В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Первая `обкатка` Назад
Первая `обкатка`
В Государственной Думе состоялось обсуждение параметров бюджета-2007. Его проект представил депутатам фракции "Единая Россия" министр финансов Алексей Кудрин. "Единороссы" жестко раскритиковали предложенный Правительством черновой вариант бюджета. В частности, открывший встречу Председатель Госдумы Борис Грызлов отметил ряд существенных недостатков бюджетного планирования, и в особенности недостаточное финансирование национальных проектов, программ, направленных на улучшение демографической ситуации, а также инновационных программ. В целом разговор с главой Минфина носил нелицеприятный, но конструктивный характер. Наш корреспондент встретился с председателем Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым и попросил прокомментировать первые итоги публичной "обкатки" нового бюджета.
- Эту первую встречу с Правительством можно оценить как начало обсуждения Бюджета-2007 в Государственной Думе, - говорит Юрий Васильев, - то есть началась работа над документом в так называемом нулевом чтении. В прошлом году была сформирована рабочая группа по подготовке предложений к проекту федерального бюджета под руководством заместителя Председателя Госдумы Владимира Пехтина . Депутаты очень плодотворно и конструктивно работали. В нынешнем году эта группа продолжит кропотливую работу по анализу проекта главного финансового документа страны.
"Единороссы" настаивают на том, чтобы работа над проектом бюджета-2007 была завершена в сентябре - октябре текущего года. Это нужно для того, чтобы с 1 января следующего года началась реализация инвестиционных программ, финансируемых из бюджета.
Сегодняшнее развитие экономики России, ее инвестиционной составляющей дает все основания надеяться на достижение ощутимых результатов. Задача в данный момент - выбрать правильный курс. Обсуждая параметры нового бюджета, мы в первую очередь обратили внимание министра финансов на недостаточное финансирование национальных проектов.
- Какие для этого основания?
- На сегодняшний день уже утверждена программа социально-экономического развития на 2006-2008 годы, для обеспечения которой разработан трехлетний финансовый план. По этому плану значительно увеличиваются доходная и расходная части бюджета, в том числе и расходы инвестиционного характера. Новый бюджет не во всем отвечает требованиям этой программы.
Конечно, с учетом обсуждения расходов бюджета на нынешний год Правительство учло замечания, которые высказывались депутатами, в частности по дополнительным расходам, связанным с увеличением финансирования врачей "Скорой помощи". Но тем не менее многие вопросы остались открытыми.
- Вы имеете в виду увеличение денежных средств фондов?
- Прежде всего инвестиционного. Мы долго боролись за его создание. Размер этого фонда в 2006 году составил 69,7 млрд. рублей. А в следующем намечено довести его до 200 миллиардов. Очень важно с толком этими деньгами распорядиться. Чтобы не получилось, как в этом году - на дворе июль, а ни один рубль инвестиционного фонда еще не освоен.
Чтобы не повторять прошлые ошибки, Правительству было высказано предложение представить все цифры объема финансирования на основные национальные проекты в рамках "нулевого чтения", чтобы к первому чтению у нас уже была ясная картина, на какие направления сколько денег необходимо выделить. А суммы потребуются немалые. Только на новый национальный проект "Демографическая политика" в 2007 году запланировано 32,3 млрд. рублей. Выплаты расходов на предоставление базового материнского капитала должны составить 131,8 млрд. рублей.
Особое значение приобретает финансирование автомобильных дорог. Несмотря на настойчивые требования депутатов, Правительство практически не реагировало. Финансирование строительства дорог остается на недопустимо низком уровне. Ведь ввод автомобильных дорог в эксплуатацию в настоящее время в два раза меньше, чем в 1990 году. Порядка 50 тысяч населенных пунктов не имеют автомобильных дорог, связывающих их с областными центрами. В результате плохие дороги сдерживают развитие регионов и, соответственно, реализацию национальных проектов.
- То есть без хороших дорог национальные проекты могут застрять?
