В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Это сладкое слово `АНДРАГОГИКА` Назад
Это сладкое слово `АНДРАГОГИКА`
Русские были бы неотличимы от цивилизованных людей, если бы не их необъяснимая страсть к чинам и значкам. Только русский может завалиться в театр или в гости, облачившись в служебную ливрею с погонами, точно обозначающими его чин, и увешавшись значками. Только русские, подражая знаменитому булгаковскому буфетчику, могут делить своих деятелей науки на ученых первой свежести (членкорр) и второй (академик). Никто не знает, кто такие Зюганов и Жириновский. Но разбуди любого русского среди ночи, и он без запинки выпалит: это - доктора наук! (неважно, каких). На концерте веду- щий торжественно объявляет: выступа-а-ает на-ародная артистка! И только потом шопотом добавляет никого не интересующие фамилии каких-то там Аллы или Филиппа.Самым любимым вождем и учителем русских был Брежнев, причем только потому, что за обилием значков невозможно было разглядеть ни лица, ни фигуры. И еще потому, что скромно удовольствовался чином маршала, не претендуя, как один из его предшественников, на чин генералиссимуса. Хотя тот и другой ни с какой стороны к полководцам не относились. В подражание Брежневу все русские - от первого бомжа до последнего академика - даже спать ложатся со значком на груди. Во имя чина и значка готовы перенести на академических выборах любой инфаркт-инсульт. Короче, все люди на земле, если верить Мефистофелю, гибнут за металл. И только русские - за чин и значок. Нет такого подвига или преступления, на которое они ни пошли бы ради погремушки-побрякушки.

Сразу возникает вопрос: нельзя ли поистине термоядерную энергию этой всепоглощающей страсти использовать в мирных целях просвещения? И сразу же даем ответ: не только можно, но в свое время она использовалась именно в этих целях. Правда, казарменно-репрессивно - иначе тогда не умели, да и сегодня трудно отвыкать.

Помню огромный, уходящий в небеса, зал Центрального лектория Всесоюзного общества "Знание". Первые ряды по традиции занимала клиентура психдиспансеров. Это сегодня она совершенно рас-поясалась и завалила книжные магазины маниакальным бредом о том, что Дмитрий Донской якобы и есть хан Тохтамыш,а хан Батый,наоборот, - батька Махно. А тогда это были самые смирные слушатели, правда, устрашающе поводившие своими безумными очами. Галерку, тоже по традиции, занимали хорошенькие студентки, которых, судя по их запискам, интересовало только одно:"любил ли лектор?" А на всем остальном пространстве располагалась публика, скрывавшаяся под псевдонимом ИТР (для молодежи поясняю: это вовсе не НТР - научно-техническая революция, а всего лишь инженерно-технические работники, в каковые зачислялись все, кому не повезло выбиться в колхозники или хотя бы в рабочие). Меж ними там и сям виднелись строгие классные дамы с журналами явки в руках. И весь смысл присутствия их подопечных заключался в глаголе "отметиться". Ибо оказаться "в нетях" было связано с жутким риском навлечь на себя довольно неприятные оргвыводы.

Все это в совокупности называлось народным университетом (в отличие от антинародного государственного). Иногда для разнообразия применялся эпитет "вечерний" или даже целое слово-сочетание "университет марксизма-ленинизма". Чтобы подрастающие поколения уяснили себе, насколько все это, говоря их языком, было в натуре круто, вспоминаю, как моя собственная супруга, при всем своем высшем образовании, дважды должна была сдавать экзамены по марксизму в этом далеко не богоугодном заведении каждые шесть лет буквально на пороге роддома. И каждый раз качество произведенного на следующий день потомства точно соответствовало полученной накануне оценке. А охватывала эта сеть "народно-вечерних марксизмов-ленинизмов" ни много ни мало 15 млн. чел. - в несколько раз больше, чем все вузы и ссузы, вместе взятые.

Тогда мы были убеждены, что это всего лишь - очередная придурь начальства, вроде кукурузы или стахановского движения. Теперь выясняется, что не придурь, а особая подсистема образования, равнопорядковая госуниверситетской или школьной, именуемая "общим самообразованием взрослых" и ведомая особой педнаукой андрагогикой (в буквальном переводе с древнегреческого - "человеко-воспитание"). Наверное, в этом есть какой-то особый смысл, поскольку пациентов всех остальных под-систем образования, особенно родителей, школьников и студентов, можно относить к категории "человеков" лишь с очень существенными оговорками. Во всяком случае, горький опыт показал, что человек, пропустивший хотя бы один день повседневных занятий в этой подсистеме - будь он хоть с наивысшим специальным образованием, хоть архипрофессор, хоть разакадемик - рискует оказаться позорнейшим невеждой даже с любой ученой степенью и званием. Тут все дело в том, что и как в этой подсистеме преподавать.

Словом, яснее ясного, что в интересах личности и общества сделать рассматриваемую под-систему возможно более всеохватывающей на протяжении всей жизни человека. Это единственный случай, когда становится позитивным в общем-то негативное понятие "тотальное". Только вот как это сделать, когда все наше нерабочее время распределяется поровну между ТВ, гостями и сном? Вот тут вполне уместно вновь вернуться к нашей извечной пассии - к чинам и значкам.

