В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Налог не бремя Назад
Налог не бремя
В конце апреля бюджетный комитет намерен рассмотреть во втором чтении законопроект о налоговом администрировании. Как известно, этот законопроект вызывает много споров в обществе, потому что затрагивает самые болезненные точки не только экономики, но и в какой-то мере социальные права человека и демократические свободы общества. Эксперты называют его краеугольным законом налоговой реформы, и от того, какие нормативы в нем будут доминировать, зависит развитие не только экономики, но и гражданского общества в стране.

Основная цель законопроекта урегулирование вопросов, связанных с проведением контрольных мероприятий, а также определение норм соблюдения оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков. Учитывая значимость вопросов, затрагиваемых в этом законопроекте, перед его принятием в первом чтении Комитет по бюджету и налогам инициировал и провел парламентские слушания по проблемам взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Мы предоставили слово всем заинтересованным сторонам представителям бизнес-сообщества, федеральных органов исполнительной власти, региональных законодательных собраний.

Помимо этого при подготовке к рассмотрению законопроекта члены комитета проанализировали многочисленные обращения из регионов от представителей малого и среднего бизнеса, которые в большей степени подвержены произволу налоговых органов. На их основе мы сформулировали конкретные поправки к законопроекту о налоговом администрировании и будем настаивать на их принятии.

Основные замечания по законопроекту сводились к тому, что он не решает полностью задач по совершенствованию налогового администрирования, а ряд его норм сохраняет возможность злоупотреблений со стороны налоговых органов. Приведу лишь два примера.

Первый затрагивает вопрос о более четкой регламентации камеральных проверок и ограничении права налоговых органов истребовать неограниченный перечень документов вне рамок выездной проверки.

Законопроектом предлагается наделить налоговые органы правом требовать "пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, удержания и своевременность уплаты налогов и сборов". Иными словами, контролеры должны иметь право получать любые документы, которые сочтут нужными. Если мы проанализируем перечень справок, которые налоговый орган вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса у налогоплательщиков, заявивших право на вычет (возмещение), становится очевидным, что он не только не сократился, но и пополнился новыми.

Мы предлагаем серьезнейшим образом сократить объем справок и бумаг, которые в настоящее время называют налоговые органы вне рамок выездной проверки. Более того, целесообразно сделать перечень документов реально закрытым.

Второй пример связан с установлением новой обязанности налогоплательщика предоставлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Но ведь, согласно статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", большинство организаций обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года. То есть нам предлагается законодательно закрепить существующую в настоящее время, неоправданную, на наш взгляд, практику ежеквартально представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.

Тем более что никакой существенной значимости для целей налогообложения данная отчетность не имеет. В этой связи думаю, что законопроект, принятый в первом чтении, не решает задачи по совершенствованию налогового администрирования и улучшению налогового климата в стране, а в ряде случаев даже ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с существующей практикой.

Более того, увеличение административного бремени на налогоплательщиков может стать причиной ухода их из легального бизнеса "в тень". Такие примеры, к сожалению, существуют.

На наш взгляд, реформирование налоговой системы должно сопровождаться качественным улучшением контрольных функций специализированных органов.

Юрий Васильев , председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам

РОССIЯ. Москва.

20 Апреля 2006 г.


Док. 285826
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 398

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``