В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Больше прав для региона Назад
Больше прав для региона
Юрий ВАСИЛЬЕВ председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам
"Надо научить региональную власть рационально распределять средства из федерального бюджета. Давно пора прекратить из Москвы руководить строительством бань".
Недавно в Астрахани завершилось выездное заседание "круглого стола" Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на тему "Совершенствование межбюджетных отношений в рамках налоговой реформы". В нем приняли участие члены бюджетного комитета, представители Правительства РФ, руководители субъектов регионов Южного федерального округа, известные ученые-экономисты, предприниматели. Наш корреспондент встретился с одним из инициаторов этого совещания, председателем Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрием Васильевым и попросил его прокомментировать итоги выездного заседания.
- Подобная работа в регионах стала уже своеобразной традицией для нашего комитета. Тем более что сама тема межбюджетных отношений и формирования местных бюджетов требует широкого обсуждения непосредственно в субъектах Федерации с людьми, кому адресованы законодательные меры.
Как известно, концепция реформирования межбюджетных отношений зарождалась в 1998 году. Сегодня она постепенно приобретает более или менее зримые формы, опираясь на ряд законодательно закрепленных полномочий регионов. В последнее время наши экономисты приходят к пониманию, что межбюджетные отношения - это не только распределение финансовых потоков, но и регулирование социально-экономической политики в стране. Это сфера все отчетливее становится концентрированным выражением социально-экономических отношений и служит своеобразным индикатором сбалансированности между различными уровнями власти.
Вот почему, несмотря на напряженный график работы комитета (а у нас на сегодняшний день находится на рассмотрении 189 законопроектов), мы все же нашли время, чтобы непосредственно узнать мнения представителей регионов по данной проблеме. Законодатели должны постоянно общаться и чувствовать, как происходит реализация на практике тех законодательных актов, которые мы принимаем.
- Почему вы выбрали именно Южный федеральный округ для проведения этого заседания?
- Как отмечали представители этого округа, заявленная тема "круглого стола" жизненно важна для южных регионов. Казалось бы, округ при выгодном географическом положении, благоприятных климатических условиях, высоком потенциале сырьевых и трудовых ресурсов должен быть одним из ведущих в стране, но, увы, там явственно отмечено отставание от среднего по стране уровня в экономическом и социальном развитии. Как отмечалось, вклад регионов этого округа в бюджетную систему страны по доходам составляет лишь 5 процентов, зато по расходам это практически 11. В сложившейся системе межбюджетных отношений только Астрахань может похвастаться по сути дела бездотационностью, все остальные 12 регионов округа вынуждены сидеть на дотациях федерального бюджета.
- Какие, на ваш взгляд, ценные идеи и предложения по решению данной проблемы были высказаны представителями регионов на этих слушаниях?
- Суть многих предложений заключается в том, чтобы укрепить финансовую дисциплину, установить единые четкие правила распределения межбюджетных трансфертов, дифференцировать самостоятельность в финансово-бюджетной сфере в зависимости от уровня дотационности и создать дополнительные стимулы к увеличению налогового потенциала. Интересны были и высказывания о принятии ряда мер и ограничений для субъектов и муниципальных образований, получающих межбюджетные трансферты, об установлении дополнительных мер федерального контроля за формированием и исполнением бюджета для высокодотационных субъектов, вплоть до введения временной финансовой администрации. При этом регионам дается право освободиться от указанных мер или перейти на более низкий уровень ограничений, или отказаться полностью либо частично от дотаций и финансовой помощи из бюджета вышестоящего уровня.
- Помогла ли эта встреча с руководителями субъектов Федерации прояснить слабые звенья законов по межбюджетным отношениям и определить новые актуальные задачи?
- Прежде всего надо научить региональную власть рационально распределять средства из федерального бюджета. Уже в этом году большая часть бюджета расходов федерального бюджета была ориентирована на конечный результат. Президент страны в своем Послании Федеральному Собранию особенно подчеркнул важность расширения финансовых полномочий регионов. Речь идет о том, чтобы передать им часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые по своей сути сейчас финансируют муниципальные полномочия. Давно пора, сказал Владимир Путин, прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализации.
Вот почему мы подходим к формированию межбюджетных отношений на следующий год, исходя из тех задач, которые поставлены самой жизнью. Это прежде всего создание стимулов региона к зарабатыванию собственных средств, дальнейшее совершенствование механизма межбюджетного выравнивания и так далее. Вот, собственно, исходя из этих основных направлений, мы и будем формировать методику взаимоотношений федерального Центра и субъектов Российской Федерации в проекте нового бюджета на 2007 год.
В частности, к примеру, в определенной реконструкции нуждается фонд финансовой поддержки регионов. Это самый большой фонд. Но, как показала практика, не все механизмы там работают конструктивно в плане стимулирования регионов развивать свою экономику. Необходимо найти возможности для создания новых стимулов для тех субъектов Российской Федерации, которые имеют более высокие темпы роста экономики. Предположим, если регион наращивает свои экономические показатели и получает результаты выше тех, на которые рассчитывали ранее, то этот прирост не будет учитываться в качестве базы для расчета налогового потенциала. Тем самым создается стимул для субъектов Российской Федерации увеличивать свое производство, увеличивать ВВП.
