В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`В России сборщиков налогов еще долго не будут встречать хлебом и солью` Назад
`В России сборщиков налогов еще долго не будут встречать хлебом и солью`
Юрий Васильев - в интервью "Газете"
Налоги - вечная дискуссионная тема. Минфин готов налоговую реформу свернуть, все остальные участники процесса готовы продолжать. Корреспондент "Газеты" Марина Соколовская выяснила, как представляет себе налоговое будущее России председатель бюджетного комитета Думы Юрий Васильев .
Как вы оцениваете участие Госдумы в налоговой реформе?
Что удалось изменить к лучшему?
Налоговая реформа активно проводится в России с 2000 года.
Можно смело сказать, что многие недостатки налоговой системы, основы которой были сформированы в начале 1990-х годов, были устранены. Сегодня создается рациональная налоговая система, обеспечивающая сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующая развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан. Важнейшие шаги, которые делаются в этом направлении - это последовательное снижение налоговой нагрузки.
В итоге сегодня мы можем утверждать, что к настоящему моменту по размеру ставок основных налогов Россия вошла в число стран с наиболее низким уровнем налогообложения.
Совершенствуется и налоговое администрирование. Принимаемые законодательные меры в этой сфере направлены, с одной стороны, на пресечение получившей достаточно широкое распространение практики уклонения от налогообложения посредством использования имеющихся недоработок в налоговом законодательстве, а с другой - на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков. Это прежде всего повышение степени их защищенности от неправомерных требований сборщиков и создание для предпринимателей максимально комфортных условий для уплаты налогов.
Невольно хочется представить идиллическую картину, когда налоговый инспектор - желанный гость в частной фирме, который приносит трудовому коллективу радость.
Пока еще до этого далеко.
В России, видимо, сборщиков налогов еще долго не будут встречать хлебом и солью, с цветами и под духовой оркестр. Между теми, кто отдает и кто забирает, всегда есть доля отчуждения. И говорить сегодня о достижении между налоговиками и налогоплательщиками равноправных, партнерских отношений в сфере налогообложения было бы очевидной утопией. Отношения, основанные на властном подчинении одними участниками налогового процесса других, предполагают правовое неравенство сторон. И это учитывает законодательство о налогах и сборах. Однако это обстоятельство не препятствует возможности установления цивилизованных отношений между государством и налогоплательщиками, основанных на принципах справедливости, взаимного уважения и доверия, а также - что самое главное - взаимной ответственности.
А как обстоит дело с законопроектом о налоговой амнистии? Когда, собственно, эту амнистию ждать?
Уже в период этой сессии депутаты рассмотрят во втором чтении законопроект, посвященный введению упрощенного порядка декларирования доходов, в отношении которых физическими лицами не были уплачены налоги. Более того, постараемся принять его в трех чтениях, с тем, чтобы этот закон заработал уже в новом 2007 году. То есть речь идет о проведении налоговой амнистии.
Не секрет, что этот законопроект очень долго обсуждался, в том числе и в Госдуме. Какие предложения в итоге могут быть поддержаны?
Да, поддерживая в целом предложение о разработке упрощенного порядка декларирования капиталов граждан, накопленных в предыдущие годы, законодатели высказывали ряд критических замечаний по этому законопроекту. В частности, анализ документа, проведенный в том числе на специальных парламентских слушаниях, инициированных нашим комитетом, свидетельствует о том, что в предложенной редакции данный законопроект не решает задачи, поставленной президентом.
По мнению депутатов, в законопроекте не было четко прописано реальное освобождение предпринимателей от ответственности за ранее совершенные правонарушения в сферах налогового, валютного и таможенного законодательства, связанных как с уклонением от уплаты налогов, так и с вывозом капитала за рубеж. Отсутствие конкретных гарантий ставит под сомнение эффективность предлагаемой декларационной кампании - как в части привлечения инвестиций в национальную экономику, так и в части поступлений доходов в бюджетную систему в виде декларационных платежей. Более того, отсутствие указанных гарантий способно дискредитировать саму идею "подведения черты" под периодом "неоднозначности в прошлом налогового законодательства и неурегулированности ряда базисных экономических институтов", как говорится в пояснительной записке к тексту законопроекта. Все это в целом вряд ли могло бы способствовать доверию между властью и бизнесом.
