В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Средняя школа : Из неполной в полную. Назад
Средняя школа : Из неполной в полную.
Из девяти подсистем системы народного образования у нас более или менее сфор-мированы как подсистемы только две: начальная и неполная средняя школа. Правда, на них приходится девять десятых удельного веса всей системы, каждая из остальных составляет считанные проценты. Но это вовсе не означает, будто "начальная" и "неполная средняя" являют собой некий идеал, на который можно лишь любоваться, умилительно вздыхаючи. В предыдущей статье мы постарались показать сложность проблем, которые необходимо решить, чтобы начальная школа действительно сделалась подсистемой образования, а не оставалась жутким "проходным двором", в который забегает разношерстная публика из ближайших дворовых подворотен и в котором с ней тут же начинают обращаться, как с курсантами учебно-штрафного батальона. С результатами, равно огорчающими и саму эту публику, и её родителей, и общество в целом. Ниже мы попытаемся с тех же позиций рассмотреть аналогичную проблематику неполной средней школы глазами наших экспертов.

Как уже говорилось в предыдущей статье, наши представления об образовании под-растающего поколения исходят из того, что на деле никогда не было и нет никаких "детей до 16 лет". А были и есть младенцы до трех, дети примерно до десяти и подростки до достижения ими физиологической зрелости, которая ныне в большинстве случаев наступает раньше прежних 15-16 лет. И для каждой из этих трех разновидностей млекопитающихся необходимо свое, особое учебное заведение, абсолютно неподходящее для двух остальных и всех после-дующих. Неполная средняя школа буквально криком кричит о такой необходимости.

Подросток - это очень коварное, обманчивое существо, часто напоминающее маргинала - элемент, промежуточный между дебилом и нормальным человеком: на одном полюсе он неотличим от буйно помешанного, а на другом вполне может быть академиком - директором института РАО или даже академиком- секретарем РАН, но все равно психом ненормальным, с маниакальным бредом на сотнях страниц толстенных фолиантов. Точно так же подросток во многих отношениях неотличим от ребенка, а нередко по разуму и поведению даже от грудного младенца. Но горе тому, кто вздумает обращаться с ним, как с младенцем - а именно так обращается с ним современная педагогика. Он тут же, подобно таукитянину Высоцкого " то явится, то растворится".

Вообще-то подросток не виноват в том, что он уже не ребенок, но еще не взрослый. При этом каждый подросток все годы своей непутевой жизни болеет тягчайшей болезнью, по срав-нению с которой эпилепсия - проосто современные танцы. Называется эта болезнь "половое созревание" и она скрючивает психику человеческого существа посильнее всякого шока. Разбушевавшиеся гормоны толкают его на такие мысли и поступки, которым он сам, спустя секунду, удивляется. Особенно это относится к мальчикам, которые мучительно превращаются в парней, как куколки в бабочек. Но и нынешние девочки все больше похожи на мальчиков не только штанами. Чудесное превращение в девушек дается им только ценой безобразнейших сцен с родителями и преподавателями. Образно говоря, эти в общем почти что взрослые люди то и дело, словно капризные младенцы, с дикими воплями катаются по полу и сучат ногами, сами не понимая, чего это их так заносит. А всего-то и делов, что происходит рождение взрослого человека - такое же мучительное, как рождение младенца.

40000-летний опыт человечества показал, что единственное лекарство, способное сде-лать половое созревание менее мучительным и для самого подростка и для окружающих, - это не только относиться к нему, как к якобы совершенно взрослому человеку, но и возможно органичнее включать его в разновозрастные коллективы, начиная с семьи и кончая производ-ственной практикой. При этом избегать ранней профессионализации, возможно полнее выявляя неоформившийся еще как следует действительный потенциал складывающейся личности. И, вместе с тем, год за годом последовательно заставляя подростка все более серьезно задумываться над своими действительными склонностями и способностями. Так, чтобы к моменту наступления физиологической зрелости хоть до какой-то степени достигалась как и сто и тысячу лет назад, зрелость социальная. Неважно, если мальчик или девочка, окончательно превратившиеся соответственно в парня или девушку, ошибутся в выборе своего жизненного пути. В следующей подсистеме образования, о которой пойдет речь в следующей статье, у них будет масса возможностей не раз и не два сменить свою профориентацию. Но выпускать из рассматриваемой подсистемы "продукцию", которая понятия не имеет о своем возможном будущем месте под солнцем, а убеждена лишь, что её обязаны "учить" до сконча-ния века - это заведомый педагогический брак, дорого обходящийся человеку и обществу.

