В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия: умирающая и бессмертная Назад
Россия: умирающая и бессмертная
В 1836 г. П.Я.Чаадаев потряс русское общество своими "Философическими письмами", где горько сетовал на "печальный порядок вещей, во власти которого находятся у нас все сердца и все умы", высказывал опасение, что мы словно для того существуем на свете, чтобы служить уроком другим, как не надо жить. Спустя более чем полтора столетия у нас все еще с трудом усваиваются "идеи долга, справедливости, права, порядка". Почему мы никак не выйдем из "губительного заколдованного круга", о котором писал Чаадаев? Почему вновь и вновь разбиваемся о " проклятую действительность"?

Потому что Россия (и не одна она) принадлежит к евразийской цивилизации - одной из полудюжины мировых субцивилизаций. И, как бы по велению судьбы, вобрала в себя не только многое лучшее, но и многое худшее у своих соседей в Европе и Азии. В Х1Х веке это "худшее" фокусировалось в затянувшемся рабстве-крепостничестве ("страна рабов, страна господ" - во многом и по сию пору). В ХХ веке - в реализованной утопии казарменного социализма. По сути одной из разновидностей все того же крепостничества. Особенность этой утопии в том, что здесь имеются не только отталкивающие черты "казарменности" - например, принудительный труд (сначала открыто, потом в разных "квазиказарменных" формах), принудительно-репрессивная идеология, наконец, все те же квазиказарменные социальные отношения по принципу: " я - начальство, ты - дурак", и наоборот. Есть и очень привлекательные черты любой сказки, сделанной былью: "трудоустройство" на разного рода синекурах миллионов явно "избыточных" псевдоработников, гарантированная зарплата (пусть мизерная) независимо от эффективности работы предприятия и даже от твоего собственного трудового вклада.

В результате получилась абсолютно нежизнеспособная и, вместе с тем, как ни парадоксально, очень живучая система. Мы шесть раз пытались выбраться из неё под лозунгом "работать как в СССР, а жить как в США" : в 1921-29, 1956-64, 1966-71, 1979, 1982, 1985-91 гг. Но каждый раз попытка совместить "вселенский стройбат", каковой по сути являла собой советская экономика, с "рыночной демократией", которая требует довольно высокого уровня социально-экономического и политического развития, понятно, заканчивалась провалом. Наконец, при седьмой попытке "стройбат" развалили, но вместо "рыночной демократии" получили "криминально-базарную плутократию". И это закономерно. Откройте ворота казармы, увольте офицеров и провозгласите там свободу купли-продажи. Что получится? Правильно: "деды" тут же учинят "беспредел", а злосчастные "салаги" начнут жалобно вопиять, Что и видим воочию вот уже который год.

Читал, что у наших соседей-норвежцев на первом месте среди жизненных ценностей стоят пунктуальность и обязательность. Они считают, что именно благодаря этому достигли одного из самых высоких уровней жизни в мире. Почему же у нас даже сейчас, при переходе от социализма к капитализму, как и столетие назад, царит дикое разгильдяйство: пообещает - обманет, сделает - так, что лучше бы не делал?..

Потому что в любой стране "рабов-господ" любой господин, как говорили наши предки, "в своей власти": как известно, у нас начальство не опаздывает, а задерживается, и если пообещало, то обещанного, по пословице, три года ждут. Все, что делает начальство - это милость, жалованье, благодеяние, а пунктуальность и обязательность в глазах любого самодура просто унизительны для него. Ну, а рабы - и это тоже хорошо известно - старательно подражают господам, чтобы не выглядеть рабами. Вспомните Петрушку - хоть грибоедовского, хоть гоголевского. Можно ли ожидать от него обязательности, если в нем изначально задавлено элементарное чувство человеческого достоинства? А теперь посмотритесь в зеркало и прикиньте, далеко ли мы ушли от этих замордованных петрушек ... Понимание унизительности такого положения - первый шаг к пунктуальности, обязательности, цивилизованности. Напомним что норвежско-германские питеры в свое время ничем не отличались от русских петров.

