В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто хорошо работает, тот хорошо живет Назад
Кто хорошо работает, тот хорошо живет
На днях в Москве прошло первое совещание новой комиссии под председательством полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, которая будет заниматься вопросами улучшения социально-экономической ситуации в Южном федеральном округе. Ее задачей станет координация действий федеральных министерств и регионов на Юге России, выработка единых для всех регионов механизмов финансирования в зависимости от эффективности работы региональных властей.
Напомню, что такой комиссии, которая была создана месяц назад, в других федеральных округах пока нет. Но по первому заседанию стало ясно, что вопросы, которые она решает, касаются и других территорий. Как сказал полпред Дмитрий Козак, надо создать такие принципы выделения средств из федерального бюджета регионам, чтобы этот процесс не зависел от лоббистских возможностей их руководителей. И это совершенно верно. В этом плане мы и должны строить свою политику с регионами. По замыслу команды полпреда в ЮФО, необходимо выработать новую систему распределения финансовой помощи, которая будет основываться на показателях социально-экономического развития регионов. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность создания целевых фондов, из которых будут "премировать" регионы, достигшие наибольших результатов.
Надо сказать, что в бюджетной политике мы уже начали двигаться в этом направлении. Однако понимаем, что, несмотря на использование новых подходов, направленных на усиление стимулов по увеличению доходной базы региональных бюджетов, эта система до конца не срабатывает. Распределение финансовой помощи регионам пока не обеспечивает снижения дифференциации в развитии регионов, не приводит к сокращению дотационных регионов и не создает условий для их эффективного развития. Так что систему надо совершенствовать.
Об этом свидетельствует и ситуация, сложившаяся в ЮФО. Но тут надо сказать об особенностях структуры доходов бюджетов его регионов. Если в структуре консолидированных бюджетов субъектов РФ доля безвозмездных перечислений составляет 16%, то по ЮФО 39%, при этом доля налоговых доходов соответственно 73% и 54%, доля неналоговых доходов 9 и 6%. При этом из 13 субъектов ЮФО на территории девяти из них собирается лишь 18% налоговых доходов. Тем не менее, по состоянию на 1 сентября 2006 года темп роста налоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом 2005 года здесь сложился выше средне-российского (122%) и составил 135%. Это говорит о динамичном развитии собственной налоговой базы у южных регионов. Однако когда распределяли средства по ныне действующей схеме, получилось, что в Карачаево-Черкесской Республике, Республиках Адыгея, Северная Осетия Алания, Ростовской и Волгоградской областях объемы дотаций по сравнению с 2006 годом снизились. И только активная позиция депутатов в работе трехсторонней комиссии в нулевом чтении привела к сохранению трансфертов на уровне 2006 года, а по некоторым регионам даже к их увеличению.
В следующем году наибольший рост субсидий предусмотрен Краснодарскому, Ставропольскому краям, Республике Кабардино-Балкария, Астраханской и Ростовской областям. В этих регионах, по мнению аналитиков, достигнуто наиболее высокое качество жизни людей по сравнению с другими регионами Юга России.
На территории Южного федерального округа сегодня созданы благоприятные условия для расширения собственной налоговой базы регионов и освоения капитальных вложений, ликвидирована кредиторская задолженность по выплате заработной платы. Но это не означает, что система оптимальна. Я считаю, что в дальнейшем при распределении межбюджетных трансфертов необходимо отказаться от "подушевого" принципа и перейти к показателям, характеризующим рост налогового потенциала, развитие социальной инфраструктуры, увеличение темпов роста капитальных вложений и других реальных критериев развития региона.
Необходимо также завершить создание реестра расходных полномочий для всех уровней бюджетной системы. Отсутствие таких реестров затрудняет определение объема средств для их осуществления и проведение контроля над передачей этих полномочий.
Юрий Васильев , председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам


Россiя. Москва.

2 Ноября 2006 г.


Док. 285885
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 381

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``