В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не забудьте об опере сказать доброе слово Назад
Не забудьте об опере сказать доброе слово
Член Комитета Государственной Думы по безопасности генерал-майор милиции Алексей ВОЛКОВ .
- Алексей Николаевич, какой период был самым острым в вашей многолетней деятельности в органах внутренних дел? Какой регион - самым напряженным?
- Первое - это, конечно, Узбекистан. Период, когда начался развал Советского Союза и на поверхность выплеснулась вся пена в виде так называемой национальной независимости: подъем национализма, проявление насилия по отношению к гражданам других национальностей, массовые беспорядки и неповиновение власти. Ферганские события, Ташкент. Многотысячные толпы на улицах, погромы турков-месхетинцев.
Следующий очень непростой этап, когда состоялся мой перевод на должность начальника УВД Амурской области. Я был там чужаком. И мне дали это сразу почувствовать, лишь только я спустился по трапу самолета. Протянули местную газету с кричащим заголовком "Мы научим приезжих полковников работать". И это при том, что правоохранительная система в области была одной из самых слабых по стране. За пять лет я вывел УВД в десятку лучших по всем показателям оперативно-служебной деятельности.
Далее - Курская область. Период моей службы здесь совпал с избранием нового губернатора, который почем зря, что называется, махал шашкой направо и налево. Мне же нужно было не только устоять, но и сохранить систему, основанную на принципах соблюдения законов. А вот их-то там никто и не хотел соблюдать. Главным своим достижением считаю то, что не сдался, развернул самое широкое наступление на такой бич, как коррупция. Судите сами: мы добились осуждения четырех заместителей губернатора, в том числе председателя правительства Курской области, а также ряда глав районных администраций и их заместителей, руководителей департаментов. По области было возбуждено более 30 уголовных дел. Губернатор слал жалобы во все возможные высшие инстанции: в Администрацию Президента, министру внутренних дел, в Генеральную прокуратуру. Одна комиссия сменяла другую. Впоследствии комиссия МВД признала нас лучшими по Российской Федерации и рекомендовала использовать наш опыт.
Мы выстояли и, можно так сказать, выжили, потому что в своей деятельности опирались только на закон, служили только закону.
- Ваш путь в политику?
- В принципе человек, живущий в государстве, не может быть вне политики. И даже если государственный чиновник не состоит в какой-то конкретной партии, все равно вольно или невольно кому-то симпатизирует.
Я ведь уже второй раз избираюсь. В 1999 году потерпел поражение. Вторая попытка оказалась удачной.
- Расскажите о взаимодействии Комитета ГД по безопасности с правоохранительными органами и МВД России в частности. Есть ли проблемы, каковы перспективы?
- Наш комитет как раз курирует это направление. Сюда стекаются все проблемы правоохранительных структур. Обсуждаются вопросы законодательного характера, ситуация, связанная с безопасностью страны, борьбой с преступностью. Идет обмен информацией.
Но считаю, что наше взаимодействие с МВД России должно быть более тесным. Ряд членов нашего комитета много лет проработал в этой системе. Нам понятны ее проблемы, то, что действительно пойдет на пользу государству, людям. Не хотелось бы видеть представителей различных департаментов в роли пассажиров, запаздывающих на свой поезд. И не должно быть места, к примеру, ложной скромности, когда идет работа над утверждением статей бюджета, направленных на совершенствование работы системы, ее сотрудников.
- Много говорилось о пакете законодательных инициатив по усилению борьбы с терроризмом. Какова их судьба?
- Закон о терроризме можно назвать многострадальным. Он ведь уже третьей думой рассматривается. Ну никак не могут найти точки соприкосновения правовые управления Думы, Правительства, Администрации Президента. И вот налицо затягивание актуальнейшего вопроса. И это в период, когда проявления терроризма все разрастаются, и уже понятно, что одних статей УК явно недостаточно. Такое впечатление, что ни "Норд-Ост" , ни Беслан, ни Ингушетия ничему нас не научили. Покричим, а потом успокаиваемся. Не могу этого понять. Боимся каких-то радикальных мер, которые действительно помогут борьбе с терроризмом. Но при этом права ни одного человека не должны быть ущемлены. Другого принципа быть не должно для сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, суда.
- Побывавшая недавно в России Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур высказалась так: "Юридическая база для соблюдения прав человека в России есть, сложности возникают, когда надо применить хорошие законы в жизни". Созвучно ли ее утверждение реальности, на ваш взгляд?
