В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Савельев: До сих пор не решена проблема юридического статуса нескольких миллионов человек, переселившихся в Россию Назад
Савельев: До сих пор не решена проблема юридического статуса нескольких миллионов человек, переселившихся в Россию
КАЛИНИН: Здравствуйте, в студии Антон Калинин. В эфире программа "Россия всегда с тобой". Сегодня у нас в гостях Андрей Николаевич Савельев и Алексей Павлович Филимонов. Андрей Николаевич и Алексей Павлович уже не раз принимали участие в нашей программе. Сегодня мы, как всегда, будем говорить о наших соотечественниках, живущих за пределами России. 22 июня вступил в силу Указ президента Владимира Путина, утверждающий государственную программу переселения соотечественников, иными словами, программу репатриации. Она позволит вернуться в Россию практически всем бывшим гражданам СССР, проживающим за рубежом. Но, прежде чем мы перейдем к этой теме, я хотел бы рассказать нашим радиослушателям об одном важном событии. Многие из вас помнят телефонный звонок, поступивший в студию нашей программы от Шикояна Аршака Арутюновича из Краснодарского края. Семья Аршака Арутюновича столкнулась с серьезными проблемами в получении российского гражданства. Мы уже обсуждали этот вопрос с нашими уважаемыми гостями и пришли к выводу, что речь идет об очевидном нарушении гражданских прав. Дело в том, что жена и две дочери Аршака Арутюновича проживают в Краснодарском крае с 1992 года, то есть уже 14 лет. Наш слушатель неоднократно обращался в краевые паспортно-визовые службы, в миграционную службу, в Совет Федерации, в администрацию президента, но никакого результата не добился. При этом он сам является с 1992 года гражданином России, а его жена и дети постоянно зарегистрированы с января того же года. Напомню, что суд вынес решение, подтверждающее их право на получение гражданства. Сейчас с нами на связи Аршак Арутюнович. Здравствуйте, мы поздравляем вашу семью с получением российского гражданства.

ШИКОЯН: Огромное вам спасибо. 10-го числа они получили паспорта Российской Федерации благодаря помощи Савельева Андрея Николаевича. Однако нас беспокоит один нюанс: нас предупредили о том, что паспорта могут потребовать назад. Действительно ли это возможно?

КАЛИНИН: Андрей Николаевич, прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.

САВЕЛЬЕВ: Я считаю, что подобное заявление при вручении основного удостоверения личности, связывающего человека с государством, глубоко цинично. Лишить гражданства может только суд, и лишь по очень серьезным причинам. Более того, в истории Российской Федерации практики лишения гражданства нет. Исключение составляют случаи незаконного получения статуса гражданина РФ, например, по подложным документам. Действия работников миграционной службы Краснодарского края я нахожу крайне возмутительными, но, к сожалению, они соответствуют поведению руководства Федеральной миграционной службы, которое на мой запрос в отношении этой ситуации ответило так же цинично. В своем запросе я упомянул о том, что семейство Шикоян подвергается административным преследованиям: вместо того, чтобы заниматься оформлением гражданства, местное ГОВД оформляет протокол об административных нарушениях. Я обратил на это внимание, написав, что ГОВД Краснодарского края действует не в соответствии с законом, а произвольно, поскольку по набору документов родственники Аршака Арутюновича уже давно должны были получить российские паспорта. Они имеют на это безусловное право. Я просил также установить лиц, несущих ответственность за нарушение этого права, и обратить особое внимание на причины отказа в предоставлении гражданства детям, права которых "грубо нарушаются бездействием чиновников, противозаконно обрекающих их на положение лиц без гражданства". Вот цитата из текста моего запроса: "Прошу назвать имена и должности ответственных сотрудников, воспрепятствовавших получению гражданства указанными лицами". Однако за подписью заместителя директора ФМС Леденева мне пришел ответ, в котором сотрудники миграционной службы выражали сомнение в правомерности решения суда. "Нам было предоставлено, - пишут они, - решение суда, в котором имелись исправления и неточности". Очевидно, что в полномочия Федеральной миграционной службы не входит оспаривание судебных решений. Еще в 1992 г. ФМС обратилась в Краснодарский край с просьбой установить факт постоянного проживания семьи Шикоян на территории Российской Федерации. И только после моего вмешательства выяснилось, что тогда этот факт был подтвержден. Почему Федеральная миграционная служба считает возможным покрывать чиновников, не исполняющих свои прямые обязанности и грубо нарушающих закон? Я планирую обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой расследовать действия этих лиц, в том числе заместителя ФМС Леденева.