Существует расхожее мнение, что во время серьезных потрясений - стихийных бедствий, войн и т.д. - русские являют собой пример невиданной сплоченности, собранности, массового героизма. Иногда эта черта представляется даже идущей им во вред - особенно, когда они вдруг воспламеняются какой-то ультрарадикальной идеей, от которой в ужасе отшатываются иные- прочие народы.

Эта черта составляет как раз одну из характеристик евразийской цивилизации, которой можно не стыдиться, а гордиться. Даже иностранные военные историки признают, что русским нет равных в мире ни в штыковой атаке, ни при штурме неприступной крепости, ни при обороне против вдесятеро превосходящего противника, ни по героизму на пожаре, ни по самоотверженности при спасении погибающих во время стихийных бедствий. Другое дело, что спустя секунду после подвига только что упоминавшееся разгильдяйство может свести его результаты на-нет.

Но это не умаляет величие самого подвига. Что же касается "ультрарадикальных идей", то смотря что под этим имеется в виду.

Да, осенью 1917 года в нашей стране к власти пришла горстка экстремистов-ультрарадикалов, которых во многих странах - во Франции, Германии, Венгрии, Финляндии и др. - беспощадно истребили, как смертельно опасных для общества и государства. Но нельзя забывать, что к власти они пришли не только на волне самой беспардонной демагогии. Против царизма и его преемника - временного правительства, да еще в условиях развязанной первым и продолженной вторым бессмысленной кровавой бойни, выступало тогда большинство народа, не только рабочие и крестьяне (напомним, что половина офицерского корпуса оказалась в рядах Красной армии).Другое дело, что потом сопротивление экстремистам было потоплено в море крови миллионов жертв. Точно так же единый порыв народа в августе 1991 года за сутки смел казалось всесильную КПСС - и опять-таки, иное дело, что из этого потом получилось. Напомним, в связи с этим, массовые демонстрации "за демократию" в первой половине 90-х годов. Напомним также, что даже в последние годы, когда коммунизм стал основным знаменем протеста против плутократии, ненавистной более чем 90 процентам населения страны, за коммунистов всегда голосует меньшинство избирателей, да и из тех подавляющее большинство - пенсионеры с их общеизвестной возрастной психологией. Так что в общем и целом здравомыслие русского народа мирно сосуществует с массовым героизмом и самоотверженностью в лихую годину.

Еще раз, иное дело, что за последние годы народ деморализован, дезориентирован, остервенен происходящим и, главное, сознает бессмысленность стихийных выступлений, устал быть марионеткой в руках сил, которые по своей организованности намного сильнее него. И, может быть, еще главнее - не имеет никакой идеологии, никакой национальной идеи, за которую стоило бы подниматься на борьбу. В подавляющем большинстве своем он не хочет ни коммунизма, ни фашизма, ни засилья мафии, чиновной ли, уголовной ли, русской ли, кавказской ли - безразлично. А как противостоять этим напастям - неизвестно. Можно ли это считать социальной трусостью, шкурничеством, обывательщиной? Думаю, нет.

Нет - потому, что именно так ведут себя и народы соседней, евроамериканской цивилизации. Они уже намитинговались и набаррикадировались вволю. Теперь там на митинги ходят преимущественно выходцы из иных цивилизаций, где частица "евро" отсутствует полностью. Означает ли это, что две цивилизации с помянутой частицей, согласно Л.Н. Гумилеву, вступили в свою предсмертную, постпассионарную фазу развития и обречены пасть жертвой пассионарности, накатывающейся на них с юго-востока - разговор особый. Здесь хочется только подчеркнуть, что политическая пассивность русских к исходу ХХ века, по нашему мнению, ничего общего с русским национальным характером не имеет.

Есть еще одна черта, приписываемая русскому национальному характеру. На сей раз, не без основания. Речь идет об органичной неспособности русских к так называемой представительной демократии. Когда дела решаются, по традиции, "миром-собором" - все в порядке. Когда наиболее "степенные", авторитетные в общине ("в миру") люди собираются устанавливать, как принято говорить сегодня, консенсус - тоже более или менее дело идет с древнейших времен. Но как только начинаем кого-то выбирать - в принципе, все равно кого - словно нарочно, выбирается такая дрянь, что тошно смотреть и слушать. Тем не менее, представительной демократии приходится учиться - это же достижение общемировой цивилизации! Правда, компьютер скоро поможет нам избавиться от Госдумы и тому подобных напастей - все взрослые несумасшедшие смогут голосовать как думцы, не вставая со своей постели. Но так как это произойдет не завтра - придется немного потерпеть.

