В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Трибуна депутата. ЖКУ `советского` типа дискредитируют власть и страну Назад
Трибуна депутата. ЖКУ `советского` типа дискредитируют власть и страну
Недавно в Калуге побывал вице-спикер Госдумы Юрий ВОЛКОВ . Несмотря на то, что его график встреч был традиционно насыщен, Юрий Николаевич согласился встретиться с корреспондентом "Вести" и высказал свое мнение по поводу реформы жилищно-коммунального хозяйства.
В марте по многим городам России, в том числе Калуге, прокатилась волна протестов населения против неоправданного роста стоимости услуг жилищно-коммунальных хозяйств. Как и в случае с заменой натуральных льгот денежными компенсациями в прошлом году, власти всех уровней лихорадочно начали искать причины недовольства людей, принимать экстренные меры, искать виновных. Страсти удалось приглушить. Но, похоже, проблема непомерного коммунального бремени, которое обрекает пенсионеров на нищенство, осталась.
Грабеж - это всегда скверно. Но грабить бедных, неимущих - это преступление вдвойне. Возможно, говорю сейчас слишком резко. Но другие слова подобрать трудно в ситуации, когда высшая политическая власть в стране ставит задачу - сделать жизнь масс лучше, а в результате получается "как всегда".
Напомню, что еще в декабре минувшего года в соответствии с установкой президента Государственная Дума приняла закон, направленный на создание четкой системы регулирования и контроля тарифов организаций коммунального комплекса, на защиту интересов граждан по ограничению роста платы за коммунальные услуги и жилье. Если коротко сформулировать суть этих нововведений, то независимо от трудностей, на которые традиционно ссылаются коммунальщики, независимо от скачков цен на энергоносители предельный рост тарифов не должен превышать 20 процентов в год! Но уже к концу января стало ясно, что социальной напряженности по причине тарифной чехарды избежать не удастся.
Невозможно убедить людей в эффективной работе власти, когда они видят в квитанциях новые, скачкообразно увеличивающиеся суммы за коммунальные услуги да еще при этом не повышается качество этих услуг. Опросы общественного мнения показали, что рост тарифов ухудшил материальное положение трех четвертей российских семей, а каждая седьмая российская семья отныне будет вынуждена экономить на еде и одежде, чтобы заплатить за квартиру.
По инициативе нашей фракции "Единой России" в Госдуме было принято решение срочно сформировать рабочую группу по подготовке предложений с целью разрешения кризисной ситуации с ростом коммунальных тарифов. Уже первичный анализ показал, что в некоторых регионах и городах плата за жилищные удобства подскочила на 50, 70 и более процентов! Градоначальники объясняли подобные факты, казалось бы, неотразимыми аргументами: рост тарифов на услуги ЖКХ во многом вызван подорожанием энергоносителей и инфляцией. Некоторые муниципалитеты приводили статистику, мол-де, в последние годы тарифы у них были гораздо ниже средних по стране и сейчас они вынуждены "догонять" остальных, дабы спасти разрушающееся коммунальное хозяйство от внезапной кончины. Однако вскоре выяснилось, что существуют и другие, не менее важные причины взвинчивания цен.
В первую очередь это отсутствие подзаконных нормативных актов, без которых любой закон работать не может, а также всякого контроля за тарифной деятельностью и отчетностью на местах. В результате 16 марта на заседании нашей фракции, на которое были приглашены руководители Министерства промышленности и энергетики, Министерства регионального развития и других федеральных органов, был сделан печальный вывод: правительство не подготовило и не утвердило такие постановления, как порядок осуществления госконтроля за соблюдением предельных индексов изменения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок установления нормативов потребления услуг, основы ценообразования и правила регулирования тарифов организаций ЖКХ и многие другие.
