В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конвенция ООН по борьбе с коррупцией Назад
Конвенция ООН по борьбе с коррупцией
В. ВАРФОЛОМЕЕВ - У микрофона Владимир Варфоломеев, календарь показывает, что сегодня 14 декабря, в некотором смысле день если уж не совсем особый, то уж точно примечательный, поскольку именно сегодня, 14 декабря 2005 г., наконец, вступает в силу конвенция ООН по борьбе с коррупцией. Этот международный договор был одобрен более 2 лет назад, вступает он в силу именно сегодня. Что это за документ, чем его принятие и вступление в силу, например, грозит нашей стране или нашим отечественным коррупционерам? Об этом и поговорим с нашим гостем, в студии "Эха Москвы" Алексей Волков , депутат ГД, член комиссии по противодействию коррупции. Алексей Николаевич, здравствуйте.

А. ВОЛКОВ - Здравствуйте, Владимир, здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Я бы хотел, чтобы вы правильно поняли то, что было сказано ведущим, это не значит, что до сегодняшнего дня в России не велась борьба с коррупцией. Естественно, эта конвенция, она определяет общие принципы, общие принципы законодательства, вступление, одобрение органами власти России этой конвенции означает, что мы должны подогнать, скажем так, наше законодательство под стандарты, которые определены в этой конвенции.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Учитывая, что Россия ратифицировала эту конвенцию, значит, ооновские стандарты мы одобряем?

А. ВОЛКОВ - Да, конечно, да, и к слову сказать, буквально два месяца, два месяца у нас идет в ГД заседание совета Европы и нашей комиссии, комиссии по противодействию коррупции под председательством Гришенкова, где прорабатываем, наши эксперты, в том числе, и зарубежные эксперты из ООН, из СЕ, прорабатываем наше законодательство с точки зрения той самой имплементации для того, чтобы найти общие подходы и рассказать, что РФ сегодня делает с точки зрения законодательства.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Алексей Николаевич, давайте вначале определимся с термином, что такое коррупция с научной точки зрения?

А. ВОЛКОВ - Нет на сегодня такого определения, как коррупция с научной точки, есть много определений, в общем-то.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - С чем бороться-то надо?

А. ВОЛКОВ - С чем бороться, я считаю, что со злоупотреблениями в сфере управления, в государственной сфере всех чиновников всех уровней власти и правоохранительной системы, злоупотреблениями служебным положениям в обществе, скажем так.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. то, что связано с госслужащими и их полномочиями?

А. ВОЛКОВ - Да, но там есть еще некоторые моменты, связанные на сегодня, поскольку мы страна на демократических основах, стоим и идем по тому пути, который когда-то называли капиталистический путь развития, есть там некоторые моменты, связанные, в том числе, и с экономикой нашей, не только, но, в первую очередь. Данные фонда "Индем", нашего, знаете, известный фонд, они дают 87% взяток в России, это исследование, естественно, верить, не верить, соглашаться, не соглашаться.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Экспертная оценка.

А. ВОЛКОВ - Да, экспертная оценка, это чиновники всех уровней власти, в том числе и правоохранительной системы, 87%, все остальное, видимо, на другое падает, по их мнению.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Много ли у нас законов, которые надо подгонять под ооновские стандарты?

А. ВОЛКОВ - Достаточно. Что бы я хотел сказать, некоторые моменты связаны с борьбой, вернее, с применением законодательства в части тяжких и особо тяжких преступлений, это терроризма, экономических преступлений, оборота наркотиков, против государственной власти, нужно принимать ряд моментов, в том числе, я считаю, нужно нам принимать и конфискацию, о чем, где много копий сломано.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Алексей Николаевич, коррупция и к терроризму имеет отношение?

А. ВОЛКОВ - Безусловно. Наверное, несолидно было нам ссылаться на мнение некоторых террористов, но недавнее выступление Патрушева в "Российской газете", читали вы, не читали, все нельзя, конечно, читать, даже там сказано, что мы проезжаем через все посты, вручая стоящим там работникам правоохранительных органов деньги для того, чтобы ехать на конкретное дело, совершать террористические, взять или Ингушетию, или Беслан. Т.е., к сожалению.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - У нас в гостях Алексей Волков , член думского комитета по безопасности и член комиссии нижней палаты российского парламента по противодействию коррупции. Мы продолжим наш разговор, вы можете присоединиться к нему посредством пейджера, через минуту вернемся к этой теме.