Какая, на ваш взгляд, идея могла бы сплотить общество?

Мне кажется, сама идея о такой идее, пардон за каламбур, носит абстрактно-демагогический характер. Обычно имеется в виду знаменитый девиз "свобода, равенство, братство", под которым прошла Великая французская революция. Было предельно ясно, от кого - свобода, с кем - равенство, что такое братство (увы, так и не состоявшееся). Формула, как говорится, "работала". Мало того, блестяще сработала, и сегодня этот девиз красуется на гербе Французской республики. Но стал просто пустыми звонкими словами, Свобода? Но она в сегодняшней Франции строго ограничена законами. И с этой точки зрения, Россия, с её беззаконием, когда никому ни за что ничего не бывает, выглядит гораздо "свободнее" - в смысле бесшабашной вольности, вседозволенности, тотального произвола всех и каждого.

Равенство? Формально - да. А фактически пропасть между парижским банкиром и рядовым рабочим или служащим не меньше, чем у нас между "новым русским" и последним бомжем. Братство? Оно как было, так и осталось в области мечтаний.

Когда-то эти три слова производили огромное впечатление на людей не только во Франции. Поэтому в Петербурге была изобретена контрформула "самодержавие, православие, народность". Оставим в покое её историю. Скажем лишь, что сегодня эти три слова столь же бессодержательны, сколь и предыдущие. Самодержавие? Но у нас вся страна и так состоит сплошь из самодержавных самодуров снизу доверху. Православие? Да, по идее каждый нормальный человек должен принадлежать своей национальной церкви. Но у нас половина населения - атеисты. А вторая половина состоит из христиан разных конфессий и разной степени религиозности, а также из мусульман, где религиозность намного фанатичнее (не говоря уже об иудаистах и ламаистах). Давайте предоставим и мусульманам право начертать на своем замени их собственное православие. Что получится? Правильно: джихад, он же газават. И это в условиях, когда бандитизм прикрывается знаменем религиозной войны. Думаю, изобретателю такой, с позволения сказать, "национальной идеи" полагается, как и впавшему в старческий маразм правозащитнику Ковалеву, высший ичкерийский орден от благодарных бандитов. Наконец, что такое "народность"? В свое время это был просто вольный перевод французского "братства" - в пику "окаянным вольтерьянцам", как любили говаривать грибоедовские герои. А ныне народность, к вашему сведению, согласно этнологической табели о рангах, это народонаселение, занимающее промежуточное положение между племенем и нацией. Так сказать, уже не папуасы, но еще не зулусы. И надо долго разъяснять, почему имеется в виду нечто другое ...

Тот же характер гремучего пустословия носят все до единого девизы, которые сконструированы по образцу вышеприведенных.

На самом деле речь идет, конечно же, об идеологии, для которой такие девизы играют роль гербов-знамен. В СССР ведущей идеологией, как известно, был коммунизм.. Однако он являл собою лишь нечто вроде локомотива, тянущего за собою состав из сотен вагонов, ничего общего, кроме рельсов, с паровозом не имеющих. Проще говоря, эта идеология охватывала сначала всего несколько процентов, затем несколько десятков процентов - но все равно заведомое меньшинство населения. Подавляющее большинство вынуждено было так или иначе приспособляться к ней - просто чтобы выжить. А настоящей идеологией для него была тысячелетняя патриархальная - та самая, которая помогала русскому народу переносить голод и пожары, чуму и холеру, татаро-монгольское иго и произвол крепостников, первую мировую войну и гражданскую войну, "коллективизацию" и вторую мировую войну, массовый террор и самодурство новых крепостников, многие другие бедствия того же порядка. Но в 60-70-х гг. мы покончили с сельским образом жизни, на котором держалась эта идеология. А когда смели КПСС - остались и без идеологии коммунизма. В результате произошла "дезидеологизация" общества, что немедленно повлекло за собой тотальную деморализацию (оподление) людей, их дезинтеллектуализацию (оглупление) и патопсихологизацию (остервенение).

