225 мест формируется на основе мажоритарной системы, представители одномандатных округов. Зачастую у нас решения, которые принимаются либо не принимаются, они потом становятся предметом дискуссий. Должна быть модель, которая обеспечивает как можно более полное представительство населения во власти, чтобы население влияло на власть, чтобы власть, избираясь, реализовывала то, что обещала людям...

Это может сегодня обеспечить лишь партийная система. У нас многие территории просто огромные. Депутат, избранный по одномандатному округу, в лучшем случае один раз в год ездит для того, чтобы встречаться со своими избирателями. Партийная же система позволяет обсуждать все принимаемые решения в реальном режиме времени. Решение прорабатывается, обсуждается на местах и потом уже решение доводится до депутата, который представляет партию в парламенте.

- У нас есть еще несколько тем, о которых нам нужно поговорить, и в частности, о тех законах, которые Госдума будет принимать, и исправлять в части борьбы с терроризмом. Сегодня, как известно, должны состояться консультации депутатов по разработке поправок в законы о терроризме, и в частности, речь идет о том, что снова поднимается вопрос о снятии моратория на смертную казнь. Насколько, на ваш взгляд, реален действительно такой закон?

ВОЛОДИН: Этот вопрос нужно обсуждать.

- Какова Ваша позиция на этот счет?

ВОЛОДИН: Моя позиция с прошлых лет не изменилась. Я и раньше говорил о том, что преступления, направленные против человечества, нужно наказывать смертной казнью.

- А вы считаете, смертная казнь испугает террористов?

ВОЛОДИН: Смертная казнь есть смертная казнь, это, что называется, высшая мера наказания. Она должна быть в государстве. В Америке, несмотря на то, что есть демократия, там у них есть и гильотина, там у них есть и электрический стул, у них и смертная казнь. Это мера наказания. Человек знает, что он расстанется с жизнью, если он сделает вот это, и не у каждого духа хватит.

- Но те, кто идут на эти теракты, которые были совершены, они и так знают, что они расстанутся с жизнью.

ВОЛОДИН: Мы с вами видели, как террористы, когда находятся уже в руках правоохранительных органов, начинают говорить о том, что у них у самих семьи. Поэтому только сумасшедший человек может с легкостью расстаться со своей жизнью. Все остальные рождены для того, чтобы жить. И в голове однозначно у человека будут происходить другие процессы. А сейчас дали 25 лет, потом он там себя примерно начал вести, ему сократили этот срок, потом он еще и сбежал два раза.

- Какие еще меры, какие еще поправки могут быть приняты в ближайшее время?

ВОЛОДИН: Там обсуждается достаточно большой блок изменений в законодательстве. И блок вопросов, связанный с пропиской, с регистрацией, ответственностью за оформление автотранспорта. При этом ужесточаются меры наказания за выдачу липовых документов.

- О чем вчера президент говорил, он это выделил отдельным пунктом. А уже известно, на сколько ужесточается наказание или пока это в разработке?

ВОЛОДИН: Пока работают рабочие группы, в ближайшие дни будет ясен перечень законопроектов, которые мы будем принимать в ближайшие дни.

- Вячеслав Викторович, и последний вопрос. Расследование трагедии в Беслане взял на себя Совет Федерации, такое независимое расследование. Почему не Госдума?

ВОЛОДИН: Насколько мне известно, наш председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов постоянно участвовал в консультациях, которые проводились. И есть договоренность с Советом Федерации, что комиссия по расследованию будет совместная. Участвовать должны все.


РАДИО "МАЯК".

14 сентября 2004 г.


Док. 286599
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 503

  • Володин Вячеслав Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``