В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Диплом на три года. Назад
Диплом на три года.
Значительную часть последних тридцати лет своей постылой жизни я провел не только в академических секторах и на университетских кафедрах, но и профессором в учреждениях с леденящими душу названиями ИППК, РИПКРО и т.п. Вообще-то за этими загадочными аб-бревиатурами скрываются самые обычные учебные институты, только не простые, а "повы-шения квалификации и переподготовки кадров" (грозно рычащее "ро" в данном случае означает совершенно безвредных "работников образования"). Этих ИПК было и остается не меньше, чем "просто" институтов, университетов, академий и других вузов, т.е., по пословице, тоже как собак нерезаных. Но только это - совершенно особый мир со своей нелегкой судьбой.

Так вот, на 31-м году меня вдруг без церемоний вычеркнули из списков профессуры самого родного прежде ИПК. И не потому, что разонравился начальству - внешне скорее наоборот. А потому, что стало некому повышать квалификацию и некого переподготавливать.

Там, где прежде являлось каждый семестр полтысячи слушателей, теперь не набирается и полусотни, а то и пяти.

Что произошло?

Первое, что приходит на ум: нет денег. И это правда. Горькая правда. Но не вся правда

Конечно, явившийся "повышаться" профессор и тем более завкафедрой - это тебе не бедолага-студент, которому в лучшем для него случае можно всучить "Талон на право занятия койки. Цена - 60 коп." (есть у меня и такой в моей личной кунсткамере) - и дело с концом. Профессору подавай роскошные одноместные апартаменты площадью аж в 6 кв.м. и ценой примерно в такое же количество рублей каждые сутки. Плюс астрономическая по былым временам сумма суточных: 2 р. 60 к. Не говоря уже о проездных, зашкаливавших нередко за целую десятку. Помножьте все это на семестр и переведите на нынешнюю почти свободно конвертируемую валюту: у любого бухгалтера рука отсохнет подписывать такую платежку.

Но ведь у НИИ и "просто вуза" положение сегодня ничуть не легче, чем у ИПК. Тем не менее и там, и там как-то выходят из положения. В одном случае совместителя осыпают золотым дождем на сумму 278 р. за сентябрь прошлого года. В другом раскошеливаются на целых полторы тысячи - правда, не в месяц, а за весь учебный год. И жизнь продолжается ничуть не хуже, чем в каком-то там Гарварде или на Гудзоне. Значит, имеются еще какие-то причины для глубокого обморока. Сверх общего безденежья.

Эти причины сразу проясняются, если мы вспомним, для чего всегда учились и ныне учатся на Руси. Конечно же, не для получения новых знаний, как в иных-прочих странах. А , во-первых, для того, чтобы написать в соответствующей графе анкеты: "незаконченное высшее" вместо "незаконченного начального"; во-вторых, чтобы получить вожделенные "корочки", под-тверждающие эти анкетные данные. Иных побудительных стимулов не было и нет.

Меж тем, основатели сети ИПК совершили в свое время ту же роковую ошибку, что и князья-разбойники Древней Руси. Они не стали сводить эту сеть в определенную подсистему образования, наподобие школы или университета, а пошли "переподготавливать" каждый кто во что горазд по каждому из более чем сотни наших ведомств. Получилась полная свобода, она же анархия, с полным произволом каждого удельного князя - директора ИПК. Предельно далекая от всяких уз скучной науки педагогики.

Вспоминаю одну свою аудиторию: четыре сотни заведующих кафедрами со всего Советского Союза, из них половине 50-летний лектор годился в праправнуки. Чему и как учить людей с таким жизненным опытом? И вслед за тем - группа молодых преподавателей, только что со студенческой скамьи. Эти-то зачем в ИПК? А затем, что с неба свалилась командировка в Москву на полгода. Какой же дурак откажется от такого подарка судьбы хоть в первый же день своей работы по специальности, хоть в последний?

А в конечном итоге "корочки" вуза - важнее важного: без них "оформление" на любую синекуру резко осложняется.А "корочки" ИПК?В каком отделе кадров на них обратят внимание? И целая подсистема образования, добровольно обрекшая себя на бессистемье, пропадает пропадом. Так приходит расплата за пренебрежение к элементарным требованиям педагогики, её методологии и методики.

Попробуем хотя бы в самых общих чертах разобраться со спецификой этих требований в рассматриваемой нами подсистеме.

Первое открытие, поджидающее здесь исследователя, сводится к тому, что все мы, по сути - даже женщины! - отъявленные двоеженцы. Наша общая вторая супруга, одна на всех, еще более сварливая и скандальная, нежели законная половина, называется по латыни

Профессия,а по русски - Специальность.И с ней каждый из нас проживает жизнь, неотличимую от супружеских будней с их общеизвестными кризисами.

