В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Стремление изменить идеологию базового закона о техрегулировании наводит на невеселые размышления` Назад
`Стремление изменить идеологию базового закона о техрегулировании наводит на невеселые размышления`
Заместитель председателя Государственной думы Юрий Волков - в интервью "Газете"
От принятого три года назад закона "О техническом регулировании" ждали революции в стандартизации и сертификации. Но дождались совсем другой революции. Правительство собирается изменить правила игры и взять на себя, отобрав у законодателей, разработку новых ГОСТов. Насколько сложившаяся ситуация чревата бунтом в Госдуме и какую позицию займет в этой ситуации руководство нижней палаты, корреспонденту "Газеты" Марине Соколовской рассказал вице-спикер Госдумы, председатель комиссии по техническому регулированию Юрий Волков .
В ноябре первый вице-премьер Дмитрий Медведев охарактеризовал ситуацию с выработкой техрегламентов как "парад безволия". Ожидалось, что правительство внесет поправки в закон "О техническом регулировании", по которым право разработки регламентов перейдет к Белому дому. Появились ли эти поправки в Думе?
Вопреки слухам и ожиданиям правительство так и не внесло в Думу поправки в закон "О техническом регулировании". Вместо этого на Охотном Ряду появились поправки отдельных депутатов, которые повторяют заготовки белодомовских чиновников.
Белый дом настроен самостоятельно принимать техрегламенты?
Давайте расставим все точки над i.
С марта 2006 года в Госдуме обсуждаются поправки в базовый закон, внесенные группой депутатов, входящих в состав комиссии по техрегулированию.
Они не затрагивают концепцию закона и носят уточняющий характер. Есть и новые поправки, большинство из которых не имеет непосредственного отношения к работе комиссии. Если говорить об этой депутатской инициативе, то в ней налицо стремление ни много ни мало к "перманентной революции".
Не слишком ли громкое заявление?
Вовсе нет. Важно вспомнить, что закон о техрегулировании был принят с подачи правительства, а не Государственной думы.
Идеологию и природу продекларированной реформы, предполагающей расставание со "старой" экономикой, по идее, никто не должен был торпедировать.
Но получилось с точностью до наоборот. За истекшие три года закон так и не заработал. Постановлением правительства принят всего один регламент - о введении стандартов Евро-2 и Евро-3 для авто. 44 регламента детально разработаны, прошли все стадии публичного обсуждения, направлены Минпромэнерго и в аппарат Белого дома для внесения в Госдуму в качестве законопроектов. Они касаются важнейших отраслей - пищепрома, машиностроения, строительства, химии, производства электрооборудования. А потом... 41 документ вернулся на согласование.
И этому бумагообороту конца не видно. Даже после того, как в ноябре Госдума приняла парламентский запрос на имя председателя правительства, в котором была выражена тревога за судьбу реформы.
Вы хотите сказать, что реформа, по сути, похоронена?
На сегодняшний день для подобных выводов нет никаких оснований. Комиссия ГД по техрегулированию работает в прежнем режиме. В профильных комитетах палаты находятся 10 проектов регламентов в высокой степени готовности к первому чтению. Они касаются таких жизненно важных сфер производства, как пищевая промышленность, водоснабжение, электротехника. То есть речь идет о продуктах и процессах производства, имеющих непосредственное отношение к проблемам безопасности и здоровья наших граждан. На подходе - еще десятки проектов регламентов. Мы имеем моральное право говорить о том, что комиссии все же удалось вывести из нормотворческой спячки профильные структуры ведомств, профессиональные ассоциации и союзы.
Но принятие техрегламентов в виде законов пока что не дает эффекта?
А все потому, что мы не можем добиться от правительства отзывов на законопроекты. Нам ничего не предлагают для запуска реформы, и даже то, что сделано силами бизнес-ассоциаций совместно с депутатами и сенаторами, стопорится, игнорируется. Вот суть проблемы.
Правительство фактически отказалось работать с Госдумой?
Пока нет оснований так категорически говорить. Однако стремление изменить идеологию базового закона наводит на невеселые размышления. Во-первых, закон не запрещает правительству принимать техрегламенты самостоятельно. Но, как показали истекшие три года, ничего подобного не происходит!
И это не чье-то упущение, а скорее нежелание проводить реформу. Она явно не нравится бюрократии.
Конечно, мы обязаны и будем рассматривать любые законодательные инициативы. Вопрос в том, какова конечная цель подобных нововведений. Если под лозунгом "ускорения" ведомственные сертификаторы начнут механически перенимать старую нормативную базу плановой экономики в новые регламенты, а парламент будет исключен из процесса - это будет означать катастрофу для планов модернизации отечественных производств.
Компромисс с правительством еще возможен?
Думаю, даже неизбежен. Действительно, нужно кардинально изменить порядок подготовки и согласования проектов техрегламентов в исполнительных структурах. Правительственная комиссия по техрегулированию за три года так и не стала политическим штабом реформы в отличие от реформы административной, реформы жилищного и избирательного законодательства. Глава комиссии - Виктор Христенко - остается в роли "ответственного секретаря", а не "паровоза" реформы.


Газета. Москва.

18 Декабря 2006 г.


Док. 286567
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 392

  • Волков Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``