Не буду здесь говорить о том, какой вид имели правительственные чиновники на этой встрече. Ее итогом явилось решение взять под депутатский контроль деятельность Министерства регионального развития и других ведомств в сфере коммунального нормотворчества. В апреле в Госдуму должны поступить от правительства исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Но уже сейчас могу сказать, что если мы не увидим внятной методики расчетов, которыми руководствуются муниципалитеты при формировании тарифов, вынесение этой проблемы на пленарное заседание палаты с принятием кадровых решений станет неизбежным. Люди не должны оплачивать разгильдяйство, а порой откровенный саботаж и шулерство чиновников, которые из года в год рассказывают нам "коммунальные мифы" о грядущей катастрофе этого комплекса. Мне запомнилась фраза губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова: "Население не должно платить за прогнившие трубы и зеленую траву в январе".
С другой стороны, я готов признать, что остроту проблемы ЖКХ невозможно снять только административным путем. Социальные потрясения в этой сфере будут в той или иной мере продолжаться до тех пор, пока сей пережиток советской плановой системы не умрет в результате конкуренции. Но пока реформа в этом комплексе захлебывается, несмотря на ежегодные значительные инъекции из федерального и местных бюджетов. Скажем, для финансирования субсидий тем семьям, которые не могут оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме, в 2006 году предусмотрено почти 60 миллиардов рублей из федерального бюджета, а на поддержку жилищно-коммунального хозяйства в целом - 39 миллиардов рублей. Но из года в год мы видим один и тот же результат - трубы то и дело текут, батареи не справляются с холодом, про уборку дворовых территорий и домов может образно рассказать каждый читатель вашей газеты. Недавние проверки расходования средств по этим статьям показали, что до сих пор не отлажена система выплаты субсидий, государственные деньги выделяются, но до граждан далеко не всегда доходят. Не исключаю, что эта ситуация может стать предметом разбирательства Счетной палаты.
В ходе думских дискуссий на тему ЖКХ часто можно слышать риторические вопросы. Мол, почему мы не можем ликвидировать этот "островок социализма" в рыночной экономике? Да потому, что есть конкретные чиновники, в том числе и на федеральном уровне, которые просто не заинтересованы в появлении конкуренции в сфере ЖКХ. Они заинтересованы в другом - в сохранении административных барьеров, которые, во-первых, создают возможности для коррупции, а во-вторых, позволяют им вообще ничего не менять и исправно получать приличный доход. Последний шокирующий пример тому - аресты городских чиновников в Твери, которые обвиняются в том, что брали крупные взятки за повышение тарифов на воду и другие услуги ЖКХ.
В результате рынок услуг ЖКХ, который оценивается примерно в 1 триллион рублей, просто закрыт для частного бизнеса. Есть лишь единичные примеры - в Санкт-Петербурге, Ульяновске, еще в нескольких городах, где надоевшие ЖЭКи, РЭУ, МУПы потеснили частные компании. Уровень коммунального обслуживая у них в разы (!) выше, нежели в монополизированной системе. Но дальше дело не идет. Прежде всего потому, что государство должно дать частным компаниям ясный сигнал: рыночное переориентирование отрасли неизбежно и необратимо. Нельзя мириться с тем, что существующий уровень жилищно-коммунальных услуг изматывает, приводит к обнищанию малоимущих, просто дискредитирует власть и страну. Ничего подобного в Европе уже не осталось.
Грамотная модернизация коммунального комплекса позволит снизить рост тарифов для населения до 15 процентов в год или даже до уровня ежегодной инфляции! К сожалению, правительство, как главный субъект законодательной инициативы в этом направлении, не подает сигналов к переменам. У меня складывается такое впечатление, что некоторые чиновники действуют в альянсе с "левыми" и псевдопатриотическими партиями с целью заблокировать реформу. Если мы не мобилизуем политическую волю, все общество на перемены в жилищном секторе, боюсь, что эта "пороховая бочка" взлетит на воздух раньше, чем мы сможем объявить сферу ЖКХ очередным национальным проектом и взяться за нее всем миром.

Подготовил Олег ЯРЦЕВ.


Весть. Калуга.

4 Апреля 2006 г.


Док. 286536
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 356

  • Волков Юрий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``