В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Налоги как двигатель экономического прогресса Назад
Налоги как двигатель экономического прогресса
Юрий ВАСИЛЬЕВ , председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

Вопрос о налоговом администрировании сегодня поистине звучит по-гамлетовски. Для многих налогоплательщиков эта проблема приобретает драматический вопрос: быть или не быть экономическому прогрессу в стране?

Споры вокруг законопроекта "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" кипят нешуточные. Этот документ стал своего рода камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. В нем обнажились резкие противоречия во взглядах на налоговую проблему между предпринимателями, законодателями, и контрольными органами. В результате за последние дни налоговый подкомитет Комитета Госдумы по бюджету и налогам получил свыше 700 поправок. Тем не менее законодатели бюджетного комитета намерены завершить подготовку этого законопроекта ко второму чтению.

Как же обстоят дела в данный момент с подготовкой этого важного государственного документа на самом деле и каково мнение на все эти сложности данного жанра у непосредственных его разработчиков? На вопросы согласился ответить председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук Юрий Васильев .

- Юрий Викторович , все-таки хотелось бы выяснить, каковы главная цель и задача этого документа, вызывающего столь огромный резонанс в обществе?

- Главная его цель - реализация задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию по переходу к эффективной финансовой стабильности.

- Почему он вызывает такие жесткие споры среди налоговиков и налогоплательщиков?

- Вам хорошо известно, что проблемы, связанные с взаимоотношениями налогоплательщиков и налоговых органов, а также организацией работы налоговых органов, приобрели особую остроту. Как повелось в последние годы, налоговая тема обязательно становится предметом обсуждения для всех вновь создаваемых и давно действующих сообществ бизнеса, объединений экономистов, депутатских и сенаторских "круглых столов", а также бесчисленных конференций о "судьбе налоговой реформы". Недавно и Общественная палата подключилась к налоговому администрированию.

Именно поэтому Президент страны отметил, что "приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было "планов" по сбору налогов и пошлин". Налоговые органы должны контролировать исполнение федерального законодательства, а не выполнять лишь фискальную функцию. То есть фискальные органы не должны проходить мимо нарушения законов, не ограничиваться проверками текущего периода. Однако при этом они не вправе "терроризировать" бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проблемам.

- Какое же, по вашему мнению, должно быть основное магистральное направление документа?

- Основным направлением совершенствования налогового администрирования должно стать обсуждение регламентации налоговых проверок, их периодичности, формирование цивилизованных взаимоотношений между налоговыми органами и бизнесом. Поиск и соблюдение оптимального баланса прав и обязанностей налогоплательщиков. Закон должен гарантировать права налогоплательщиков и защищать их от произвола со стороны контролирующих органов.

К этой работе привлечены не только Правительство и депутаты, но и представители бизнес-сообщества. С учетом проведенных обсуждений кабинетом министров был разработан и внесен в Государственную Думу законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Его приняли в первом чтении в октябре 2005 года.

Хочу также отметить, что, учитывая значимость вопросов, затрагиваемых в этом законопроекте перед его принятием в первом чтении, Комитет по бюджету и налогам инициировал и провел парламентские слушания.

Кроме того, в ходе подготовки к рассмотрению законопроекта мы в комитете проанализировали многочисленные обращения из регионов от представителей малого и среднего бизнеса, которые в большей степени подвержены произволу налоговых органов. Поэтому депутаты заняли конструктивную позицию, они не только отметили недостатки законопроекта, но и внесли свои предложения по их устранению.

- А какие это предложения?

- Основные наши замечания к тексту законопроекта сводились к тому, что законопроект не решает полностью задач по совершенствованию налогового администрирования, а ряд его норм сохраняет возможность злоупотреблений со стороны налоговых органов.

Приведу лишь два примера. Первый - затрагивает вопрос о более четкой регламентации камеральных проверок и ограничении права налоговых органов истребовать неограниченный перечень документов вне рамок выездной проверки.

Законопроектом предлагается наделить налоговые органы правом требовать "пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, удержания и своевременность уплаты налогов и сборов". Иными словами, контролеры должны иметь право получать любые документы, которые сочтут нужными.

- Вот как раз этот пункт документа и вызывает много вопросов у делового сообщества...

- Действительно, если мы проанализируем перечень справок, которые налоговый орган вправе истребовать в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса у налогоплательщиков, заявивших право на вычет (возмещение), становится очевидно, что он не только не сократился, но и пополнился новыми.

В связи с этим мы полагаем необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению серьезнейшим образом сократить объем справок и бумаг.

Второй пример связан с установлением "новой" обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Следует отметить, что согласно статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" большинство организаций обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

Таким образом, предлагается законодательно закрепить существующую в настоящее время, неоправданную, на наш взгляд, практику ежеквартально представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.

- И какие отсюда следуют выводы?

- В этой связи представляется, что законопроект, принятый в первом чтении, не решает поставленные Президентом Российской Федерации задачи по совершенствованию налогового администрирования и улучшению налогового климата в стране, а в ряде случаев даже ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с существующей практикой.

Следует учитывать, что повышение эффективности налогового контроля не означает ужесточение самого налогового контроля, связанного с увеличением контрольных мероприятий финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Более того, увеличение административного бремени на налогоплательщиков может стать причиной ухода их из легального бизнеса "в тень".

- Как идет работа сегодня с учетом сделанных выводов?

- В настоящее время в Комитете по бюджету и налогам совместно с Правительством ведется серьезная работа по подготовке законопроекта ко второму чтению.

Мы считаем, что реальное, а не декларативное решение проблемы оптимизации налогового администрирования и улучшения налогового климата в стране может быть обеспечено только при условии принятия ко второму чтению ряда конструктивных поправок.

- Какие из этих поправок вы считаете наиболее заслуживающими внимания?

- Прежде всего поправки, регламентирующие четкое определение статуса налоговых проверок и уточнение процедуры их проведения, включая установление жестких максимальных сроков их проведения. Повышение эффективности досудебного урегулирования налоговых споров, а также ограничений количества проверок налогоплательщика.

Целесообразно законодательно закрепить проведение повторных налоговых проверок как меры, направленной на выявления нарушения законодательства о налогах и сборах органами налогового контроля. При всем этом должны строго соблюдаться существующие базовые принципы законодательства о налогах, в том числе принцип "презумпции невиновности" налогоплательщика.

- Есть ли надежда, что все стороны достигнут консенсуса в налоговой политике?

- Надежда есть на то, что здравый смысл подскажет всем спорящим субъектам взаимоприемлемые ориентиры.


Парламентская Газета. Москва.

31 Марта 2006 г.


Док. 285758
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 392

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``