На заседании специалисты-эксперты предлагали в этом плане новые интересные схемы методики расчетов бюджетных трансфертов. Все эти предложения мы будем внимательно изучать. Много говорилось и о фонде софинансирования социальных расходов. Как вы знаете, в него включаются несколько позиций, по которым регионам из федерального бюджета оказывается помощь. Это и жилищные субсидии, и детские пособия, и пособия для ветеранов труда и тружеников тыла. Есть предложения предоставлять средства из фонда софинансирования единой суммой, с тем чтобы регион самостоятельно мог определить, на какое направление требуется больше или меньше средств. Предположим, если возникает проблема с жилищными субсидиями, то можно их часть, ту, которая предоставляется по другим направлениям, перераспределить в эту сферу, и наоборот. Это даст возможность повысить мобильность перераспределения средств этого фонда, что, на наш взгляд, улучшит управляемость федеральными деньгами в субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо продумать и проанализировать необходимость передачи на федеральный уровень некоторых региональных функций, которые обременительны для местных бюджетов. Это означает, что вопрос о повышении сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно решать не только за счет увеличения финансовой помощи, но и путем передачи на федеральный уровень ряда полномочий. Речь в первую очередь идет о содержании милиции и пожарных. Возможно, это будет реализовано уже с 2008 года. Это обойдется Российской Федерации в сумму 136 миллиардов рублей.
- Невозможно говорить о проблемах регионов, не затрагивая вопросов дорожного строительства, ибо дороги для регионов - это один из основных источников существования.
- Действительно, финансирование дорожного хозяйства по-прежнему остается в центре внимания законодателей.
Мировой опыт свидетельствует, что инвестиции в дорожную сеть создают новые возможности для развития экономики, способствуют повышению мобильности, социальной и деловой активности в обществе и в конечном итоге возвращаются в бюджет в виде новых налоговых поступлений, превышающих объемы затраченных средств.
К сожалению, существующий уровень государственного регулирования и финансирования дорожной отрасли не обеспечивает объединение экономических центров государства. Нынешняя сеть автомобильных дорог в основном либо исчерпала свою пропускную способность, либо находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
Качество автомобильных дорог общего пользования не позволяет России полноценно обеспечивать международные транзитные автомобильные перевозки на своей территории, ведет к сокращению числа сельских населенных пунктов и выводу из оборота большого количества сельхозземель.
Сокращение финансирования дорожного хозяйства в течение последних лет привело к тому, что около 50 тысяч населенных пунктов, или 33 процента от их общего количества, не имеют автомобильных дорог, связывающих их с дорогами общего пользования.
За последние годы заметно сократились объемы строительства автомобильных дорог. Ввод автомобильных дорог в эксплуатацию в настоящее время в два раза меньше, чем в 1990 году, а ежегодный прирост составил 0,8 процента, при темпах роста автомобильного парка 7-10 процентов.
Слабо развитая дорожная сеть сдерживает развитие регионов и возможности реализации приоритетных национальных проектов.
Признание утратившим силу Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" и отмена налога на пользователей автомобильных дорог привели к тому, что только в 2003 году потери бюджетов субъектов составили около 33 млрд. рублей. Адекватной замены этим средствам многие регионы так и не нашли.
О важности увеличения финансирования дорожного хозяйства субъектов свидетельствует поручение Президента Российской Федерации, высказанное в бюджетном Послании, о необходимости выделения в 2007 году дополнительных субсидий регионам в размере не менее 35 млрд. рублей на строительство и модернизацию автомобильных дорог, включая и дороги в поселениях, в том числе на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки. В 2007 году общая сумма финансирования по подпрограмме "Автомобильные дороги" и субсидий бюджетам субъектов на строительство и содержание дорог с учетом поручения Президента Российской Федерации планируется около 170 млрд. рублей, или с ростом по сравнению с 2006 годом на 45,6 процента.
При рассмотрении проекта бюджета на 2006 год Дума рекомендовала Правительству по итогам исполнения бюджета за 2006 год увеличить финансирование дорожного хозяйства, в том числе на увеличение субсидий регионам.
Сегодня уже ясно, что Правительство не будет уточнять показатели федерального бюджета на 2006 год в июне текущего года, а внесет такие изменения только по итогам первого полугодия, т. е. реально обсуждение в Думе может начаться в сентябре текущего года. Это приведет к тому, что часть выделенных средств не будет освоена до конца года.
Такое положение недопустимо для хозяйствующих субъектов. Вывод напрашивается сам собой.
С одной стороны, уровень бюджетного финансирования строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог постоянно сокращается, с другой - альтернативные финансовые инструменты, которые бы обеспечивали долгосрочное развитие и содержание дорожной сети, не предлагаются либо не используются по причине отсутствия необходимой нормативной и законодательной базы.
Реформа дорожного хозяйства должна основываться на создании необходимой нормативной базы, реформирование которой должно осуществляться при непосредственном участии Минтранса и его контроле.
Для решения этой непростой задачи считаем необходимым создать рабочую группу по выработке согласованных решений, пригласив в ее состав представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также Администрации Президента Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации.


Парламентская газета. Москва.

29 Июня 2006 г.


Док. 285857
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 373

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``