- В какой-то мере, да. Вот я упоминал о борьбе с коррупцией в Курской области. Ведь в других областях таких результатов не было. Что вы думаете, там меньше воровали или брали взяток? У нас в целом общество нездорово, и это влияет и на преступность, и на борьбу с ней. Считаю, что необходимо через каждые 4-5 лет менять на местах прокуроров, начальников УВД, ФСБ, чтобы не было местного влияния в таком объеме, тогда и эффект борьбы с криминалом возрастет в 2 - 3 раза.
- Ваше отношение к предложениям Владимира Устинова о контрзахвате заложников и вводе денежного вознаграждения за информацию о террористах, а также
Владимира Колесникова об освобождении от уголовного преследования сотрудников правоохранительных органов, внедренных в преступные сообщества и террористические группы?
- Вы знаете, на эмоциональном уровне я тоже готов его поддержать. Но этот вопрос настолько тщательно нужно проработать: "забросить в прессу" , обсудить на совещаниях с участием экспертов, ученых, общественности, правоохранителей. Не все это приветствуют. Ведь, с одной стороны, ни в коем случае не должно быть произвола, а с другой- и жестких мер исключать нельзя.
Что касается вознаграждения за информацию, официально это пока не прописано нигде, но вообще-то все страны пользуются. Слышал, вот и у нас выплачено 10 миллионов за информацию о месте нахождения Масхадова.
О внедрении. Мой ответ - однозначно. Ведь с точки зрения закона сегодня внедренный сотрудник тем не менее является членом банды. Безусловно, он не должен нести ответственности. Да иначе и кто пойдет туда работать, если в результате еще и посадят. Ведь люди и так рискуют жизнью.
- В связи со взрывами на остановках в Воронеже мэр города приказал скосить траву и удалить кусты на всех остановках общественного транспорта, так как именно там и были заложены взрывные устройства. Еще один метод профилактики?
- Это не выход из положения. Если действовать по этому принципу, мы можем из Москвы пустыню сделать. Скосим траву, вырубим деревья, закроем театры, метро. Должны работать спецслужбы, с них спрос.
- Комитет ГД по безопасности предлагает восстановить институт конфискации имущества. Противники законопроекта называют это концом либерального Уголовного кодекса и "возвращением к феодализму... "
- Я сам являюсь одним из соавторов этого закона. Вы знаете, говорить о либерализации здесь не совсем уместно. Нужно говорить об УК как об УК - он и не либеральный, и не жесткий, он должен соответствовать реалиям совершенного. Я не знаю, почему институт конфискации был убран. Диву даюсь! Восстановить его необходимо. Допустим, человек украл у государства несколько миллиардов. Почему нельзя конфисковать то, что доказано? Это первое. Второе, эти грязные деньги и финансируют терроризм. Ведь вы посмотрите, сколько на сегодняшний день так называемых ОПГ. Ведь этим людям надо платить. Кстати, институт конфискации существует во всех цивилизованных странах. Почему мы должны от него отказываться? 99 процентам населения это выгодно и государству это выгодно.
- Считается, что российские спецслужбы одни из самых профессиональных подразделений в мире. Почему же им так долго не удается выйти на Басаева?
- В первые годы чеченской войны давалась команда - этих людей не задерживать. Очевидно, что кто-то из бывших больших чиновников государства делал на этом немалые деньги. В мою бытность начальником УВД Амурской области наш ОМОН находился в командировке в Веденском районе Чеченской Республики. Как раз во время одного из дежурств на КПП подъезжает Басаев, который находился в розыске за совершенные преступления и побег из колонии, с группой вооруженных людей. Выходит из машины, представляется: "Я - Басаев". Командир звонит куда положено. А через 10 минут ему команда: "Освободить! " И это не понаслышке. Его еще в 95-м году можно было задержать.
Есть такая поговорка "Хочешь украсть, начни войну или стройку". Вот и развязали эту войну. На сегодняшний день, с избранием Президентом Путина, ситуация изменилась, но считаю, что налицо серьезные недоработки спецслужб. Хотя то одного, то другого крупного бандита ловят, но что-то затянулось.
- "Задачи, которые ставили перед собой террористы в Беслане, не удались" , - сказал Патриарх Алексий II, имея в виду их цель "посеять конфессиональную рознь". По его мнению, именно РПЦ поможет в борьбе с терроризмом - не силовыми методами, но поставив надежный "моральный заслон". Ваш взгляд на установление взаимосвязей правоохранительных структур с РПЦ в этом направлении?
- Безусловно, такие контакты нужны. Вы же помните из истории, что когда русские воеводы, князья собирались в поход, их всегда освящала церковь: тут и крестный ход, и иконы священные... Только на одной жестокости нельзя. Мне как бывшему руководителю силовых структур столько людей пришлось хоронить, погибших при исполнении... Я видел их осиротевших детей, жен, отцов и матерей. Хотелось бы, чтобы ни один человек больше не погиб на этой войне. Но, к сожалению, одними молитвами не победить...