КАЛИНИН: Спасибо, Андрей Николаевич. Аршак Арутюнович, я надеюсь, что все неприятности, связанные с отказом вам в получении российского гражданства, позади, и впредь вы не будете страдать от чиновничьего произвола. Со своей стороны, мы постараемся это контролировать.

САВЕЛЬЕВ: Добавлю, что решающее значение в моем запросе имел следующий момент: "дело Шикояна получило широкую огласку благодаря его подробному обсуждению в эфире радиокомпании "Голос России" в передаче "Россия всегда с тобой". Я думаю, что если бы не было этой приписки, нам еще долго пришлось бы добиваться положительного ответа, как это происходит в десятках других дел. Я буду настаивать на том, чтобы в подобных случаях правоохранительные органы возбуждали административные и даже уголовные дела в отношении чиновников Федеральной миграционной службы, действующих вразрез с указом главы государства.

КАЛИНИН: Надеюсь, наше сотрудничество в этом направлении продолжится, и мы сможем добиться положительного решения других дел.

ШИКОЯН: Я хотел бы выразить большую благодарность Андрею Николаевичу и всем тем, кто помог моей семье. Я надеюсь, что мы сможем спокойно жить и работать как полноправные граждане России, а наши дети получат диплом и смогут поступить в вузы.

КАЛИНИН: Мы еще раз вас поздравляем. Всего вам доброго! Мы продолжаем нашу программу. Алексей Павлович, прошу вас прокомментировать эту ситуацию.

ФИЛИМОНОВ: Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству является профильным комитетом по законодательному регулированию соответствующих вопросов (мы работаем над законопроектами по этой тематике, но не являемся правоприменителями, в отличие от той же Федеральной миграционной службы и других ведомств). Тем не менее, поскольку мы представляем законодательный орган в рабочем порядке, в наше подразделение поступает много обращений с подобными вопросами. На мой взгляд, все эти обращения, за немногими исключениями, имеют общий характер. Такие ситуации вовсе не следствие несовершенства наших законодательных актов. Андрей Николаевич совершенно прав в том, что главная проблема - недобросовестное исполнение законов на местах. В целом ряде поступающих к нам обращений говорится о ситуациях, сходных с ситуацией Аршака Арутюновича. 1 июля 2004 г. официально закончился срок замены паспортов, то есть утратил юридическую силу паспорт СССР как документ, удостоверяющий личность. При замене советских паспортов на новые паспорта РФ они изымались представителями уполномоченных органов у бывших граждан Советского Союза на том основании, что паспорт СССР с вкладышем гражданства России или российский паспорт 1997-98 гг. был выдан с нарушением правил. Подобные случаи приобрели массовый характер. Я пытался решить этот вопрос с представителями разных органов, в том числе на местах, но однозначного внятного ответа не получил. Недавно в наш Комитет поступило обращение от женщины из Тюмени, приехавшей из Казахстана. Ее муж - гражданин России. В Казахстане она обратилась в российское консульство и получила паспорт. Здесь же при замене старого паспорта на новый его изъяли, сославшись на нарушение правил выдачи. Это письмо мы переадресовали в Федеральную миграционную службу, после чего было начато разбирательство. Таких случаев множество.

КАЛИНИН: Алексей Павлович, мы обязательно вернемся к этой теме, после того как послушаем звонок. Говорите, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, я Комарова Галина Георгиевна. Я родом из Абхазии, но была направлена на работу в Одессу. Имею ли я право получить российское гражданство, если ранее никогда в России не проживала?

САВЕЛЬЕВ: Жили ли в Российской Федерации ваши родители или близкие родственники?

КОМАРОВА: Мой дедушка - донской казак, жил в России до войны.

КАЛИНИН: Имеет ли Галина Георгиевна право получить гражданство России в соответствии с ранее действующим законодательством и последним указом президента?

САВЕЛЬЕВ: Наше законодательство о гражданстве очень жесткое и довольно запутанное с точки зрения правоприменения. Новый указ, вышедший 22 июня и подписанный президентом, содержит государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Если Галина Георгиевна попадает под понятие "соотечественник", она получит возможность приехать в Россию с момента официального вступления в силу этой программы - с 1 января будущего года. Под соотечественниками, согласно этой государственной программе, понимаются люди, воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией. Вторым условием для переселения в Россию является согласие соотечественника с программой переселения, по которой ему будет предложена конкретная территория проживания, профессиональная деятельность и другие позиции, на основании которых Российская Федерация привлекает соотечественников для постоянного проживания на своей территории и приоритетного получения гражданства.

