В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Автопром теряет российский рынок Назад
Автопром теряет российский рынок
Автомобильная промышленность во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности, как элемент престижа и гордости общества. К сожалению, нам гордиться в этом плане особо нечем.

Юрий ВОЛКОВ , заместитель Председателя Государственной Думы

В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение развития отечественной автомобильной промышленности".

Вопрос актуальнейший, тем более что гигантская работа по реализации национальных проектов социальной направленности не должна затмевать другие важные проблемы, стоящие перед государством.

К их числу относится развитие энергетики, наукоемких технологий и, конечно же, задача не допустить развала отечественной автомобильной промышленности.

Российский автопром давно перешагнул границы экономики, поскольку он определяет самочувствие миллионов людей, занятых в этом разветвленном комплексе.

Автомобильная промышленность во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности, как элемент престижа и гордости общества. Эта отрасль дает мультипликативный эффект для развития смежных отраслей, многократно увеличивается занятость населения по сравнению с числом работающих непосредственно на автозаводах и тем самым обеспечивается конкурентоспособность экономики в целом.

К сожалению, гордиться нам в этом плане особо нечем.

В российском автопроме наметилась тревожная тенденция сокращения выпуска автомобилей всех классов, может быть, за исключением автобусов.

Отечественные марки из года в год теряют позиции на автомобильном рынке страны.

Это касается в первую очередь легковых автомобилей объем их продаж в России в минувшем году составил уже меньше 50 процентов. Российские автопроизводители явно не выдерживают конкуренции с зарубежными поставщиками машин даже в самом популярном для россиян ценовом диапазоне 7 8 тысяч долларов США.

А если заглянуть в завтрашний день маячит угроза ликвидации устаревших моделей заднеприводных марок автомобилей.

За ними последуют семейства "Самара" и "Нива", так как отсутствуют экономически обоснованные пути адаптации конструкции автомобилей под требования норм пассивной безопасности. Таким образом, высвобождающийся рынок составит около полумиллиона автомобилей, который должен быть заменен или организацией производства нового модельного ряда, или ввозом импортной техники.

Только за последние пять лет продажи иномарок на российском рынке выросли в пять раз, с 90 тысяч до 450 тысяч штук. Цена вопроса подобной экспансии в денежном выражении составляет примерно 13 миллиардов долларов, которые перекочевывают из карманов наших граждан на счета зарубежных автозаводов.

По сути дела сегодня уже можно говорить о задаче спасения отечественных марок автомобилей.

И если государство не предпримет экстренные антикризисные меры в данной сфере, через пять лет наши дороги будут напоминать колониальную страну, по которым будут бегать преимущественно ввозные автомобили.

Мировой опыт развития автомобилестроения подтверждает необходимость проведения протекционистской государственной политики в этом секторе промышленности. Она предполагает: разработку мер по тарифному и нетарифному регулированию автомобильного рынка России с учетом требований ВТО, кардинальное обновление научно-исследовательской базы и проведение НИОКР по созданию опережающих конструкций автомобилей и компонентов; предоставление автозаводам льготного режима кредитования и новое техническое регулирование.

Стратегия вывода отечественного автомобилестроения очерчена в Указе Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности", а также в принятом в его развитие одноименном постановлении Правительства. Есть также федеральная целевая программа "Национальная технологическая база". Нет только полного осознания острой необходимости того, чтобы в кратчайшие сроки сконцентрировать финансовые и технологические ресурсы для модернизации отрасли.

В этой связи неизбежным представляется создание координационного совета по автомобилестроению под эгидой государства, а также бюджетное финансирование для создания мощной автомобильной корпорации и научно-исследовательского центра.

К первоочередным задачам относится также разработка и принятие технических регламентов для отрасли. В их числе "О требованиях безопасности автотранспортных средств", которые ограничат допуск на российский рынок автомобильной техники. Например, с правым рулем.

Но при этом нужно сделать так, чтобы люди заранее знали, что через год или два им придется либо переоборудовать свой "праворукий" автомобиль, либо отказаться от идеи приобретения подобной машины. Технический регламент "О требованиях к конструктивной безопасности автотранспортных средств" будет способствовать закрытию рынка контрафактных изделий в области автокомпонентов.

Думаю, что вскоре нам придется ввести в транспортный налог прогрессивную шкалу для автомобилей, не отвечающим требованиям экологической безопасности.

Сегодня от слаженных действий госструктур, призванных создать правовые основы для корректировки государственной промышленной политики в области автомобильной промышленности, зависит многое. Прежде всего мы должны добиться выигрыша во времени. Его осталось не так много, чтобы успеть оздоровить и модернизировать автопром до открытия шлюзов, что предусматривает вступление нашей страны в ВТО. Как известно, в течение четырех лет после вступления России в эту международную организацию предусмотрено снижение таможенных пошлин на ввоз автомобилей до 15 процентов, а средняя ставка на автокомпоненты составит около 5 процентов.

Тем самым так называемые "отверточные технологии " сборки автомобилей станут нецелесообразными, и спасение отрасли может быть обеспечено только путем создания современных отечественных автопроизводств и частно-государственное партнерство в этой сфере экономики.

Полагаю, что данная проблема должна быть поставлена во главу угла при разработке бюджета на 2007 год. Уверен также, что подобные решительные шаги будут поддержаны и крупным бизнесом.


Парламентская газета. Москва.

21 Апреля 2006 г.


Док. 286543
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 391

  • Волков Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``