В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия: опять навзничь. Что дальше? Назад
Россия: опять навзничь. Что дальше?
Типично российское крушение.
31 августа 1986 г. из Новороссийска в Сочи отправился пароход "Адмирал Нахимов". А навстречу в порт шел сухогруз "Петр Васев". И море спокойное. И"Нахимов" сияет в ночи тысячью огней. И договоренность по радио есть, кому кого пропускать. И на обоих мостиках звучат команды, крутят штурвалы. Тем не менее, ровно в 23.12 "Васев" таранит "Нахимова", и тот за несколько минут уходит под воду. 423 утонувших. Еще 811 несколько часов подряд вытаскивают из воды, обезумевших от внезапного ужаса, от потери родных и близких.

Как такое могло случиться, когда сотни людей на кораблях и в порту получали зарплату только за то, чтобы не допускать никаких катастроф изначально, а если уж случилась - чтобы за несколько минут доставить всех на берег сухими и здоровыми?

Да очень просто. Один капитан, отчаливши, ушел отдыхать в каюту. Другой вперился в радар. Один помощник на мостике ждал, что прикажет вперившийся. Другой, испугавшись опасного сближения, стал судорожно менять курс. Несколько раз, пока не подставил борт тарану.

За несколько месяцев до этой катастрофы примерно по такой же схеме произошла чернобыльская. А за последующие 12 лет - еще тьма тьмущая. Хотя уйма людей - от президента государства и до последнего дворника - как и в описанном случае, получают зарплату только за то, чтобы никаких катастроф не было.

Что же служит первопричиной катастрофы в каждом случае?

Пресловутое русское "авось". Или, что то же самое, "солдат спит, а служба идет". Или: "зарплата - отдельно, работа - отдельно". Но есть и более весомые причины, от личного усмотрения начальства не зависящие.

Анатомия катастрофы.

2 июля 1997 г. - более чем за год до нынешних обвалов! - произошло резкое падение курса таиландского бата и вскоре затем обвал курсов индонезийской рупии, малайзийского ринггита и филиппинского песо. Индонезийская экономика не выдержала - подкосилась, президент государства полетел вверх тормашками и только смена правительства удержала страну на грани хаоса. Было яснее ясного, что кризис спровоцирован биржевыми спекулянтами, нажившими на этом миллиардные состояния.

Как должно в таком случае поступить любое ответственное правительство? Немедленно провести штабную игру, смоделировать аналогичную ситуацию с учетом особенностей собственной страны и срочно выработать аварийную программу мер на случай чего-то похожего у себя дома. Тем более, что такая беда грянула не в первый раз в истории человечества. И горький опыт показывал, что спекулянты не успокоятся на достигнутом, обязательно повторят свой удачный для них маневр в других странах. Что и произошло.

Но видно в мире больше не осталось ответственных правительств... И уж, конечно, смешнее всего искать такое правительство в России. Вспомните, какими вздорными пустяками занимались мы осенью прошлого года, зимой весной и летом нынешнего. Целый год! А в это время почти наполовину обесценились валюты стран АСЕАН, Южная Корея объявила о частичном банкротстве, зашаталась Япония... "Васев" полным ходом приближался к "Нахимову"! А наши капитаны, как ни в чем не бывало, продолжали грызться в своих каютах.

На протяжении мая-августа 1998 г. прозвучали подряд три сигнала надвигающегося бедствия: первый обвал на российской фондовой бирже (не затронувший, впрочем, сколько-нибудь серьезно экономики в целом и быстро "поправленный"), крупный обвал индекса Доу-Джонса, т.е. значительное обесценение фондовых рынков на Уолл-стрит, наконец, публичное предупреждение Джорджа Сороса, сильно погоревшего в начавшихся финансовых передрягах, о том, что России вряд ли избежать серьезного обесценения рубля.

И что же? Да ничего! Прямо как весной 1941 года: Сталину на стол одно за другим ложатся донесения о грядущем вторжении германской армии, а он отмахивается от них, как от зловредных провокаций. Но ведь Сталин не имел даже среднего образования, не говоря о высшем. И, кроме того, был психопатом. Так что же, дипломы и медсправки наших сегодняшних вождей - фиктивны, что ли?