ФИЛИМОНОВ: Действительно, первый вопрос, предусмотренный этой программой, - переселение, а второй - получение гражданства. В прошлый раз в эфире вашей программы мы довольно подробно охарактеризовали отдельные нормы федерального закона о гражданстве. Насколько я понял, Галина Георгиевна может получить российское гражданство в упрощенном порядке на основании пункта 4 статьи 14 федерального закона как лицо, ранее имевшее гражданство СССР и получившее постоянную регистрацию в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г., вид на жительство либо разрешение на временное проживание. До последнего момента проблематичным было именно получение разрешения на временное проживание. По ныне действующему закону о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации такие разрешения выдаются в рамках определенных квот (за исключением некоторых случаев). Сегодня во втором чтении Государственная Дума приняла два законопроекта: "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства РФ" и законопроект, вносящий изменения в федеральный закон о правовом положении иностранных граждан. Второй законопроект (он будет рассмотрен в третьем чтении 30 июня) предусматривает, что лицам, прибывающим в Россию в порядке, не требующем получения визы, будет дано разрешение на временное проживание без учета квот. Галина Георгиевна попадает под такую категорию лиц, так как этот порядок распространяется на все бывшие республики СССР, кроме Прибалтики, Грузии и Туркменистана. Иными словами, они смогут вернуться в Россию, получить разрешение на временное проживание, а затем в упрощенном порядке и российское гражданство. Таким образом, налицо комплексные действия различных органов государственной власти по решению проблемы соотечественников. По крайней мере, этот законопроект, который, я надеюсь, будет принят 30 июня, в значительной степени облегчит порядок предоставления гражданства.

САВЕЛЬЕВ: Позвольте вам возразить. В связи с принятием Госдумой закона "О миграционном учете" возникает очень сложная ситуация. Я вижу прямое противоречие между этим законом и государственной программой переселения соотечественников, подписанной президентом. Во-первых, понятие "соотечественник" по-прежнему четко не определено. Лишь в государственной программе о нем вскользь упоминается, в законе же о соотечественниках не сказано ни слова. Получается, что вводимые послабления миграционного учета распространяются одинаково на всех. Замечу, что в государственной программе предусмотрены и квоты, и достаточно жесткий порядок переселения в Россию, сопряженный с определенными мерами поддержки - финансированием переселения, предоставлением временного, а затем постоянного жилья и т. д. В законопроектах о миграционном учете ни о каких квотах и договорных отношениях речи не идет. После переселения в Россию человек сам должен найти себе жилье, место работы и пр. Как мигрант он России не интересен. Я считаю, что при таком подходе контингент иммигрантов составят рабы олигархического режима - люди, не защищенные социально, не способные участвовать в формировании органов власти и защищать свои права и одновременно ущемляющие своим униженным положением права остальных граждан, поскольку создастся усредненный уровень соблюдения гражданских прав. Концепция государственной программы президента совершенно иная, и она совпадает с тем законопроектом, который фракция "Единая Россия" только что провалила. В этом, на мой взгляд, проявился внутренний конфликт в системе государственной власти: одним нужны рабы, а другим - полноценные граждане страны.

КАЛИНИН: У нас есть еще один звонок. Затем мы вернемся к этой теме.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Светлана, я из Симферополя. Мой муж - гражданин России, с видом на жительство проживает в Симферополе, куда мы переехали из Киргизии. Я гражданка Украины. Я обращалась в консульство, но в получении гражданства России мне отказали. Сможем ли мы стать переселенцами в Россию?

КАЛИНИН: Вы обращались в консульство до выхода последнего президентского указа. Президент дал указание проработать этот вопрос до 1 января 2007 г., после чего начнут действовать конкретные нормативные документы.

ФИЛИМОНОВ: Указ президента, принятый недавно, будет регулировать ситуации, подобные той, в которой оказалась наша слушательница. Андрей Николаевич говорил о противоречиях между этим указом и законопроектами, которые сейчас рассматриваются Госдумой. Я никаких противоречий не вижу, поскольку эти документы регулируют разные вопросы. Если указ президента РФ предусматривает социально-экономические меры по переселению в Россию наших соотечественников, то новые законы регулируют процедуру получения разрешения на временное проживание. Это разные вещи.

САВЕЛЬЕВ: Но речь идет в целом о миграционной политике. Предметы регулирования у этих документов разные, но общая концепция должна быть одна. В данном случае единой концепции нет: с одной стороны, речь идет о полноценном гражданстве и полноценном участии государства в переселении, а с другой, - о полном отказе государства от какого-либо участия в жизни переселенца.