Что делать? Изобретать новые девизы - это все равно, что бороться с чумой лекциями о вреде курения.

В действителности проблема новой идеологии - простая и сложная одновременно. Футурологи, на базе очень основательных исследований во всеоружии современной науки, отводят человечеству не более 50-60 лет жизни, если не будут решены глобальные проблемы современности - военно-политическая (назревание новой, всеистребительной мировой войны), энергетическая, экологическая, демографическая и еще десяток других. А России вообще "светит" не более половины этого срока - настолько страшны "зоны экологического бедствия" чуть ли не во всю страну, настолько страшны последствия повального пьянства, мирового рекорда по масштабам курения, беспомощности перед надвигающимся валом сильнодействующих наркотиков, чудовищных масштабов производственного, транспортного и бытового травматизма - миллионами, прямо как на войне! Плюс плачевное положение семьи и школы, социального обеспечения и здравоохранения, науки и культуры, законности и нравственности, многое, многое другое.

Казалось бы, необходима краткая и ясная политическая программа преодоления этой проблемной ситуации, которая на глазах перерастает в критическую и далее в катастрофическую. Это и есть пресловутая "национальная идея" сегодня. Но почитайте программы наших якобы политических якобы партий. Найдете вы там слова, способные воодушевить народ, поднять его на спасение себя самого от надвигающейся катастрофы?

Нет, тут еще все впереди.

Когда хвалят русский народ, обычно упоминают о его трудолюбии. Что весьма сомнительно по сравнению с некоторыми иными-прочими народами. А когда ругают - говорят о хамстве-холуйстве, воровстве, зависти. По этой части многое сваливали на "казарменный социализм", о котором упоминалось выше. Надеялись, что "рынок все упорядочит". Не упорядочил. Так что же мешает: горе-реформаторы, внешние враги или мы сами?

"Трудолюбие" - понятие относительное. По сравнению с некоторыми народами мы действительно трудолюбивы, а с другими - нет. Как известно, в мире существуют два "пика трудолюбия": один связан с "протестантской этикой" на севере Европы и Америки, другой - с конфуцианством в Восточной Азии. Поэтому сказать, что мы трудолюбивее немцев или китайцев - просто смех. А вот сказать, что трудолюбивы как негры или арабы (среди них тоже есть трудолюбивые люди) - в самый раз.

Что же касается хамства-холуйства, то это - чистейшая азиатчина (не путать с жителями Азии, потому что встречается повсюду в мире). Не забудем, что мы - ЕвроАЗИЯ. А при азиатчине, в отличие от "европейщины", нет понятия человеческого достоинства. Там все определяет социальное положение человека. Если хан - значит, хам; если не хан или хотя бы самый последний бек - значит, холуй. Иначе просто не выжить. Не забудем также, что и в Европе в свое время было то же самое. Потребовались века, чтобы ханами почувствовали себя все поголовно, и стали разбираться - смотря какой хан: если хам, то теперь уже ему несдобровать. Теперь Азии (и нам в том числе) предстоит проделать то же. Возможно, потребуется смена поколений и уж наверняка смена существующего азиатского личностно-авторитарного режима европейским законно-эгалитарным (уважение к личности и закону). Хорошо бы побыстрее, не веками, как на Западе.

Нет понятия уважения к личности - нет уважения и к тому, что "плохо лежит", но не твое. Посмотрите на стайки подрастающей азиатчины (которой, кстати, полно и в Южной Европе, и в Южной Америке). Вот они скопом выпрашивают копеечку у туристов. Как вы думаете, дрогнет у них рука схватить, что удастся, если турист зазевается? А благовоспитанному немецкому мальчику такое даже в голову не придет: для него это все равно, что хлебнуть из лужи. Теперь вспомните о знаменитом щедринском диалоге немецкого "мальчика в штанах" с его русским коллегой "без штанов", посмотритесь еще раз в зеркало и прикиньте, к какому из мальчиков мы все еще ближе.