Воображению представляется густая сеть учебных заведений, куда не только идут добровольно толпой, безо всяких "журналов явки", все поголовно жители страны, окончившие школу или даже вуз, но и охотно несут свои кровные в качестве платы за учебу. Потому что знают: только здесь они могут получить действительно общее среднее и высшее образование,всю свою сознательную жизнь узнавая как говорится, понемногу обо всем, а также очень много о чем-то, для них весьма интересном, но в "обычной" школе и в "обычном" вузе не преподаваемом. Только здесь скромный бухгалтер может стать заодно и авторитетнейшим дипломированным специалистом, скажем, по эстетике подростковой суб-культуры или по философии восточных единоборств. Только здесь заурядный станочник или шофер может приобрести квалификацию второго Леонардо да Винчи, второго Ломоносова и всех французских энциклопедистов, вместе взятых. С роскошным дипломом после каждого цикла образования, каковой можно тут же не менее роскошно "обмыть". С потрясающим значком, способным лишить покоя и сна любого академика-значконосца, плюс всех фалеристов мира, а главное - соседей и сослуживцев. С вожделенными чинами лиценциата, бакалавра, магистра и даже, может быть, такой забытой ныне экзотики,как "член-соревнователь",что,согласитесь, намного круче приевшегося "члена-корреспондента".

Разумеется, можно обойтись и безо всей этой мишуры, лишь бы только за уже существующими "НИИ образования взрослых" стояла такая же еще не существующая подсистема, как за "НИИ общего среднего образования", т.е. десятки тысяч учебных заведений с десятками миллионов учащихся.

Может возникнуть вопрос: к чему эти "десятки тысяч" дублеров школ и университетов, если общеизвестно, что подсистема общего самообразования взрослых напоминает айсберг - львиная доля образования здесь получается не в учебных аудиториях, а через средства массовой информации, от радиотелевизионных образовательных передач с соответствующими дискетами, кассетами и сидерома-ми до научно-популярной и учебной литературы, специально на эту подсистему рассчитанных. А ныне, со стремительной комьютеризацией всей системы образования, удельный вес дистанционного обучения в данной подсистеме увеличится еще более значительно. Да, это правда, Но не вся правда. А вся правда заключается в том, что и в этой подсистеме образования, как в театре, люди будут стре-миться к общению с талантливым лектором или руководителем семинара, что называется, "вживую". Кроме того, заведомой "очности" требует значительная часть консультаций за рамками ТВ, Интернета, радиотелефона. Наконец, очень важен фактор личного общения между собой самих слушателей - и не только в смысле стимулирования соревновательности. Как известно, половина, если не три четверти, информационного значения каждой конференции - это общение участников в кулуарах. То же самое относится и к самообразованию.

Зато никаких вопросов не возникает относительно "десятков миллионов учащихся". Как показы-вает опыт, андрагогике, подобно любви, поистине все возрасты покорны. В идеале даже наиболее "продвинутые" старшеклассники могут найти в этой подсистеме нечто интересное для себя, "недополу-ченное" в родной школе. А уж любознательные студенты - тем более. Для работающей публики само-образование может и должно явиться как бы "оборотной стороной" постоянного повышения квалифика-ции и периодической переподготовки кадров: какая там квалификация и какая переподготовка, если по уровню общего самообразования ты остался на уровне Х или ХХ века - что с позиций ХХ1 века будет почти одно и то же? Наконец, для пенсионеров подсистема общего самообразования может открыть в самом прямом смысле нечто вроде "второго дыхания". Менять профессию в этом возрасте поздновато. Повышать квалификацию и тем более заниматься переподготовкой маловато стимулов. А вот узнавать "понемногу обо всем" и очень многое о том, что интересовало всю жизнь, но времени не хватало - можно с увлечением до самого колумбария.Так что рассматриваемая подсистема, в отличие от всех остальных рассчитана не на какую-то часть, а на все поголовно население страны,кроме разве детей и подростков.

Что касается диапазона самообразования, то он исчерпывающе характеризуется эпитетом "общее". Это подразумевает весь комплекс естественных, технических и общественных знаний, включая философию и право, политику и мораль, литературу и искусство, физическую культуру и спорт, религи-озную культуру и знакомство с эзотерикой. Весь вопрос в том, чтобы знания приобретались не "на оценку", а "на интерес" (хотя и оценка в подходящих случаях никак не помешает, лишь бы она не была репрессивно-унижающей, как в современной школе). В школе надо, как минимум, знать, кто такой был Пушкин и что такое "Пифагоровы штаны". А в подсистеме самообразования можно соредоточиться на вопросе, действительно ли Пушкин был талантливее, скажем, Хвостова, и если да - то в чем и почему.

Действительно ли упомянутые штаны, как поется в школьных куплетах с незапамятных времен, "на все стороны равны" или есть какие-то альтернативы? Улавливаете разницу?

Подходы к общему самообразованию взрослых могут быть самые разные. Лишь бы эти самые взрослые не коснели в своем невежестве, получив очередной вожделенный чин-значок. Лишь бы не забыли, что человек живет полноценной жизнью только тогда, когда, помимо всего прочего, еше и с интересом знакомится с новым и новым знанием. Лишь бы полностью восторжествовало в системе образования это сладкое слово "андрагогика".

Бестужев-Лада И.В. - профессор РОУ

Док. 286364
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 22.03.07
Число обращений: 430

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``