НОВОСТИ

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Разговор о коррупции мы продолжаем вместе с депутатом ГД, членом комитета по безопасности и комиссии по противодействию коррупции Алексеем Волковым . Вы упомянули, Алексей Николаевич, о конфискации имущества. На протяжении, насколько я помню, всего советского времени статья, даже не статья, а возможность конфискации имущества у людей, совершивших ряд преступлений, всегда присутствовала. И была отменена не так давно. Но судя по тому, что возникла вновь какая-то необходимость, причем обусловленная нашими международными обязательствами, сделали мы это напрасно, отменили конфискацию.

А. ВОЛКОВ - Да, отменили, я считаю, напрасно, кодекс, который был принят, новый, отменяет конфискацию как таковую, если сравнивать с советскими временами, понимаете, там за очень многие статьи, просто за тяжкие преступления, не корыстной направленности, за обычное убийство, дальше шла конфискация.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Это неправильно?

А. ВОЛКОВ - Конечно, там много было лишнего. Я один из соавторов этого законопроекта нового, мы вначале, группа депутатов, проработали эту всю тематику, она очень болезненная, проработали с представителями ученых, наших правоохранительных органов, у нас есть комиссия, вернее, группа по работе по таким моментам, возглавляет ее хорошо известный всем Александр Иванович Гуров, мы там, два депутата, являемся у него заместителями. Так вот, проработали внимательно несколько месяцев, изучили практику мировую, скажем так, нашу, ситуацию в стране за последние годы, сопоставили с советским законодательством и пришли к выводу, что нужно, и внесли такой законопроект. Многие депутаты подключились к этому законопроекту, он интересен, но там мы, наверное, все же переборщили, там было много статей. И нам правительство не поддержало, правовое управление аппарата администрации президента, и мы согласились, мы оставили 9 статей, наиболее коррупционных, то, о чем я говорил, связанных с террористической деятельностью, с тяжкими, особо тяжкими преступлениями в сфере экономической деятельности, в первую очередь, и наркотиками.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Не против личности преступления?

А. ВОЛКОВ - Нет, нет, конечно. И там предусмотрено, не просто так, это все должно быть доказано, естественно, и доказано с учетом международных норм права, нашего законодательства, на сегодня пока, скажем так, не принято окончательное решение, сейчас будем дальше прорабатывать. Хотя мы, комиссия эта, попросили мнения Верховного суда. Я понимаю, запрашивать если там прокуратура, МВД, ФСБ, они сразу с удовольствием, поскольку они на практике видят, что нужна такая мера, мы, в том числе, и Верховный суд согласились, на сегодня оставили небольшое, 9 всего статей уголовного кодекса.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Кстати, совсем недавно, буквально на днях, в канун празднования дня конституции, поддержку эта инициатива получила из уст председатель КС Валерия Зорькина.

А. ВОЛКОВ - Да, абсолютно правильное замечание, поддержку, поддержал, но это мировая практика. А потом, посмотрите, что творится.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Подождите, подождите, ведь Зорькин не просто поддержал, он призвал депутатов ГД как можно быстрее внести соответствующие изменения в закон. Как вы на это можете отреагировать и откликнетесь как?

А. ВОЛКОВ - Законопроект внесен, но, скажем так, эта бюрократическая проволочка немножко, опять нам его вернули назад, вернули, и мы сейчас его дорабатываем, некоторые моменты, в том числе и технического характера, в том числе некоторые согласования есть еще. И мы его заново внесем, это однозначно. Понимаете, не нужно всех туда, я сказал, только выборочно, то, что действительно связано с ситуацией. Простой пример, наркотики, по наркотикам нет, я уже не беру взятки и т. д., не беру, просто по наркотикам. Целые семьи, есть и цыганские, есть и других наций, наживаются буквально на глазах, не работая нигде, ни один человек, члены семьи, только наркотиками. Дома, машины, золото, все, что угодно. Почему же при возбуждении уголовного дела, при вынесении приговора обвинительного не принимать конфискацию, когда это нажито преступным путем, в доход государства? Не все, конечно, безусловно, нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А где дети жить будут из этих семей? Они же не торгуют наркотиками.