Ну, а зависть присуща всем народам мира и каждому человеку в отдельности - так уж устроена эта разновидность земной фауны. Но в одном случае это, как говорится, "белая зависть" согражданина, вызывающая чувство уважения и подражания. А в другом - "черная зависть", вызывающая чувство озлобления и желания напакостить, характерная для холуя-раба. Вот почему американец или европеец может похвастаться сколько зарабатывает, а в России на такое способен только дурак. В лучшем случае тут же попросят взаймы без отдачи. А в худшем - ограбят, сожгут, сживут со света.

Западная цивилизация, еще недавно вроде бы звавшая нас в свое лоно, ныне все более сурово демонстрирует свой главный закон: каждый за себя - один Бог за всех. И, конечно же, мы - как и вся Латинская Америка, Африка, Азия - для неё чужие, объект эксплуатации, не более того. Да вдобавок Россия, как правопреемница СССР, была и осталась для США врагом No 1. Поэтому нас закабаляют неоплатными долгами, сжимают тисками НАТО от Риги и Таллина до Киева и Тбилиси, ни за что не дадут подняться на ноги как Германии или Японии после Второй мировой войны, когда их готовили к Третьей войне (против СССР). Что делать: возобновлять противостояние или идти, при всех трудностях, по пути общемировой цивилизации, отринув раз и навсегда мысль об "особом историческом пути России"?

Одно другому не мешает. Да, мы страна побежденная в Третьей мировой войне, известной под псевдонимом "Холодная". И нас никогда не примут в НАТО, потому что это - организация, специально созданная для войны с СССР/Россией. Включив в себя Россию, она полностью изменила бы свой характер, став принципиально иной организацией. Теоретически это было бы хорошо для совместного решения тех глобальных проблем, о которых упоминалось выше. Но практически это исключается напрочь существующей логикой гегемонизма, подозрений, вражды, отношения победителя к побежденному. Ну, не принимают - и черт с ними. Дело в том, что евроамериканская цивилизация, как и наша евразийская, все равно в самом близком будущем обречена историей на катастрофу. Как только главари тоталитарных, изуверских и мафиозных структур на Востоке как следует освоят уже имеющееся у них ядерное, химическое и бактериологическое оружие массового поражения - они обязательно устроят Западу второе крушение Римской империи. Тут исход Четвертой мировой войны (уже не "холодной") предрешен пассионарностью поднимающегося Востока - помните теорию Л.Н.Гумилева? - и разложением заживо клонящегося к упадку пост-пассионарного Запада. Это - дело ближайших лет, может быть, даже со дня на день.

Но даже если новый Армагеддон наступит несколько позже - все равно тотальная компьютеризация ближайших лет взорвет западное общество, никак не рассчитанное на 80% трудоспособных, которых заменит компьютер. А чуть попозже начавшееся вырождение белых американцев и европейцев с их однодетной, в среднем, семьей неизбежно создаст гигантский "Эффект Косово" на всем пространстве от Сан-Франциско до Нью-Йорка и от Лондона до Киева Так что потрясений в любом случае не избежать, и хорошо бы приготовиться к ним заранее.

Что же касается "противостояния", то оно диктуется законами геополитики. Раз в пользу НАТО, как в пользу кайзеровской Германии в 1918 году, отторгается Прибалтика, Украина, Закавказье, пытаются отторгнуть Северный Кавказ - значит, надо объединяться с "врагами нашего врага" на всем пространстве Евразии, а может быть, и не на нем одном. Что не исключает усилий в таком развитии ООН, при которых эта организация оказалась бы в состоянии эффективно решать не раз упоминавшиеся уже глобальные проблемы современности.

Ну, а "особый исторический путь" ... Его нет ни у одной страны мира, и Россия не может быть исключением из общего правила. Конечно же, у России - значительная специфика. Не меньше, чем, скажем, у Индии, Китая, Японии, США. И она должна полностью учитываться. Но есть и торная дорога общемировой цивилизации. И, как показывает история, горе тому, кто с неё свернет. В этом мы уже убедились на собственном опыте. А кто не убедился - пусть полюбуется на современнные КНДР или Кубу, Ливию или Ирак.

Что можно сказать о роли религии? Способно ли православие сыграть ту же конструктивную роль, что и другие религии в других странах, помочь направить развитие России в общецивилизационное русло?