Вся весна и лето нынешнего года ушли на дикий скандал из-за явного самодурства президента с заменой одного старого хрена на другую молодую редьку. Хотя общеизвестно, что редька хрена не слаще, особенно в кризисных ситуациях. А затем столь же дикое самодурство и скандал, продолжающийся до сих пор, с обратной заменой молодой редьки на все того же старого хрена. В обоих случаях очевидна была закулисная борьба за то, чтобы обеспечить нынешнему президенту наилучшие условия для продления своего президентства вопреки им же самим установленным законам. Либо, на худой конец, создать условия для возможно более "мягкой посадки" в России или за рубежом на случай, если смена президента окажется все же неизбежной.

Поистине, нашли, из-за чего грызться, когда мировой финансовый пожар вплотную подступал к русской избе! Неужели российская экономика прочнее не только индонезийской, но даже южнокорейской и японской, пошатнувшихся от финансовых смерчей? Да нет, она гораздо уязвимее даже руандо-бурундийской. И по очень веским причинам.

Во-первых, Россия, в отличие от Руанды-Бурунди, страна - побежденная в Третьей мировой войне 1946-91 гг., вошедшей в историю под псевдонимом "холодной". И в этом смысле ничем не отличается от Германии или Японии второй половины 1940-х годов. С той разницей, что ей никто не собирается помогать вставать на ноги. Напротив, стремятся затоптать окончательно, чтобы не возникала как конкурент на мировом рынке и как опасный соперник в международных отношениях. И победителям всячески помогают в этом их туземные прислужники, начиная с Гайдара и кончая Кириенко.

Во-вторых, в России, в отличие от почти всех остальных стран Восточной Европы, к власти пришли представители не национального предпринимательства, а компрадоров - посредников в торговле на мировом рынке национальными природными ресурсами. Единственный смысл жизни компрадора - выкачать из экономики страны возможно больше долларов и перевести их на тайные счета в зарубежных банках, чтобы спастись в тамошних виллах, когда грянет расплата за хищничество, обескровливающее отечественную экономику. Что и делается в масштабах от 20 до 50 миллиардов долларов в год, из-за чего экономика всегда на грани голодного обморока и ей никогда не перейти от перманентной агонии к подъему. При этом, как и в любой колумбии, насквозь коррумпированный госаппарат фактически сливается с уголовной мафией, и это окончательно затягивает удавку на шее экономики. Достаточно малейшего толчка извне, чтобы жертва задергалась в "мертвой петле". Что и видим сегодня воочию.

Наконец, в-третьих, никакая компрадорская экономика дня не проживет без кабальных займов. И мы назанимали столько, что ни нам, ни нашим внукам-правнукам не расплатиться вовеки. Правда, в этом отношении мы неотличимы от прочей азии-африки-латинской америки, которая безнадежно должна триллионы. Но от этого не легче. Практически сидим в долговой яме. И если дернемся не так, как удобнее заимодавцам - нас заимоудавят. Чем и грозят каждодневно.

Все это, вместе взятое, объясняет преступное бездействие правительства не только в предыдущие месяцы, когда пожар неотвратимо подступал к дому, но даже в конце августа-начале сентября и по сей день, когда все горит уже синим пламенем.

Так что же, продолжать панически скупать крупу и консервы в ожидании грядущего хаоса, а затем годами выбирать червячков из первой и ложиться в больницу или морг от вспучившихся вторых?

Существуют ли иные пути выхода из кризиса?

Свет в конце тоннеля.

Вообще-то ничего сверхъестественного не произошло. Просто Москва, Питер и некоторые другие крупные города рухнули в пропасть, где давно мыкается остальная Россия, годами не видящая никаких рублей-долларов и тем не менее выживающая на удивление начальству. Кстати, именно в "остальной России" сегодня принимаются успешные антикризисные меры, которым невредно бы подражать в столицах.

Первейшей из таких мер является внушение населению уверенности, что начальство бдит и ни в коем случае не допустит голодной смерти обывателя, даже если придется заменить обесценивающиеся или вовсе отсутствующие деньги талонами на питание и на промтовары первой необходимости, что давно уже делается в беззарплатных градах и весях. Только это способно хоть немного умерить ажиотаж лихорадочной скупки всего и вся.