А. ВОЛКОВ - Я не говорю, нет, я же не говорю - дом конфисковать, я говорю, они строят дома, а в домах, есть у них и счета, есть наличные деньги, изымаются миллионы долларов при обыске, наличные деньги в доме, откуда у неработающего человека миллионы долларов? Есть они у вас, есть они у меня? Нет, конечно. А там есть. Так вот, это же, понимаете, можно много вопросов таких, как вы задали, я говорю, все разумно. Все разумно и все доказано, скажем так, что это нажито преступным путем, безусловно, чтобы не страдали члены семьи, которые к этому отношения, фактически-то они имеют отношение.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В законах будет прописано, что можно конфисковывать, а что нельзя? Сколько взимать в доход государства, а сколько оставить членам семьи?

А. ВОЛКОВ - Нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Или это каждый судья будет сам решать?

А. ВОЛКОВ - Такие нормы не прописываются, это в зависимости от следствия, по материалам уголовного дела, рассмотрения дела в суде, это будет зависеть, и от того, что изъято, что выявлено.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Т.е. не исключены ситуации, когда даже голых стен не оставят?

А. ВОЛКОВ - Нет, это исключено.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Нельзя будет все отбирать, все, все, что есть?

А. ВОЛКОВ - Нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Все, что нажито непосильным трудом?

А. ВОЛКОВ - Нет, заверяю вас, нет, там непосильным трудом имеется в виду торговля наркотиками, нет, конечно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Нет, разные виды, вы же сказали, что в 9 случаях будет предусмотрено.

А. ВОЛКОВ - Нет, это исключено.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А каков глубинный все-таки смысл конфискации имущества? Это мера наказания, мера, если угодно, профилактики тех, кто только задумывается, не встать ли на скользкий путь, или это что?

А. ВОЛКОВ - Это и то, и другое, и третье, то, что вы сказали. Первое, безусловно, профилактика, ведь государство и правоохранительные органы, первая задача стоит у нас у всех, профилактика преступления и причин, его порождающих, это, безусловно, это записано и в законах, и само собой напрашивается. Мы должны как можно больше сделать для профилактики. Это первое. И здесь эта составляющая очень серьезная. Второй момент связан с тем, что нажито преступным путем, нужно это будет возвращать в доход государства, то, что доказано преступным путем, то, что не касается детей малолетних, женщин, стариков, которые должны жить, естественно. И третье, ведь деньги этих всех, скажем так, коррупционных дел идут не в том числе, а в подавляющем случае идут на поддержку террористов всех мастей. Многие фирмы, занимаясь поддержкой террористов, направляют напрямую деньги или обходным путем. И когда это следствием будет установлено, тогда и другим будет неповадно этим заниматься. Ведь деньги из воздуха не берутся, вы же понимаете. Бесплатно никто на смерть не идет или на такие преступления, как Ингушетия, как Беслан.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - К сожалению, иногда идут за идею.

А. ВОЛКОВ - Это не идея, вы знаете, я сам работник правоохранительных органов, это прикрывается идеей. Я вам могу сказать так, посмотрите по тем личностям, которые пошли, смертницы, скажем так, как правило, у этих девушек погиб муж, погиб, допустим, брат или погиб отец. Или они остались одни, без поддержки. Или говорят так, деньги твоей семье, все равно у тебя муж, надо отомстить неверным, давай иди, она простая схема, казалось бы, очень простая, но она действует, именно такой принцип. За идею, во всяком случае, из того, что я сталкивался с конкретными делами, плюс пресса, плюс разговоры с людьми, чистой идеи ни у одного смертника я не видел. Может быть, где-то там, Палестина, Израиль, я говорю пока про нашу Россию.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - У нас в гостях Алексей Волков из ГД, член комитета по безопасности и комиссии по противодействию коррупции. Помимо тех документов, которые Россия должна принять в связи со вступлением в силу конвенции ООН по борьбе с коррупцией, какие-то наши собственные внутренние шаги в этом направлении, в конце концов, и ваша комиссия существует уже не первый год, чем занимаетесь? Куда мы должны идти, что мы должны сделать, чтобы побороть этих всех чиновников, служителей закона, которые, на самом деле, являются нарушителями закона зачастую?

