В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стратегия прорыва Назад
Стратегия прорыва
В Госдуме принятие бюджета связывают с модернизацией промышленности и решением проблем демографии
Айдын Мехтиев
19 сентября 2006
Параметры федерального бюджета на 2007 год во вторник будут обсуждаться на общем собрании фракции "Единая Россия" в Государственной думе. От того, насколько руководству Минфина удастся убедить представителей этой фракции, обладающей в нижней палате конституционным большинством, будет во многом зависеть "гладкость" прохождения бюджета в Думе, которая рассмотрит главный финансовый документ страны в первом чтении уже в пятницу. О том, как идет бюджетный процесс в этом году, в интервью обозревателю Страны.Ru Айдыну Мехтиеву рассказал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, член генерального совета партии "Единая Россия" Юрий Васильев .
- Юрий Викторович , каковы, на ваш взгляд, приоритетные направления проекта бюджета на 2007 год?
- Оценивая общую характеристику финансового документа, можно выделить следующие приоритетные направления. Это техническая модернизация промышленности, решение демографической проблемы, обороноспособность и безопасность страны. В отличие от 2006 года, когда на финансирование 50 федеральных программ было предусмотрено 375 млрд рублей, в 2007 году на реализацию 48 федеральных программ запланировано 534,3 млрд рублей.
Федеральные целевые программы направлены на решение проблем инфраструктуры, науки, передовых технологий, безопасности жизнедеятельности и сохранения окружающей среды, на развитие нанотехнологий. Причем, в 2007 году это направление составит около 4 миллиардов рублей. Существенно возросла инвестиционная составляющая бюджета. Расходы инвестиционного характера увеличены по сравнению с ожидаемой оценкой текущего года на 235,2 млрд рублей и предусмотрены на следующий год в сумме 703,4 млрд рублей.
- Как вы оцениваете распределение таких огромных денежных потоков, по тем ли "руслам" они растекутся?
- Ключевая проблема сейчас не столько в динамике инвестиций, а они возросли на 11 процентов. Проблема состоит в том, что инвестиции крайне неравномерно распределяются в экономике: 40 процентов инвестиций для естественных монополий, еще 15 процентов - для нефтегазовых компаний, восемь - на жилищное строительство. На все остальные сектора приходится чуть более трети. Этого явно недостаточно, чтобы обеспечить технологическую модернизацию промышленности и сельского хозяйства. К тому же, очень мало инвестиционно привлекательных проектов. Это означает, что нужно создать условия, чтобы инвестиции стали окупаемыми, тогда они будут привлекательными для бизнеса.
- То есть, если бизнес не заинтересуется, то проект придется оплачивать из бюджетного кошелька?
В мировой практике эффективным инструментом стимулирования роста производства является поддержка развития малого бизнеса. В России малый бизнес пока сосредоточен в основной сфере услуг и торговли. Поэтому необходимо уделить особое внимание развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Реализуемая программа финансовой поддержки малого предпринимательства направлена на создание бизнес-инкубаторов, развитие производства экспортной продукции и содействие предприятиям научно-технической сферы. Разработаны и согласуются дополнительные мероприятия субсидирования малых предприятий, позволяющие снизить затраты на регистрационные и сертификационные процедуры.
Кроме того, будут меняться нормативные правовые акты для снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. Значительно улучшится налоговый климат для предпринимателей, в частности, будут не только снижаться налоги, но и комфортнее станет налоговое администрирование. Сегодня же бизнес еще не настолько созрел в стране, чтобы потянуть стратегически важный для общества проект.
Пока, государству придется раскошеливаться, чтобы создавать производственную инфраструктуру. А это, прежде всего, дороги и электроэнергетические мощности. Это капитализация банковской системы, которая не в состоянии выдавать длинные кредиты, это создание инновационной инфраструктуры, которая подразумевает строительство аэропортов, модернизацию морских путей-то, что сдерживает сегодня торгово-транспортные потоки. Особенно важно решить проблему с развитием энергосетей. Ведь у нас сегодня удовлетворяется только порядка четверти заявок на подключение. Как же тут бизнес будет функционировать, инвестировать частные деньги в экономику при физическом дефиците электроэнергии?
- Есть ли приблизительные оценки того, сколько госинвестиций экономика в состоянии "переварить"?
-Это примерно 3 - 3,5% ВВП. Кстати, такой уровень госинвестиций соответствует международным параметрам. В большинстве развитых стран государственные инвестиции составляют порядка трех-четырех процентов ВВП.
- Напрашивается вопрос: какие рычаги необходимо будет задействовать в бюджетной политике при формировании финансового плана на 2007 год?
- Прежде всего, надо говорить о создании Российской венчурной компании. Это будет своего рода открытием шлюзов для системы венчурных фондов и других элементов национальной инновационной системы. Предполагается, что за счет средств венчурной компании, а их объем достигнет в 2007 году 15 млрд рублей, в течение 2-3 лет появятся 10-15 новых венчурных фондов с совокупным капиталом около 30 млрд рублей. Эти фонды будут способствовать развитию сети венчурных компаний.
Вторая задача - создание особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, а также технопарков в сфере высоких технологий. На эти цели в 2007 году будет направлено 1,7 млрд рублей. Ассигнования на взнос в уставной капитал ОАО "Особые экономические зоны" составят 11,1 млрд рублей.
- Определены ли конкретные адреса особых экономических зон?
-В настоящее время создаются четыре технико-внедренческие зоны. В области информационных технологий (Санкт-Петербург), микроэлектроники (Москва-Зеленоград), ядерной технологии (Дубна), новых материалов (Томск).
- А какова роль технопарков в бюджетной "стратегии прорыва"?
- Технопарки в сфере высоких технологий специализируются в областях информационно-коммуникационных технологий, биомедицинских ноу-хау, приборостроении, машиностроении. В 2006-2010 годах планируется создать технопарки в Татарстане, в Московской, Новосибирской, Калужской, Нижегородской, Тюменской областях и в Санкт-Петербурге. Их строительство будет софинансироваться государством в 2007 году в размере 2 млрд рублей.
Уместно, в этой связи, и сказать, что правительство РФ внесло пакет высокотехнологических федеральных целевых программ по 12 направлениям. В их числе - программа, посвященную национальной технологической базе на 2007-2011 годы, программа разработок научно-технологического комплекса, а также программа развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2015 года и федеральная космическая программа и так далее.
- Какова будет роль Инвестиционного фонда в решении стратегических задач?
- Для преодоления барьера инфраструктурных ограничений роста используется такой инструмент как софинансирование крупных инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда. В этом году планируется заключить первые инвестиционные соглашения с участниками, прошедшими все стадии конкурсного отбора. Среди семи отобранных проектов, которые будут финансироваться из Инвестфонда (а он составит в 2007 году 163,4 млрд рублей), пять проектов связано с развитием транспортной инфраструктуры. В настоящее время вынесено на рассмотрение Инвестиционной комиссии еще 4 проекта с объемом финансирования из федерального бюджета более 58 млрд рублей. Два проекта направлено на развитие транспортной сети и один на строительство инфраструктуры водоснабжения.


Страна.Ru.Сюжеты дня. Москва.

19 Сентября 2006.


Док. 285878
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 391

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``