Потенциально роль религии огромна. Ведь религиозная культура по сей день является ключевой в развитии этической, эстетической, правовой, политической, вообще мировоззрен-ческой и даже научной - правда, во всех случаях имеется и сильная обратная связь. Без понимания того, что ты - частица мироздания и обязан жить по законам этого домена вселенной, человек был и остается зверем при любом образовании. А вот как этот огромный потенциал использовать, тут многое зависит от характера и интенсивности диалога между церковью и обществом. Опыт многих стран мира, где этот диалог налажен, показывает самые благотворные последствия для государства и общества. У нас тут - непочатый край работы.

Человек у нас никогда не был той ценностью, какой является в каждой стране Запада. Много говорят о "человеческом капитале", но у нас половина населения - за чертой бедности, а еще треть - просто в нищете. Как помочь этому горю? Какие социальные и экономические истины, давно ставшие избитыми в других странах, нам предстоит открыть?

Прежде всего, надо "открыть" ту избитую истину, что бесклассового общества никогда нигде не было, нет и не будет. Даже у обезьян вожак не равен просто сильному самцу, а тот - слабому (у самок - своя иерархия). Даже в первобытном племени вождь не равен просто старейшине, тот - рядовому члену племени, а тот - старику, подростку или инвалиду. А в любом государстве - хоть в рабовладельческом, хоть в феодальном, хоть в капиталистическом, хоть в социалистическом - всегда сразу появляется горстка разбойников (1-2% населения), в руках которых сосредоточивается богатство и власть. У нас позавчера это была аристократия, вчера - "номенклатура", сегодня - "новые русские". С другой стороны, всегда и везде были нищие. А между ними - "средний класс", подразделяющийся на высше-, просто и низше-средний. Как прежде крестьяне: кулаки, середняки, бедняки. Только в благополучных странах нищих - столько же, сколько разбойников-сверхбогачей, а подавляющее большинство населения составляет средний класс. А в неблагополучных - почти все бедняки или нищие, кроме горстки упомянутых разбойников и их прихлебателей из высше-среднего класса. Так было и будет везде - и в сверхблагополучной Швеции или Швейцарии и в сверхнеблагополучной КНДР или России.

Что делать? Всеми силами расширять средний класс, минимизируя число бедняков и нищих, от которых, как и от богачей, все равно никуда не деться. Чем и занимаются правительства многих соцстран, неотличимых совсем недавно от нашей такой родной и такой чужой. Но там они выражают интересы отечественной экономики, массового предпринимателя. А у нас - интересы кучки компрадоров, торгующих национальными богатствами страны и складывающих награбленное на свои тайные счета в зарубежных банках.

Как делать? На этот счет есть детальнейшие рекомендации социологов и экономистов-профессионалов, не принадлежащих ни к одной политической партии и потому ничьи корыстные интересы не лоббирующих.

А вот что делать в сложившихся условиях лично читателю - пусть решает он сам по мере осмысления информации типа вышеизложенной.

Сегодня многие ожидания связаны с подрастающим поколением. Но какими будут молодые россияне через 10-15 лет? Не погрязнут ли в "наркокайфе"? не пойдут ли, как и мы, за разными демагогами? Не станут ли "рабами компьютера"? Будут ли способны возродить Россию или "социальные гены" останутся и для них вечным проклятием?

В этом отношении вряд ли можно ждать какого-то чуда. Вряд ли сегодня "мы" - одни, а "они" завтра будут другими, перестанут материться, пьянствовать, воровать и слепо верить шарлатанам. Яблоки от яблони ... Бесспорно одно: в молодом поколении постепенно выветривается тут жуткий генетический страх, который сковывал несколько поколений людей целых шестьдесят лет после массовых репрессий 30-х годов. Появляются какие-то зачатки чувства человеческого достоинства. Ну, и растет уровень образования. Не забудем, что до 60-х годов нами управляли, в основном, люди с незаконченным начальным образованием, едва научившиеся читать, считать, писать и пустословить на собраниях. Да и позже полно было и есть начальства с незаконченным средним и высшим. Вы только посмотрите на их физиономии и послушайте, что и как они говорят, точнее, бубнят по бумажке.

