В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
РЕЦЕНЗИЯ на учебник `Обществоведение` для 8-9 кл. Назад
РЕЦЕНЗИЯ на учебник `Обществоведение` для 8-9 кл.
Каждый школьный предмет должен давать какой-то эффект. Однако в отношении обществоведения, судя по выпускникам, мы видим результат, сопоставимый с тем же часом в неделю иностранного языка в обычной школе, т.е. близкий к нулевому. Одна из видимых причин: преподавание традиционно ведется в абстрактных понятиях, которые для 80% учеников - все равно что китайские иероглифы, а остальные 20% (будущие студенты) не воспринимают их из-за резонерства, лицемерия и тенденциозности текстов.

Представленный на рецензию учебник пытается преодолеть этот порок. И это пох-вально. Ни его структура, ни содержание принципиальных возражений не вызывают, и если бы речь шла только о черно-белой оценке, то она должна быть положительной. Но простора для доработки здесь более чем достаточно.

В отношении содержания главный недостаток - беспроблемность. И поэтому - неин-тересно для школьника. Читая текст, можно подумать, что авторы пишут его для по меньшей мере, скажем, благовоспитанных люксембургских школьников сверхблагополучной страны. Содержательность и, как следствие, увлекательность текста, на наш взгляд, резко возрасли бы, если бы авторы на конкретном материале поведали бы, допустим, о позорной неустой-чивости мировоззрения едва ли не каждого школьника (а также его родителей) - о дикой мешанине элементов христианства, индуизма, первобытных верований, патриархальщины, коммунизма, нацизма и т.д. Целесообразно рассказать школьникам и о том, к чему приводят тоталитаризм и последующая дезидеологизация общества: тотальная деморализация, дез-интеллектуализация, патопсихологизация или по-русски оподление, оглупление, остервенение людей. О том, с чего начинается и чем кончается собственно наука, а где начинается про-фанация науки, лженаука. Что такое Чувство Прекрасного и что происходит с людьми, когда оно подавлено. Что такое "порядочный" человек и чем он отличается от "непорядочного". Что такое "правовой нигилист" и почему мы одновременно провозглашаем свое государство пра-вовым и тут же объявляем, что "идем к правовому государству" в условиях всем видимого произвола. Почему говорят, что "разделение властей" у нас - сплошная фикция. Кто такие на деле "левые" и "правые" в политике, чем на деле либералы отличаются от социалистов и почему быть экстремистом - предосудительно. Верно ли, что политика - "грязное дело" и по-чему. Что такое подлинная религиозность и показная, почему воинствующий атеист так же отвратителен, как и фанатик-изувер. И что такое вообще изуверство (это особенно важно для подростка перед лицом вербовщиков из тоталитарных сект). Почему мы беспомощны перед лицом половодья преступности, повального пьянства и воровства, перед надвигающейся лавиной сильнодействующих наркотиков. Почему наша экономика в таком плачевном состо-янии и есть ли свет в конце тоннеля. Почему такое триумфальное шествие антикультуры с её культами насилия, блуда, наркотиков и что необходимо для контрнаступления собственно культуры с культами милосердия, любви, семьи, разума. Этот перечень можно продолжать и продолжать во всех шести главах пособия, но это будет напрасный труд, если и здесь огра-ничиться абстрактными положениями без конкретных примеров.

Последнее замечание подводит нас к вопросу о форме изложения. Авторы не вправе забывать о таком феномене, как разрыв поколений. Подростки, в отличие от детей, видят ведь, что натворили и продолжают творить со своей страной взрослые, как они ведут себя в подав-ляющем большинстве своем. И, естественно, думают: и эти люди еще норовят поучать нас,как жить! Уже одно это подрывает доверие к тексту. Как быть? Ответ подсказывают авторы Свя-щенного писания и самолично Христос. Каким образом они пытались доходить до ума и серд-ца слушателей, мало чем отличавшихся от нашего подрастающего поколения? Ссылкой на авторитеты и яркими, образными притчами. Авторов пособия следует похвалить за систему "врезок" и "фонариков" с цитатами и текстовыми иллюстрациями. Но этого явно недостаточно. Многие разделы всех шести глав просто невозможно читать не только школьнику, но даже взрослому - настолько они оторваны от реальной жизни, схоластичны, занудны, скучны. В особенности это относится к главе о праве и в чуть меньшей мере - об экономике и политике, но данного греха не избежал ни один из авторов.

