В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступления по докладам Назад
Выступления по докладам
Выступление по докладу О.В. Доброчеева.

Доклад по сути затрагивает проблему потенциала и пределов применения принципов позитивизма в общественных науках. Напомним, что позитивизм требует выведения научного знания не из априорных постулатов, а путем адекватного описания и объяснения изучаемых явлений. Это было и остается значительным шагом вперед по сравнению с опорой на высказывания разного рода авторитетов. Но со временем оказалось, что этого недостаточно без достаточно широкой мировоззренческой базы, в том числе за пределами собственно научного инструментария. Особенно это относится к общественным наукам, где предмет исследования намного сложнее, чем в естественных и технических. Только один пример. По всем законам научной статистики, население России должно было бы вымереть от голода в 1990-х годах при тех доходах, которые фиксируются для подавляющего большинства населения. Однако не только нет голода, но идет весьма дорогостоящее повальное пьянство вплоть до самого "дна" общества. Причина - столь же повальное воровство "внизу" и казнокрадство "наверху" вплоть до известной части правящих кругов, т.е. "теневая экономика", описывать которую методами естественных наук невозможно. Здесь безо всех семи форм общественного сознания, начиная с философии и кончая эзотерикой, не обойтись.

Еще одна линия пределов при позитивистской парадигме - квази-апокалипсическое видение назревающих проблем. "Квази" - потому что собственно Апокалипсис дело очень серьезное, хотя и необъяснимое с позиций современной науки. Слишком многое говорит о том, что мы вряд ли избежим предреченного в этом Откровении, потому что, образно говоря, точно знаем, что курить вредно, тем не менее курят не только несмышленые подростки - даже врачи и учителя. Но переносить такое видение на конкретные ближние перспективы - своего рода аберрация зрения. Еще один классический пример. В конце Х1Х века казалось, что с ростом поголовья лошадей в миллионном Лондоне город вскоре будет погребен под толстым слоем конского навоза. Но появился автомобиль, а с ним - качественно иные проблемы.

Третья линия подобных пределов - аналогии, широко применимые в современной прогностике. Сегодня очень многое говорит о том, что в обозримом будущем ближайших десятилетий, если не лет, Западную и Евразийскую мировые цивилизации ожидает судьба Древнего Рима. Известен даже социальный механизм их крушения. Он достаточно наглядно смоделирован на примере Косово. На прошлом заседании Клуба подробно говорилось о прогнозируемых деталях катастрофы. Тем не менее, было бы ошибкой представлять себе это крушение как более или менее точное повторение того, что произошло полторы тысячи лет назад. И вообще как нечто неизбежное, поскольку по меньшей мере теоретически все еще существует возможность избежать подобного исхода.

К этой линии очень близка еще одна - пределы цикличности социальных явлений. Во избежание недоразумений уточним, что цикличность в социальной сфере - явление зафиксированное, описанное и объясненное. Но это не значит, особенно сегодня и тем более завтра, что здесь царит жесткий детерминизм. Напомним о кризисе начала 1930-х годов на Западе: пришли Рузвельт и Кейнс, существенно подправили стихийное течение событий. Так что "свободу воли" при всех объективно детерминированных процессах сбрасывать со счетов никак нельзя.

В заключение хотелось бы упомянуть и о пределах руссоцентризма. Да, Россия - наша Родина, и в мире мы видим прежде всего именно её. Но объективно то она сегодня по многим параметрам идет в зауряд с Бразилией и Мексикой, а завтра не исключена параллель и с Руандой-Бурунди. Как бы нам не попасть в смешное положение тех эзотериков, которые связывают космические явления с различными событиями российской истории, забывая, что космосу все едино - Руанда это или Бурунди, Россия или Индия. С совершенно различными событиями.


Выступление по докладу М.А Чешкова:


Мне кажется, на всех трех семинарах, начиная с первого, докладчики выступали в жанре черно-белого кино. Их точка зрения якобы ортодоксальна, а все прочие якобы еретичны. Но жизнь демонстрирует более пеструю цветовую гамму, поэтому приходится считаться, если можно так сказать, с принципом терминологического плюрализма. Это ярко показывают более устоявшиеся понятия - такие, например, как наука или культура Что такое наука - система знаний, форма общественного сознания или отрасль общественного производства? Смотря какая её ипостась из множества известных имеется в виду. Культура вообще имеет десятки определений, в том числе не имеющих ничего общего друг с другом. Глобалистика в этом ряду не составляет исключения.

В одном понятийном ряду глобальное - это подсистема триады "локальное - региональное - глобальное". И с этой точки зрения глобальными могут быть проблемы любой страны - в отличие от её регионов и населенных пунктов. Могут быть, скажем, проблемы античного Средиземноморья или доколумбовой Америки. В другом понятийном ряду глобальное - это только то, что связано с глобальными проблемами современности, и ни с чем более. Имеется и множество иных значений. Все зависит от парадигмы, в которой "работает" понятие. Парадигма всегда и всюду играет решающую роль.

Одно из понятий глобалистики связано с парадигмой технологического прогнозирования. Того самого, которое ориентировано не на предсказание, а на выявление назревающих проблем и возможных путей их решения. Того самого, которое лежит в основе большинства современных социальных прогнозов (правда, далеко не всех), в том числе, в основе большинства докладов Римскому клубу. В рамках данной парадигмы глобалистика составляет одно из двух основных направлений междисциплинарного комплекса исследований будущего, охватывая область эксплораторных (поисковых) прогнозов ожидаемых изменений в современной глобальной проблемной ситуации. Другое основное направление - альтернативистика - охватывает параллельную область нормативных прогнозов желаемых изменений. Во избежание недоразумений, следует уточнить, что комплекс исследований будущего к указанным двум основным направлениям вовсе не сводится даже на глобальном уровне, не говоря уже о региональных и локальных.

Мое предложение: прежде, чем переходить к конкретным аспектам процессов глобализации, обязательно специально остановиться на рассмотрении проблем альтернативистики, без которой глобалистика предстает так же односторонне, как медаль или монета с аверсом без реверса.

Бестужев-Лада И.В. - профессор РОУ


Док. 286541
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 407

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``