- В своем бюджетном Послании Президент страны особенно подчеркнул важность строительства автотрасс. На эти цели будет выделено в 2007 году дополнительно 35 млрд. рублей - в качестве субсидий регионам.
- А сколько средств Правительство выделило в проекте?
- В проекте бюджета на 2007 год, по подпрограмме "Автомобильные дороги", закладывается около 174,2 млрд. рублей, по сравнению с 2006 годом - на 45,5 процента больше. Но это с учетом 35 млрд. рублей, которые названы в бюджетном Послании Президента. Без учета этих сумм предлагается увеличить размер субсидий всего на 6 процентов больше, чем в предыдущем году. Это недопустимо мало. Тем более что 35 млрд. рублей имеют строго целевое назначение и должны быть распределены по следующим направлениям: строительство автомобильных магистралей, поселковых дорог, прокладка дорог в новых микрорайонах и новых застройках. Считаю, что, рассматривая в рамках нулевого чтения законопроект о бюджете, необходимо поднять вопрос о серьезном увеличении субвенций на цели дорожного строительства.
- Но, говоря о бюджете будущего года, нельзя оставить без внимания реализацию бюджетных расходов года нынешнего. Все ли так получается, как было задумано?
- Многие аспекты вызывают у нас тревогу. Весенняя сессия кончается, а многие депутатские рекомендации по исполнению бюджета не учтены. При этом в течение года Правительство принимает по бюджету решения, не согласовав их с парламентом. Это приводит к неожиданным изменениям и шероховатостям в реализации закона о бюджете. К примеру, принятая на 2006 год программа "Жилище" сейчас уточняется Правительством. Из 34 миллиардов рублей, выделенных по этой программе, за пять месяцев профинансировано всего 653 млн. рублей. В результате выполнение составной части этой программы - национальный проект "Доступное жилье" - на грани срыва.
Уточнение паспортов по многим федеральным проектам в течение года привело к тому, что в первом квартале 2006 года их финансирование составило только 10 процентов от годовых объемов. В том числе по капвложениям - 5,5 процента. Невольно хочется спросить: а не проще ли Правительству отказаться от практики уточнения показателей бюджета в конце года и перейти к принятию более взвешенных решений на стадии его формирования?
- То есть необходимо ужесточить депутатский контроль за бюджетными расходами?
- В целях реализации бюджетного Послания Президента на 2007 год Дума и должна, и обязана взять под свой контроль основные приоритеты бюджетных расходов. Речь идет прежде всего о средствах на повышение заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера. Ну и конечно, необходимо проследить, чтобы было достаточно выделено средств на поддержку материнства и детства. В материалах же, представленных на заседании, все эти суммы пока не обозначены Правительством.
Законодатели должны приложить максимум усилий для повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Решение этой задачи возможно только при условии внесения изменений в Бюджетный кодекс. Его новая редакция должна создать правовую основу для принципиально иной организации бюджетного процесса, прежде всего с учетом перехода на среднесрочное финансовое планирование, формирование бюджетов на трехлетний период.
К сожалению, изменения в Бюджетный кодекс планируется рассмотреть в Правительстве только в сентябре этого года. Следовательно в Думу они будут внесены не раньше декабря 2006 года, а это недопустимо поздно. А ведь изменения в Бюджетный кодекс должны были быть утверждены еще в конце 2005 года.
- Удалось ли достигнуть каких-либо конструктивных договоренностей с представителями Правительства на этой встрече?
- По итогам встречи было решено создать рабочую группу по бюджету с целью сформировать пакет требований Правительству. Кроме того, Минфин и фракция "Единая Россия" организуют рабочую группу, которая будет рассматривать все замечания к проекту бюджета на 2007 год. Алексей Кудрин заверил, что все вопросы будут сняты и к 1 августа Минфин представит в Правительство доработанный проект бюджета. Он также отметил, что в этом году бюджет будет приниматься в четырех чтениях. Но даже и в этом случае Правительство постарается сжать сроки и принять закон раньше обычного.
Поживем - увидим.


Парламентская газета. Москва.

5 Июля 2006 г.


Док. 285859
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 370

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``