Из этих абстрактных соображений вполне конкретно пристекают контуры желаемых изменений в данной подсистеме образования, подсказанные нам нашими экспертами и отличающие её от существующей, как небо от земли:

1. Необходимо решительно покончить со ставшей уже традиционной ориентацией неполной средней школы на приемные экзамены в вузы, до которых доберется лишь меньшинство 17-летних, которые с грехом (и взяткой) пополам сдаст лишь каждый пятый, да и из тех каждый третий отсеется, как лодырь и лоботряс, а из тех, кто не отсеется, каждый третий станет "липовым" инженером, педагогом, врачом, и еще каждый третий горько пожалеет, зачем стал хромой балериной или безголосой певицей. Это означает, что надо решительно кончать с разными абстрактными дефинициями и подтверждающими их мириадами конкретных задач-примеров, абсолютно не нужных в жизни ни уму ни сердцу. Тем более, что ныне получить исчерпывающую справку по любому такому откровению можно за секунду - простым нажатием клавиш кейборда, вытаращив глаза на дисплей монитора. Меж тем, эти вполне онанические занятия отнимают до девяти десятых рабочего (учебного) времени подростка и он их люто ненавидит, инстинктивно чувствуя полную никчемность даром убитого времени.

2. Необходимо столь же решительно повернуть подростковую школу на оптимальное содействие процессу нормального взросления человека. Это достигается только возможно более полным приобщением его в подростковом возрасте к сокровищнице общечеловеческой и национальной культуры - начиная с научной (в том числе математической, языковой, физико-химико-биологической и обществоведческой) и кончая мировоззренческой, художественной, этической, правовой, политической и религиозной. Памятуя, что "приобщение к культуре" не имеет ничего общего с зубрежкой разных словопостроений, которые отскакивают от разума подростка, как от стенки горох. И с бесконечным решением примеров, которые никогда в жизни ни при какой погоде не придется больше решать. Как именно "приобщать" - разработано настоящими педагогами доскональнейше, но педчиновников ни в школах, ни выше это не интересует.

3. Второй, он же последний, способ содействия нормальному взрослению подростка, тоже не имеющий ничего общего с буднями нашей "неполной средней", - возможно более полное приобщение его к разного рода "взрослым занятиям", начиная с домашнего труда и кончая трудом студенческим. Подросток должен твердо усвоить, что в семье люди делятся на детей, о которых заботятся, и на взрослых, которые умеют делать буквально все, заботясь о детях. И поскольку каждому подростку не терпится стать никем иным, а именно взрослым, то тем самым открывается самый краткий путь к осуществлению его мечты. Точно так же подросток должен знать, что он доживает последние секунды своей жизни в роли школьника, ибо взрослый человек - это не человек, которого учат, а тот, кто сам изучает что-то под руководством наставников. То бишь, студент. И что настоящий студент - это вовсе не та смешная пародия на него, бесконечно болтающая на лекциях и стоящая с сигаретой во все остальные периоды своего существования, а работник умственного труда. Сложнейшего и напряженнейшего. К которому невредно приуготовляться с подросткового возраста.

В идеале надо сделать так, чтобы подросток даже не заметил, как он со школьной парты постепенно пересел на студенческую скамью специального среднего учебного заведения, о котором пойдет речь в следующей статье.В идеале он должен получить к моменту своей физиологической зрелости (и к моменту получения паспорта Гражданина РФ) достаточно хорошее общее образование, чтобы уметь самостоятельно повышать затем его уровень всю оставшуюся жизнь. И он должен получить достаточно хорошую профориентацию, чтобы сознательно выбрать себе потом профиль специального среднего учебного заведения - мы расскажем в следующей статье, что в ХХ1 веке каждому подростку придется делать такой выбор обязательно. Важно, чтобы он усвоил: без профориентации - в принципе, любой - человек всю жизнь будет обречен на роль навоза в проруби, роль, которая сломала жизнь не одному миллиону абитуриентов. А для этого профессиональной ориентации должна предшествовать производственная. Доходчивая информация для подрастающего поколения и его любящих родителей, что ныне только злодей может пожелать человеку участь инженера, педагога, врача и особенно писателя, артиста, художника, ученого. Если у того нет особого призвания и дарования к сей нелегкой - а ныне прямо-таки подвижнической - стезе.

И тогда с полным правом на вывеске любой неполной средней школы можно будет зачеркнуть ущербную частицу "НЕ".

Бестужев-Лада И.В. - профессор РОУ


Док. 286358
Перв. публик.: 21.03.07
Последн. ред.: 22.03.07
Число обращений: 383

  • Бестужев-Лада Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``