Конечно, идеализировать идущих на смену не надо. Надо просто создавать условия для лучшей реализации их потенциала. Скажем, задуматься над тем, почему в армии не дают командовать взводом тем, кому "за тридцать". И почему полковников отставляют в 45 лет, а не в 60. Раскройте энциклопедию на слове "геронтология", почитайте, какая это самоубийственная для общества мерзость и вновь, в который уже раз, посмотритесь в зеркало ...

По отношению к России все чаще слышится страшное слово "депопуляция", которое переводится на русский язык словами "вырождение", "выморочность" и т.п. Говорят, что число смертей в стране каждый год все больше и больше превышает число рождений и что в связи с этим население России каждый год уменьшается на миллион с лишним по нарастающей, несмотря на сотни тысяч беженцев из бывших союзных республик - за последние несколько лет оно сократилось не менее чем на четыре миллиона. Есть ли надежда выбраться из этой "демографической ямы" или мы так и сгинем с лица земли, как некогда могикане?

Все сказанное - горькая правда. Точнее сказать, беда. Поразившая не только Россию, но обе цивилизации с частицей "евро" - и евроамериканскую (западную), и евразийскую. Дело тут, конечно, не в коварном "евро", а в том, что обе цивилизации на протяжении ХХ века перешли от сельского к городскому образу жизни, тогда как в остальных мировых цивилизациях этот переход только развертывается. С таким переходом обязательно связано самое страшное что может случиться с людьми: они теряют - точнее, начинают стремительно терять потребность в детях.

При сельском образе жизни ребенок с трех-четырех лет - помощник по хозяйству. Когда подрастет и женится или выйдет замуж - важный союзник. А под старость - "живая пенсия" родителям: другой не бывает. Прибавьте к этому сравнительно высокую детскую смертность, заставляющую женщину рожать как можно больше, чтобы двух родителей в следующем поколении сменило хотя бы двое новых, а еще лучше - трое-четверо. И построенные на этом социальные устои, согласно которым незамужняя женщина - это "старая дева", приживалка в чужой семье, а неженатый мужчина - "холостяк" (так именовали кастрированного барана); бездетная женщина - уродка, вроде горбатой; и даже одно-двухдетная - вроде инвалидки, поскольку не может больше рожать, как все здоровые бабы. Поневоле будешь "как все".

При городском образе жизни ребенок - никакой не помощник, а заведомая обуза, ломающая карьеру матери и очень осложняющая жизнь отцу. Подрастет - становится чужим, а то и враждебным, потому что и труд, и быт, и досуг больше не являются совместными, семейными. Ну, а пенсия у нас вроде своя, государственная. Хотя на самом деле она в конечном счете целиком зависит от количества и качества подрастающего поколения. Ясно, бездетным в городе много легче, нежели с детьми, а "холостякам/холостячкам" много легче, нежели семейным. И никакие они больше не ущербные, как прежде. Наоборот, внушают зависть. И вот насущная прежде потребность в ребенке, детях как бы атрофируется, отмирает. Все более внушительное меньшинство - до трети и больше - так и остается вне брака, ограничиваясь разными формами конкубината (внесемейного сожительства, в подавляющем большинстве случаев, естественно, бездетного). Из семейных, в свою очередь, до трети и больше остаются бездетными, а почти все остальные ограничиваются одним, реже - двумя детьми. Трехдетная семья сегодня, не говоря уже о многодетной, в городе - редкость.

В конечном счете, каждые два родителя, в среднем, производят на свет не три-четыре будущих родителя ,как прежде, а всего одного. И начинается вырождение народа - депопуляция. Она имеет четыре социальных последствия - одно кошмарнее другого.

Во-первых, ребенок в однодетной семье попадает в противоестественное положение. Ему сызмальства не о ком заботиться: напротив, все вокруг заботятся о нем, принимают решения за него. В результате происходит искусственное торможение нормального процесса взросления и появляется инфантил - вечное дитя, которому в десять лет словно пять и в двадцать - словно пятнадцать, и в тридцать-сорок словно шестнадцать. Он может стать родителем, но его семья будет нормально существовать только пока жива бабушка, потом начнется разновозрастный детсад. Впрочем, инфантилы предпочитают обходиться без детей: ведь о ребенке надо заботиться, а они этого не умеют.