В идеале надо бы свести неизбежные авторские словопостроения до минимума, оставив за ними чисто информационно-связующую роль. А максимально возможное про-странство дать высказываниям авторитетов - прямо в тексте, по каждому важному положению. И каждое такое высказывание тут же подкреплять конкретным примером из реальной жизни.

Еще лучше - сопоставить два-три высказывания и подсказать школьнику путь сравнения для собственных выводов. Нельзя забывать, что до подавляющего большинства школьников все абстрактное доходит только через конкретику, только после образной притчи. В противном случае на текст зря потрачены труд и бумага: отскочит от сознания школьника, как от стенки горох. Пока что большая часть написанного в пособии годится только, чтобы вызубрить и забыть.

Еще одно замечание общего порядка - недопустимая небрежность представления рукописи. Местами впечатление, будто имеешь дело с невыправленной стенограммой. Такую роскошь обычно позволяют себе разные брежневы-ельцины, переваливающие "черную" работу на своих литрабов. Но есть сомнения, что авторы успели деградировать до сановной нужды в литредакторе. Им повезло с рецензентом, который ограничился на десятках страниц знаками "?" или даже "?!". А в принципе за каждым таким знаком вполне могла бы стоять разгромная страница панихиды по рукописи. В изобилии присутствуют на полях и знаки "ред." или "чит:?", означающие грубейшие редакционные погрешности и абсолютную непонятность для читателя. Не рекомендую издательству принимать работу в её настоящем виде без категорического требования к авторам довести до должной кондиции каждый абзац.

Наиболее важные постраничные замечания.

В ряде глав имеет место "вторжение" в смежные предметы, особенно в физику и историю. Это необходимо строжайше согласовать с материалами соответствующих курсов, иначе на уроке неизбежен скандал. Школьники таких "разночтений" не прощают. Не берусь говорить о физике и других предметах, но в истории, например, по вопросу о происхождении Руси автор главы занял позицию "ультранорманиста" порадикальнее иных немцев-русофобов ХУШ века. Если такая же позиция ныне в курсе истории - что было бы удивительно - то еще полбеды. Но если там к "Повести временных лет" подходят более критично - скандала не миновать. (с. 49)

с. 12: катарсис - не освобождение от чувств, а их очищение, возвышение.

с. 33: Царь Салтан разжалован автором в царевичи

с. 35: Скандальная трактовка Пугачева как бесчестного кровопийцы - ничуть не лучшая, чем прежний образ пламенного революционера.

с.50: Скандальная трактовка "единой области расселения русского народа". Вряд ли украинцы и белоруссы сочтут себя польщенными названием "народностей русского народа". Этот текст вызовет неизбежный скандал в классе, если там окажется хоть один украинец или белорус, и будет обязательно использован нацистами Киева и Минска как доказательство "имперских притязаний" России.

Там же - страшная путаница в вопросе соотношения патриотизма и негодяйства.

с.51: Белинский и Чернышевский никогда не были врагами.

Там же - Скандальная трактовка "Слова о полку Игореве", неслыханная в литературе.

Там же - Скандальная трактовка теории войн и военного искусства. Лучше не надо.

с.56: Скандально определение Японии как фактически оккупированной США

Там же - император не альтернатива выборам.

с.62: за время написания учебника человечество выросло с 5 до 6 млрд. чел.

со с. 65 начинаются повторы

c.82: межнациональные конфликты объясняются ... неразумностью людей

Там же - кто такие "крымские татары Фашистской Германии"?

