В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы гуманитаризации высшего образования Назад
Проблемы гуманитаризации высшего образования
Под гуманитаризацией образования обычно понимают увеличение часов на предметы гуманитарного цикла за счет математики, физики, химии, биологии. Бесспорно, четыре последних предмета, особенно математика, занимают в школе неоправданно много места. Но, во-первых, нельзя забывать, что советская школа была традиционно ориентирована на подготовку преимущественно в техникум и ВТУЗ, где предметы данного цикла - основные. А, во-вторых, без этих предметов быть не может полноценного образования, и одним лишь механическим сокращением часов на них никакой гуманитаризации не получается. Тем более, в вузах, где расчасовка полностью зависит от профиля подготовки, и предметов естественнонаучного цикла вообще может не быть (что далеко не во всех случаях хорошо), а с гуманитаризацией все равно дела обстоят плохо.

Мы присоединяемся к пониманию гуманитаризации образования, как к приоритетности развития у учащихся всех семи форм общественного сознания. Не только научной (к которой фактически сводится все наше образование), но также мировоззренческой, эстетической, этической, правовой, политической и религиозной.

С мировоззрением дела обстоят особенно неважно, потому что оно до недавних пор было принудительным, да к тому же, согласно марксистским догмам, отождествлялось с философией как наукой (хотя на деле философия - форма общественного сознания, равнопорядковая науке). А сегодня, в связи с тотальной дезидеологизацией общества, сделалось хаотичным, особенно у учащейся молодежи, в том числе - что недопустимее всего - у студентов вузов. Не лишне напомнить, что дезидеологизация общества - это всегда деморализация (оподление), дезынтеллектуализация (оглупление), патопсихологизация (остервенение) людей. Не может долго существовать общество, у которого вместо идеологии - дикая мешанина останков марксизма, зачатков нацизма и клерикализма. Панацея от этой беды одна: повышение мировоззренческой культуры учащихся. Имея в виду, что на этой базе мировоззрение может и должно быть разным у разных групп учащихся.

Эстетическое начало у народов евразийской субцивилизации веками растаптывалось самым зверским образом. Поэтому мы до сих пор миримся с вонью и грязью как вокруг себя, так и в собственных душах как с чем-то само собой разумеющимся, хотя это обходится безмерно дорого во многих отношениях, начиная с экологии и кончая качеством жизни. Оказывается, развитие Чувства Прекрасного для жизнеспособности общества не менее важно, чем все науки, вместе взятые.

Точно так же в упомянутой субцивилизации веками подавлялось Чувство Собственного Достоинства. Оно подменялось патриархальщиной социальных отношений, где положение человека автоматически определялось его местом в семейной и сословной иерархии, когда "высший" мог как угодно помыкать "низшим", а тот должен был беспрекословно повиноваться. Крушение этих отношений привело к тотальному хамству-холуйству в социальной неразберихе наших дней. Опять-таки, единственная панацея здесь - высокая этическая культура как основа реморализации общества.

Не является секретом массовый правовой нигилизм в условиях пресловутой "азиатчины", один из главных индикаторов которой - дикий произвол всякого "начальства", от "хозяина государства" до последнего управдома. Здесь мало "правового ликбеза". Необходима высокая правовая культура, как основа того самого правового государства, к которому мы якобы идем, но от которого так же далеки, как и тысячу лет назад.

Мы прокламировали переход от тоталитаризма к демократии, но какая может быть демократия без граждан, с обывателями, голосующими за первого попавшегося демагога, нередко просто за бутылку водки? С шайками своекорыстных жуликов, выдающих себя за политические партии? Со скандальной боярской думой, выдающей себя за государственную? Со сплошными гоголевскими городничими вместо госслужащих? Со стряпчими на побегушках у местного начальства вместо суда и следствия? Наконец, с очередным Рюриком и его разбойниками вместо главы государства? Словом, без элементарной политической культуры?

Наконец, горький опыт показал, что без элементарной фидеистической культуры, без чувства сопричастности к Космосу и подчинения его законам, человек остается зверем при любых других достижениях. Этому тоже надо учить. Такой представляется в совокупности гуманитаризация образования в вузе.

6.10.98
Бестужев-Лада И.В. - профессор РОУ

Док. 286394
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 22.03.07
Число обращений: 475

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``