ФИЛИМОНОВ: Согласен, здесь есть разные аспекты, но не надо все сводить к теме миграции. Сегодня в связи с посланием президента Российской Федерации поставлена задача совершенствования миграционной политики, и я думаю, скоро мы увидим результаты этого в новых нормативно-правовых актах. Андрей Николаевич сказал, что четкого определения понятия "соотечественник" в нашем законодательстве нет. На самом деле оно закреплено в федеральном законе 1999 г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Согласно этому закону к соотечественникам относятся как граждане России, постоянно проживающие за рубежом, так и бывшие граждане СССР или выходцы из России. Таким образом, нормативное определение понятия "соотечественник" существует. Возможно, в связи с правоприменительной практикой и реализацией президентского указа и новых законопроектов в базовые нормативные понятия будут внесены коррективы.

САВЕЛЬЕВ: В законе указано, что соотечественник должен иметь соответствующее удостоверение, но до сих пор ни одно такое удостоверение выдано не было.

КАЛИНИН: Вы затронули очень важную тему - связь между законом о гражданстве и статусом соотечественника.

САВЕЛЬЕВ: Точнее, между статусом иностранца на территории Российской Федерации и статусом переселенца-соотечественника по указу.

КАЛИНИН: Мне вспомнилась ситуация, достаточно типичная для США. В условиях экономического роста они привлекают рабочую силу, квалифицированных специалистов из других стран, в том числе из России. Как только в экономике страны наступает кризис, эти специалисты остаются без работы и стремятся вернуться на родину. Каков же правовой статус соотечественника в нашей стране? Я тоже обратил внимание на разночтения в указе президента и законопроекте о миграционном учете. Переселенец приедет в Россию, получит "подъемные" деньги, субсидии на жилье, социальные гарантии. Получит ли он вместе с тем какие-либо правовые гарантии и российское гражданство? Этот вопрос интересует многих наших слушателей.

САВЕЛЬЕВ: К сожалению, в указе об этом говорится лишь вскользь, и в отношении вопроса о гражданстве имеется ряд противоречий. Если соотечественник не является гражданином России, на него не распространяются все гражданские права. Он подписывает договор с Российской Федерацией, должен работать в определенном месте по определенной профориентации и может рассчитывать на государственную поддержку, но полнотой гражданских прав не обладает. Думаю, что необходима дальнейшая законодательная работа, уточнение понятия "соотечественник", которое в настоящей его форме слишком расплывчато. Вопреки политике, декларировавшей поддержку соотечественников, в том числе заявлению президента в 2001 году (когда в России проходил Конгресс соотечественников), правительство отказалось исполнять закон и выдавать удостоверение соотечественника, которое обеспечивало определенные правовые гарантии. Нужно понять, что соотечественник - это потенциальный гражданин, способный легко и быстро адаптироваться к условиям жизни российского общества. В то же время необходимо разделить понятия "соотечественник" и "иностранец". Соотечественник - человек, сегодня имеющий статус иностранца, но завтра получающий российский паспорт. Он не должен быть ничем обременен, поскольку имеет право на получение гражданства априори, безусловно. Что касается закона, который находится на рассмотрении Госдумы, он, напротив, снимает обременения с иностранных граждан.

КАЛИНИН: Телефон прямого эфира: 951-33-39. У нас есть звонок от слушателя.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. У меня вопрос к Андрею Николаевичу. Моя дочь - казачка, вышла замуж, ее муж отказался от российского гражданства. Мне было сказано, что я не являюсь гражданином Казахстана, так как до 1993 г. такой республики не было, а я уехал оттуда в 1988 году.

ФИЛИМОНОВ: Обратите внимание, наш слушатель сказал, что его дочь - казачка. Действительно, на территории Казахстана проживает много выходцев из области Уральского казачьего войска. Эта исторически российская территория оказалась вне пределов Российской Федерации. Но важен здесь не исторический, а юридический аспект. Наш слушатель был гражданином Казахской АССР, затем уехал из этой республики. Его дочь, насколько я понимаю, уехала позже. Тем не менее, он подпадает под понятие соотечественника, установленного федеральным законом.

САВЕЛЬЕВ: Да, поскольку является выходцем из России. Но, с другой стороны, в этом звонке затронута проблема, не получившая отражения в нашем законодательстве, - проблема выходцев из России, проживающих в дальнем зарубежье. Юридически этот вопрос до сих пор не урегулирован, поскольку определение категории лиц, имеющих право на переселение, не юридическое. Необходимы дополнительные поправки в законодательство.