Там же - фашисты как "недобросовестные политики"

с.87: Неверно, что "при тоталитарных режимах социальных конфликтов не бывает".

А "раскулачивание"? А бунты в ГУЛАГе? А расстрел рабочих в 1962 г.? Примерам нет числа.И автор сам себя опровергает на следующей же странице.

с.90: Оказывается неясно, может ли существовать гражданское общество в Англии

с.95: Путаница в определении культуры

Там же - идеалом в жизни вдруг становится "красиво выпитая чашка чая"

c.103: "пять профессий каждого" - это относится к далекому будущему

с.117: НЭП свернули в 1929 г., а не в "середине 30-х". "Перестройку затеяли" в 1985 г., а не в конце 80-х.

с.118: демография не занимается социальной поляризацией общества

с.141: "Труд есть дело чести" = в классе гомерический хохот

с.148: Увы, не все проживающие на территории = граждане

Там же - Сенсация: Ирак - страна с ограниченным суверенитетом

с.152. Еще одна сенсация: Аристотель писал по-французски

с.155: Еще одно путаное вторжение в историю

с.157: у царской и советской России общей была Россия

с.158: путаница с абсолютизмом и самодержавием, идеализация последнего

с.159: Гитлер и Муссолини не больше преступники, чем Ленин и Сталин

с.161: 1211 год - дата не начала, а конца русского парламентаризма на целых 700 лет

Там же - Бывает ли "небюрократическое крепостничество"?

с.180: В референдуме 1993 г. принимало участие далеко не все взрослое население

с.192: В Чечне наша конституция не действует, но юристам это безразлично

с.196: Банкир как альтернатива гражданину

с.197: вся глава, вдвое большая по объему, чем прочие, толкует о правовом госу-дарстве, и вдруг обнаруживается, что Россия лишь на пути к нему.

с.200: путаница с главами администраций и губернаторами

с.206: пока писали учебник, министерство образования снова переименовали

с.210,221-222: автор запутался в числе и звании судебных заседателей

с. 213: автор мерит качество правосудия процентом оправдательных приговоров

с.215 порождает дискуссию, существует ли отмененная прописка

с.221 порождает дискуссию, является ли хулиганством повсеместная матерщина

с.225: дети обладают не всеми правами; куда девались подростки и молодежь?

с. 230 порождает дискуссию о том, можно ли сегодня незаконно увольнять с работы и дает ли ПТУ отсрочку от армии

с.234: Ценность семьи не исключает её кризиса

с.235,238: девятиклассникам будет любопытно, какая именно неизлечимая болезнь может заставить признать брак с 16 лет.

с.242: Почему учащимся работать 24 часа в неделю, а несовершеннолетним - 36?

с.247: Германия - не сплошь католическая страна

с.251:Каким образом философы "составляют свои учения о религии" , если "быть одновременно и философом и богословом невозможно"?

Там же - сенсация: книгопечатание в Древней Греции!

с.252: антропоцентризм и гуманизм - это не одно и то же

с.253: западничество и материализм - это не одно и то же

с.257: школьники будут интересоваться, какие еще формы брака, кроме одно- и много-женства, ведомы учителю?

с.258: я бы поостерегся вызывать на уроке дискуссию о том, была ли "Молодая гвардия"

с.262: школьники спросят, почему "Серебряный век", а не Золотой или Бронзовый?

с.267: о скандальных наших академиях детям лучше не рассказывать

с.272: "больших подразделений войск" не бывает.

В заключение хочу отметить, что на главу о праве зря дали вдвое больше объема, чем на другие. Эта диспропорция усугублена содержанием: автор увлекся юриспруденцией, забывая о том, кто читатель. Глава лишь выиграла бы, сравнявшись по объему с другими.

Общий вывод: рукопись нуждается в существенной доработке с учетом сделанных замечаний и только после доработки может быть рекомендована к публикации.




Док. 286368
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 459

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``