Помните? Милые бранятся - только тешатся хоть до золотой свадьбы, за исключением полудюжины критических периодов: а/ Исход первой брачной ночи, б/ Конец Медового месяца, в/Рождение ребенка, г/ Отправление ребенка в школу, д/Уход ребенка из родительской семьи в свою собственную, е/Уход самих себя на пенсию. В каждый из этих моментов супружеская жизнь переходит как бы в новое качество, и если к сему загодя психологически не подгото-виться, то можно "натешиться" сразу вплоть до развода.

Абсолютно то же самое происходит в производственно-профессиональной жизни. Первый день на работе - и к вечеру кажется: все, финита, жизнь не состоялась, надо менять профессию. Как же в этот момент необходима любящая профтеща, которая эту беду в момент разводит своими руками! Проходит полгода-год, и ты начинаешь коснеть в своей профессии. Очень нужен свежий ветер, который сделал бы тебя профессионально вечно молодым. Проходит еще пять-семь лет, и ты чувствуешь, как катастрофически отстаешь от быстро летящего времени. Впору снова садиться на пять-шесть лет на студенческую скамью. Но зачем? Наука педагогика выработала гораздо более экономное и действенное лекарство, называемое "переподготовка". Еще пять-семь лет - и все повторяется сначала, но с очень большими осложнениями: ведь ты теперь опытнейший специалист с укоренившимися привычками и взглядами, которые трудно изменить без особой, стимулирующей обстановки. Самое сложное - еще одна, последняя переподготовка, которая должна дать импульс для плодотворной работы до самого выхода на пенсию. А в промежутках - неуклонное повышение квалификации. Постоянное, разностороннее, разными способами. Не обязательно по полгода.

Можно возразить: зачем же для всего этого какие-то особые учебные заведения? Может быть, вполне достаточно предметно-методической литературы, профессионально-целевых, журналов, наконец? Да, все это - очень полезные вещи. И мы в Издательстве Педагогического общества России, например, собираемся выпускать серии книг и журналов, которые помогли бы каждому педагогу-предметнику повышать свою квалификацию и проходить периодическую переподготовку, так сказать, не выходя из учительской. Но ведь здесь имеется еще одна, не менее важная сторона дела: личное общение "повышаемых" и переподготавливаемых как с новой для них профессурой, так и особенно между собой. Не секрет, что доклады на всякой научной конференции - это только своего рода надводная часть айсберга. Не менее, если не более важное происходит в кулуарах, когда идет обмен опытом, что называется, глаза в глаза. И слушатели вдруг с изумлением обнаруживают, что Земля - круглая, а вовсе не ограничена стенами их кафедры где-нибудь в их родном Беднодемьяновске или Царевококшайске. И начинают сравнивать: а в нашем-то родном серпентарии ... Причем многие сравнения оказываются вовсе не в пользу каких-то там питерцев или, еще хуже, москвичей. Поверьте, это дорогого стоит. Только ради одного этого стоило бы выдумать специальную подсистему образования, если бы она давно не была выдумана - правда, без преобразования в жизнь.

Как прикажете нас с вами называть, если мы вот уже сорок лет твердим, как попугаи: в эпоху НТР все полученные знания безнадежно стареют самое большее за пять-семь лет, после чего свидетельство об их получении можно спокойно приравнивать к полученному по наследству. А вместе с тем спокойно выдаем и принимаем пожизненные дипломы, полностью эквивалентные по своей свежести и, так сказать, адекватности занимаемой должности любому патенту государыни-матушки Екатерины Второй на чин секунд-маиора.

Наши эксперты весьма убедительно рисуют нам контуры если не идеальной, то хотя бы оптимальной для существующих условий подсистемы образования, в рамках которой, каждый этап производственной карьеры предваряется прохождением курса переподготовки и справкой о полном порядке с повышением квалификации. Конечно же, с учетом специфики каждой специальности, ибо всем понятно, что токаря вовсе не обязательно переподготавливать в точности так же, как пекаря. Но есть и каноны, общие для всех. Собрался из преподавателей, эмэнэсов, инженеров, лейтенантов в доценты, эсэнэсы, старшие инженеры, капитаны и далее в профессоры, ведущие, главные, майоры - будь добр, пройди соответствующий курс пере-подготовки. Ведь даже в стране, где все вокруг горело синим пламенем, Василия Ивановича Чапаева направили в Москву не куда-нибудь, а именно на переподготовку. То, что хорошо понимали наши давние и недавние предки, начисто выветрилось из головы у их неразумных потомков.

Хотелось бы видеть в каждом дипломе ХХ1 века не один, а два вкладыша. Первый - с привычным перечислением оценок по сданным предметам. Второй, подобный отметкам об уплате членских взносов, - со штампами прохождения переподготовки. Обязательно!

Бестужев-Лада И.В. - профессор РОУ


Док. 286361
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 22.03.07
Число обращений: 404

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``