Следующая по важности мера - стабилизация рушащихся финансов. Проще всего было бы совсем отказаться от без конца срамящихся рублей и окончательно перейти только на доллары. Но это означает автоматическое переименование России в Нью-Пуэрто-Рико или в 51-й штат США, лишенный однако всех преимуществ, прочим штатам уготованных. Обидно для национального самосознания. Особенно, если иметь в виду, что и США и Западной Европе осталось заживо разлагаться в трясине нарко-рок-культуры и прочих пороков лишь считанные годы, а может быть и часы. Пока какой-нибудь талиб-ваххабит окончательно не овладеет плывущим в его руки химическим, бактериологическим и может быть даже достаточно портативным ядерным оружием массового поражения и не поставит Вашингтон на колени, как тот поставил Москву десятилетием раньше.

А если не доллары, то что же? Надо отдавать себе отчет, что после вторичного или даже третичного массового ограбления народа за последние десять лет лишь неисправимые, не успевшие еще окочуриться от всего только что пережитого "совки" вновь понесут рубли в банки, особенно в коммерческие. Вряд ли поверят и любым другим бумажкам, сравнявшимся по уровню доверия с выпускающим их правительством. То есть, с нулем.

Может быть, прислушаться к совету некоторых финансистов повторить ленинский опыт спасения финансов в сходных условиях и, в дополнение, к коллекционным юбилейным монетам запредельной стоимости, выпустить достаточным тиражом золотые и серебряные монеты с гарантией их обмена на любую конвертируемую валюту? Есть другие предложения?

Главное же, помимо чисто тактических сиюминутных спасательных мер, необходимы стратегические на более длительную перспективу, без чего биржевые спекулянты будут вновь и вновь "кидать" нас на сотни миллиардов долларов. Пора осознать вопиющую несообразность нашего плачевного состояния, навязанного нам внешними и внутренними супостатами. Подумайте только, у нас, в отличие от какой-нибудь нищей Японии или Финляндии, навалом почти любых природных богатств - от нефти и газа до руды и стройматериалов. И миллионы безработных рабочих рук - открытых и скрытых, в том числе умелых. А сойтись эти богатства и руки никак не могут, потому что меж ними - берлинская стена жульнических бумажек, именуемых долларами-рублями и служащих только обогащению жуликов, именуемых "новыми русскими".

А нельзя ли соединить богатства и рабочие руки, минуя жулье? Скажем, ваучерами. Но не жульническо-чубайсовскими, а с гарантией получения трех главных ценностей в жизни каждого россиянина: квартиры/дома, автомашины и турпоездки, а также прочего ширпотреба. Или есть другие способы подъема экономики в условиях долговой кабалы и выкачивания из страны валюты?

Но какие бы меры ни придумать - важно, кто будет проводить их в жизнь. Ясно, что нынешний президент и любое поставленное им правительство - экономические и политические банкроты с почти десятилетним стажем. Ясно, что за них можно голосовать только в страхе перед приходом Зюганова, которого тут же упекут в Гулаг еще более оголтелые коллеги-бериевцы, способные усидеть в правящем кресле при неизбежном мгновенном развале экономики лишь непрерывным внутренним террором и внешними войнами, как в таком далеком, но таком близком советском прошлом. Или в таком же страхе перед приходом любого популиста-нациста из десятка имеющихся налицо, способного мгновенно обратить Россию в гигантское Сараево от Смоленска до Владивостока, помноженное на Афганистан и Конго, вместе взятые. А любой "демократ" (в кавычках) вынужден будет по вышеуказанным причинам следовать след в след существующим хрено-редькам.

Кроме того, надо иметь в виду, что в России больше нет политиков-мужчин (политики-женщины оставлены на развод только в считанных экземплярах на второстепенных, чисто декоративных постах). Есть политсодержанки мужеского пола и наилегчайшего, судя по их демагогии, поведения. Почти все до единого - за исключением разве что московского мэра, самостоятельно зарабатывающего на жизнь себе и городу - находятся на содержании у тех самых олигархов-компрадоров, которые создали и которым выгодно существующее положение вещей. А кто платит, тот и заказывает музыку. В том числе политическую.

Поэтому необходимо ответственное не перед "хозяином", а перед страной правительство во главе с независимым от разных подачек столь же ответственным политиком типа Лужкова или Строева или неизвестного покуда нового Минина-Пожарского. Будет ли он называться премьером, президентом или хоть горшком.

Лишь бы "Нахимов" успел увернуться от таранящего его "Петра Васева".


4.9.98
Бестужев-Лада И.В. - профессор РОУ

Док. 286426
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 407

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``