А что могло бы?
Одна из задач данного законопроекта - вернуть капиталы изза границы в страну. Надо создать условия для безболезненного возврата вывезенного капитала на добровольной основе.
И для этого нужно сделать еще ряд шагов в этом направлении.
В частности, идет обсуждение с правительством возможности перевода денег частным лицом через Сбербанк, минуя налоговые органы, при оплате налога в размере 13% от общей суммы.
Налогоплательщику не придется "засвечиваться" в налоговых органах. Более того, есть предложение снизить 13-процентную налоговую ставку.
Депутаты считают необходимым ко второму чтению дополнить законопроект нормами, освобождающими граждан, легализовавших свои доходы, от всех видов ответственности за совершенные правонарушения. Кроме того, ко второму чтению дополнительного обсуждения и обоснования требуют положения законопроекта, устанавливающие период, на который распространяется упрощенный порядок декларирования в виде уплаты декларационного платежа, гарантии защиты информации, полученной налоговиками, от использования в качестве доказательства по иным правонарушениям, уточнения категории субъектов упрощенного декларирования. Необходимо также проработать правовую природу добровольного декларационного платежа и его размер, а также ряд других мер. В целом же хочу подчеркнуть, что законодателям удалось заложить фундамент формирования подлинно цивилизованных отношений между государством и налогоплательщиком. Именно в этом направлении и будем работать в дальнейшем совместно с правительством.
То есть можно согласиться с руководством Минфина, утверждающим, что налоговая реформа в стране успешно завершается?
Налоговая реформа еще далека от завершения, и процесс это вечный, так как нет пределов совершенству. С развитием экономики возникают новые социальные и налоговые коллизии, которые требуют новых решений.
В настоящее время надо решать немало вопросов с администрированием налогов, реформированием НДС, снижением налоговых ставок, упрощением налогообложения, переносом налога на прибыль с федерального на региональный уровень, необходимо также решать вопрос об уплате налога на доходы физических лиц по месту жительства, а не работы и так далее.
То есть вы поддерживаете предложение платить подоходный налог по месту жительства?
Считаю, что данная инициатива ряда регионов заслуживает глубокого изучения и всесторонней проработки. Озабоченность регионов, расположенных в непосредственной близости от крупных городов (Московской, Ленинградской, Тверской и ряда других областей), действительно нетрудно понять.
Зачисление налога на доходы физических лиц в местные бюджеты по месту работы налогоплательщика, как это происходит сейчас, означает, что указанный налог с тех, кто проживает и работает в разных регионах, не поступает в муниципальные бюджеты, на территории которых граждане проживают. А, как известно, именно малые города, поселки испытывают острую нужду в средствах на медицинское, социальное и транспортное обслуживание населения. Получается, что граждане, живущие в Подмосковье и работающие в Москве, питают налогами мегаполис, а свой городок оставляют со скудными средствами в бюджете. В результате страдают их дети, родственники да и они сами, не получая должного социального обслуживания. Но вместе с тем, осознавая исключительную актуальность этой проблемы, бюджетный комитет Госдумы стоит на позициях взвешенного подхода к ее решению. Здесь было бы уместно лишний раз вспомнить старую русскую поговорку: "Семь раз отмерь - один раз отрежь".
Немалые опасения вызывает то, что реализация предложения о перечислении сумм налога на доходы физических лиц по месту жительства не только потребует от налоговых агентов удержания и отчисления налога по каждому работнику в отдельности, но и заставит людей представлять ежемесячно отчеты в налоговый орган по месту жительства. А это дополнительные неудобства и трата времени для населения.
Это в значительной степени усложнило бы администрирование налога и сопровождалось бы увеличением трудозатрат и со стороны налоговых органов, которые будут вынуждены многократно увеличить количество проводимых контрольных мероприятий. Но, думаю, приемлемый вариант решения этой проблемы найти все-таки можно.


Газета. Москва.

30 Октября 2006 г.


Док. 285884
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 405

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``