ФИЛИМОНОВ: Конечно, мы должны исходить из юридических понятий.

КАЛИНИН: К сожалению, у меня нет текста указа президента, но, ссылаясь на то, что пишут наши СМИ, попробую перечислить категории лиц, на которых он распространяется. Переселиться на льготных дотационных условиях, о которых мы говорили ранее, могут граждане России, постоянно проживающие за границей, бывшие граждане СССР, эмигранты из СССР, РСФСР и России, ставшие гражданами других государств. Все ли я перечислил?

ФИЛИМОНОВ: Фактически вы воспроизвели фрагмент федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", о котором я уже говорил. При всей близости различных документов, затрагивающих вопросы соотечественников, гражданства, переселения, они имеют разные предметы правового регулирования. Понятие соотечественника определено в федеральном законе, вопросы социально-экономической поддержки соотечественников и организации их переселения регулируются сегодняшним указом, вопрос получения гражданства РФ решается ФЗ "О гражданстве" и отдельными подзаконными актами.

КАЛИНИН: У меня такой вопрос. Допустим, наш соотечественник приходит в российское посольство на Украине, в Казахстане или где-либо еще и заявляет, что хочет ехать в Калининградскую область согласно указу президента. Что ему ответят?

САВЕЛЬЕВ: В ответ его попросят прийти в январе 2007 года, не раньше. Депутаты моей фракции "Родина" выступали с законодательной инициативой определить более точно понятие "соотечественник". Однако правительство отказалось давать официальное заключение по этому законопроекту, поэтому он был вынесен из регламента Госдумы. Складывается абсурдная ситуация: президент развивает направление работы с соотечественниками, а правительство всячески от него уклоняется. Я думаю, этот вопрос носит не только юридический, но и политический характер: какая линия возьмет верх - олигархическая или направленная на воссоединение нации? Ведь нация не есть гражданство. Человек, являющийся гражданином страны, не всегда лояльно относится к ней, тогда как соотечественник, живущий за рубежом, может всей душой стремиться вернуться на родину. Воссоединение нации должно происходить через принятие новых законов, которые определяли бы статус зарубежного соотечественника, переселенца, который должен получать гражданство автоматически и т. д. Есть большое направление законодательной работы, связанное с лояльностью правительства к нашей нации. Пока такого лояльного отношения нет, что проявляется и во многих правительственных социальных программах.

КАЛИНИН: Будем надеяться, что, по крайней мере, новый указ президента будет воспринят всеми органами власти.

САВЕЛЬЕВ: Мы сможем проверить это уже через полгода. Мы сравним миграционный поток, идущий самотеком, и миграционный поток в рамках государственной программы. Уверяю вас, это соотношение будет в пользу не соотечественников, а нелегальных мигрантов. Я бы хотел, чтобы ситуация изменилась коренным образом, но пока не увижу для этого условий.

КАЛИНИН: Конечно, Россия заинтересована в том, чтобы наши соотечественники вернулись. Об этом говорит и президент, и средства массовой информации. В заключение хотел бы задать такой вопрос. На ваш взгляд, будет ли поток желающих переселиться таким же объемным, каким он был после распада Советского Союза?

САВЕЛЬЕВ: Поток будет небольшим, поскольку до сих пор не решена проблема юридического статуса нескольких миллионов человек, переселившихся ранее. Те, кто остался за рубежом, не очень хотят переселяться, глядя на их судьбу.

ФИЛИМОНОВ: Я бы не стал делать экспертные оценки насчет размеров потока переселенцев. Я уверен, что принятие последнего указа - очень серьезный шаг в сфере регулирования миграционных отношений и обеспечения реального переселения соотечественников в Россию.

КАЛИНИН: У нас последний звонок. Здравствуйте, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, меня зовут Сергей Сергеевич, звоню из Днепропетровска. Я родился в России. Мне кажется, что предоставлять российское гражданство в льготном порядке следует, прежде всего, русским людям, чья доля в общем населении России уменьшается. Я считаю, что указ президента - очень верный шаг, и в этом направлении нужно работать дальше.

ФИЛИМОНОВ: Правовые основы для этого сегодня есть.

КАЛИНИН: У нас в гостях были Андрей Николаевич Савельев - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор политических наук и Алексей Павлович Филимонов - юрист, консультант аппарата Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Программу провел Антон Калинин, за режиссерским пультом - Александр Фомичев. До свидания!



Источник: Радиостанция "Голос России" / 28.06.2006

Док. 286010
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 516

  • Савельев Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``