Во-вторых, инфантилы не умеют заботиться и о своих стариках. В результате растет пресловутый "разрыв поколений", и миллионы стариков обречены на мучительно одинокую старость.

В-третьих, любящие родственники ни за что не пустят свое единственное ненаглядное чадо на непрестижную работу. Но городскому хозяйству, экономике страны в целом требуются не только лаборантки и артистки. Поэтому начинается нашествие работников из так называемых "трудоизбыточных" регионов, где еще не успела исчезнуть массовая многодетная семья. Это создает сложнейшие проблемы даже в стабильных государствах, а уж в России начинается самое настоящее противостояние различных субкультур, чреватое катастрофой,

Наконец, в четвертых, если двух родителей сменяет всего один будущий родитель, то нетрудно высчитать, когда последние Иван с Марьей родят последнюю Дарью, которой уже не за кого будет выходить замуж, кроме как за Ахмета, да и тому она вряд ли будет нужна. Долгое время демографы забавлялись игрой в цифры, высчитывая, через сколько столетий такое может произойти, Но кулак судьбы протер им глаза. Выяснилось, что при наметившихся тенденциях не через тысячу и даже не через сто, а всего через десять лет за парты в наших школах сядут всего два школьника вместо каждых сегодняшних трех. А по улицам городов станут разгуливать трое праздношатающихся вместо сегодняшних четырех. Потом - 2,75, потом - 2,5 и т.д. до нуля включительно. Но трагедия в том, что нам никто не даст спокойно вымирать веками и тысячелетиями. На земле к югу от нас слишком тесно, чтобы позволить нам такую роскошь. И в этом смысле то, что произошло в Косово, может служить моделью международных отношений грядущего столетия. Ведь в Косово не албанцы столкнулись с сербами. а одна цивилизация вытеснила другую. Образно говоря, та, где женщины таскают детей и сидят у колыбели, стерла с лица земли в целом крае ту, где женщины таскают шпалы и сидят на заседаниях. Эта судьба неизбежно ждет нас в самом близком будущем, как говорится, один к одному.

Что делать? Приказом рожать никого не заставишь, раз нет потребности в детях. Попытаться увеличить рождаемость весомым пособием на ребенка? Французы и венгры, да и не они одни, попробовали - не получилось. Потому что женщине мало любых денег. Ей нужно, чтобы её жизнь при трех-четырех детях (это оптимально и для неё, и для общества, считают демографы) была интереснее и содержательнее, чем у бездетной подруги, чтобы почет был больше, чем у любой бездетной, будь она хоть трижды народнейшая артистка или четырежды доктор наук, чтобы уровень жизни был выше, чем у любой "холостячки", даже если поганец-муж бросит с детьми на руках. И что интересно: все это детальнейше разработано демографами. Прояснено даже, откуда брать деньги на спасение народа от вымирания: оттуда же, откуда берем на Чечню, на бесконечные выборы разных бесконечно огорчающих нас персонажей и на тайные счета в зарубежных банках. Вот только эта информация нисколько не интересует ни тех, кого мы выбираем, ни тех, кто складывает награбленное в иноземные копилки.

Есть ли другие варианты?

Да, есть. Один из демографов, отчаявшись получить хоть какой-то отклик у сильных мира сего, пошел на заведомый скандал. Он предложил отделить столь любезный нам секс от столь нелюбезного нам воспроизводства поколений, и передать последнее целиком в руки специалистов по выращиванию детей в пробирках, по клонированию и прочим достижениям научно-технического прогресса. Нравится? Или предпочтем вымереть, как динозавры, безо всяких пробирок?

В 20-х годах была такая шутливая песня про "лепестричество, которое сделать все сумеет". И был в этой песне такой куплет:

Не будет у нас жен - мы так будем сходиться.

Не будет пап и мам - мы так будем родиться.

Не будет акушерок, не будет докторов:

Нажал на кнопку - чик! - и человек готов!

Наивные предки думали, что это всего лишь шутка. Их шибко умные потомки приняли шутку всерьез. И, похоже, всерьез собираются сделать былью не только сказку, но и песню.

Включая вышеприведенный куплет.

Бестужев-Лада И.В. - профессор РОУ


Док. 286420
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 487

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``