А. ВОЛКОВ - Владимир, это очень большой вопрос, большая тема, что нам сделать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Проблема большая, Алексей Николаевич.

А. ВОЛКОВ - Да, очень, она комплексная проблема, нельзя двумя словами, двумя фразами или двумя какими-то решениями избавиться. Первое, что я хотел сказать, наверное, нет ни одной страны в мире, где бы победили коррупцию полностью, нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Это как с проституцией, это социальное явление.

А. ВОЛКОВ - Да, безусловно, но держать в определенных рамках, скажем так, или сдерживать, я бы сказал, обязано каждое государство и государственный аппарат.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Просто международные рейтинги показывают, что мы одни из мировых лидеров по коррупции.

А. ВОЛКОВ - Здесь есть международная неправительственная организация, длинное ее название, я могу прочесть, "Transparency International", за этот год, да, нам выставили рейтинг, 126-е место, среди африканских стран, конечно, обидно для государства и для каждого гражданина России. Но что-то в этом есть, мы были на 90-м месте, оказались на 126. Хотя все объективные цифры на сегодня, буквально я взял последний доклад МВД, у нас количество так называемых коррупционных дел возросло, только за 7 месяцев, это у нас последние цифры, 27 тыс. преступлений против госвласти, интересов службы. 21 тыс. уже привлечено к уголовной ответственности и т. д. Так что я хочу сказать, здесь несколько моментов, как я понимаю, если у нас время есть, первое, нужна большая гласность во всем. Гласность в работе тех чиновников, гласность в тех нарушениях, которые они допускают, нетерпимость общества, мы должны общество нетерпимости создать к этим явлениям, понимаете, в мире где-то, если написали про какого-то чиновника высокого ранга, что он в чем-то замешан, как минимум и безотлагательно он уходит немедленно в отставку.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - До решения суда.

А. ВОЛКОВ - До решения.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Потому что пятно легло на репутацию.

А. ВОЛКОВ - Да, абсолютно вы правы, какие там решения суда? Репутация государства, его ведомства и т. д., там к этому. У нас даже дела возбуждены, даже уже, попробуй выбей его оттуда, вышиби этого чиновника. Я имею в виду и высокий, помните, много дел у нас по губернаторам.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - У нас более неформальные отношения с совестью.

А. ВОЛКОВ - Да, здесь мы должны, конечно, есть второй момент, третий момент, скажем так, это зарплата многих чиновников. Хотя это не панацея от всех бед, от той темы, которую я вам говорю, условно говоря, от решений, пусть он получает 5 тыс. долларов зарплату, кто-то, государственный чиновник, работники правоохранительных органов, судебной системы, не имеет значения. Если он решает вопрос, когда вопрос стоит о миллионах, десятках, сотнях миллионов, есть возможность, грубо говоря, отката, как мы говорим, или прямая взятка, или благодарность.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Никакая зарплата не спасет.

А. ВОЛКОВ - Да, не спасет, но нормальный уровень, и боязнь, когда тебя выгонят за эти нарушения, должна быть четкая система, здесь нужно к этому нам вернуться, не название министерства такое оно, такое, а к этому нужно вернуться, потому что экономика страшно страны страдает. И если он будет бояться, если он будет бояться, что его выгонят, не просто выгонят, там будет записано, за что, если он будет, скажем так, грубо называю, поражен в правах, не поражен, запрещено ему, допустим, работать в органах государственной власти, управления и т. д., порядка 10-15 лет, все, это ж для семьи, для него будет страшная потеря. Это еще один из моментов, который, в первую очередь, нужно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Проблема большая, моментов и способов борьбы, наверное, с этим очень много.

А. ВОЛКОВ - Очень много.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Хотелось бы, чтобы хотя бы некоторые из них были реализованы на практике. Спасибо вам большое, у нас в гостях был Алексей Волков , депутат ГД, член комитета по безопасности, член комиссии по противодействию коррупции, благодарю вас.

А. ВОЛКОВ - Спасибо вам.


СМИ: Эхо Москвы (Интернет) # Интервью. Москва.

14 Декабря 2005 г.


Док. 286355
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 413

  • Волков Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``