- Президент Российской Федерации после Беслана поставил задачу выстроить антикризисную систему управления. Государственной стратегией противодействия терроризму должны быть прогнозирование, раннее выявление и регулирование конфликтных ситуаций. Сузить базу поддержки террористов можно лишь тогда, когда государственные структуры незамедлительно реагируют на законные требования и ожидания каждой социальной группы. Как в этом контексте рассматривать небезызвестные законы и законопроекты о монетизации льгот, реформе ЖКХ, здравоохранения и так далее?
- Что касается прогнозирования и аналитики, то эти направления всегда были в деятельности спецслужб и правоохранительных органов. Понятно, что намного важнее предупредить трагические события на начальных этапах. И Президент правильно ставит акценты. Но считаю, что Беслан и 122-й закон все же никак не связаны. Этот закон действительно нужен, и это обоснованно. Ведь пи в одном государстве нет такого количества ничем не подкрепленных льгот. Может быть, в этой ситуации не закон нужно было вводить, а дать людям хорошую зарплату и достойную пенсию. Но у нас сегодня в государстве нет таких денег.
Что же касается здравоохранения и образования, вы слышали точку зрения Президента. Теперь Дума с учетом печального опыта, прежде чем какой-то закон принять, десять раз отмерит, что внесло на ее рассмотрение Правительство. Мы тоже обожглись в какой-то мере.
- Что такое административная реформа для МВД? Сегодня, по мнению многих СМИ, в МВД никаких принципиальных изменений не произошло, органы по-прежнему коррумпированы и неэффективны...
- Очень много сказано на эту тему. Что я могу добавить? Нужны реформы в сфере экономики? Безусловно, так как произошла смена формы собственности. А реформы системы Министерства внутренних дел можно назвать одним словом - развал. Ну зачем, скажите, реформировать уголовный розыск, следствие, патрульно-постовую службу или, к примеру, участковых?! Эти люди должны быть прежде всего обеспечены законами, хорошей зарплатой, жильем, транспортом, техникой- и все! Все остальные реформации только во вред системе. Вот преступления в сфере высоких технологий. Их не было в Советском Союзе. Появились. Под это направление создали подразделение. Все! Нужно что-то сократить - сократите, добавить - добавьте. Но чтобы люди по полгода, по году находились в подвешенном состоянии, не зная, чего ждать, - такого быть не должно. В этот момент система не работает, еще больше становится коррумпированной.
Кстати, о коррупции. Я бы не сказал, что милиция коррумпирована больше, чем, допустим, прокуратура, ФСБ или суд. Просто существует закон больших чисел - милиции ведь гораздо больше, зарплата там самая низкая да плюс социальная незащищенность. Ведь был период, когда по семь месяцев на местах зарплату не получали. Не исключаю, что часть системы коррумпирована. Но мы забываем говорить о том, что подавляющее большинство сотрудников органов внутренних дел работают день и ночь: несут службу в Чечне, задерживают тысячи преступников, сидят в засадах, выходят на службу невзирая на выходные и праздники. Раскрываются тысячи преступлений. Не стоит об этом забывать.
- Уйдя из МВД России, вы продолжаете работать хотя и в другой ветви власти, но в принципе в том же направлении - в правовой сфере. Не испытываете ли ностальгии по времени, проведенному в органах внутренних дел?
- У меня 37, 5 лет выслуги в органах внутренних дел. Это целая жизнь, и никуда от этого не уйдешь. И никогда не забудешь.
***
В Ташкентской области в колонии при освобождении заложницы предложил себя в качестве обмена. Один вошел в помещение с вооруженными преступниками.
***
Командовал сотрудниками райотдела милиции в Фергане во время беспорядков и погромов. 12 часов они противостояли восемнадцати тысячам экстремистов, штурмовавшим ОВД.
***
Визитная карточка
Алексей Николаевич Волков окончил Высшую школу МВД СССР в 1972 году и Академию МВД СССР в 1991 году. Кандидат юридических наук. Заслуженный юрист России. Прошел путь от оперуполномоченного уголовного розыска до первого заместителя начальника УВД Ташкентской области, В 1990 - 1991 гг, - заместитель начальника Межрегионального управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью, В 1992 - 1996 гг. - начальник УВД Амурской области. В 1993 - 2003 гг. - начальник УВД Курской области.


Щит И Меч. Москва.

23 Июня 2005 г.



Док. 286353
Опублик.: 21.03.07
Число обращений: 366

  • Волков Алексей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``