В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Васильев, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам: Налоги как залог процветания Назад
Юрий Васильев, председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам: Налоги как залог процветания
Утверждена программа законопроектной работы Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на весеннюю сессию 2006 года. Заметное место в ней занимают законопроекты, которые должны сыграть действенную роль в усовершенствовании налоговой системы. О ключевых проблемах и новых концептуальных подходах в их решении шла речь корреспондента "ПГ" с председателем Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрием Васильевым .

- Программа законопроектной работы комитета свидетельствует, что работы непочатый край. Как говорится, покой лишь только снится...

- И это хорошо. Значит, экономика развивается интенсивно и требует все новых законодательных инициатив. А так в программе почти пятьдесят действенных законопроектов, которые должны сыграть свою реальную роль в экономическом и социальном прогрессе страны. Естественно, что каждый документ требует особого подхода, глубокого анализа и, конечно, детального обсуждения на заседаниях комитета.

- В основном, как я понял, это наработки, связанные с совершенствованием налогового законодательства. Они являются ключевыми в контексте проводимых в стране реформ, которые тесно переплетаются и не могут быть реализованы в отрыве друг от друга. Обозначьте эти проблемы?

- Одна из важнейших, например, - реализация положений закона о местном самоуправлении. Нам необходимо через изменение налогового законодательства расширить доходную базу для муниципальных бюджетов. Эту задачу можно решить без пересмотра состава доходных источников местных бюджетов путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, методом зачисления работодателем налога на доходы физических лиц по их месту жительства в бюджеты поселений и муниципальных районов. Также целесообразно подготовить изменения в федеральное законодательство с целью закрепления правового механизма, обеспечивающего ответственность территориальных органов Федеральной налоговой службы перед органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления за полноту сбора налогов.

Не исключаю, что для создания дополнительных стимулов к развитию экономики и повышению налогового потенциала желательно дифференцировать степень самостоятельности, объем прав и ограничений для самодостаточных в финансовом отношении муниципальных образований и муниципальных властей, получающих дотации из региональных фондов финансовой поддержки. Считаю правомерным вернуться к обсуждению вопроса об изменении статуса и зачислении транспортного налога в бюджеты муниципальных образований.

Еще одна тема - ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Споры кипят на разных уровнях. Напомню, что в начале 90-х годов прошлого века она составляла 28 процентов. Затем была снижена до 20. Сегодня она равна 18 процентам. Раздаются голоса о понижении до 13.

Сторонники такого шага убеждены, что это даст возможность бизнесу инвестировать в экономику страны высвободившиеся средства. Выпадающие из-за снижения ставки доходы предлагается компенсировать за счет средств Стабилизационного фонда.

Но с этим предложением не согласен Минфин России. По его оценкам, бюджет тогда недополучит более 360 миллиардов рублей. У многих депутатов нашего комитета существует мнение в качестве ориентира определить ставку в 15 процентов. Есть также и другие предложения по НДС.

- Но главное, чтобы в процентах не затерялись интересы простых людей, налогоплательщиков?

- Разумеется. Необходимо взвесить последствия унификации ставки налога на социально значимые товары: лекарства, продовольствие и товары для детей, которые сейчас облагаются по пониженным ставкам. Ведь все мы еще хорошо помним последствия увеличения ставки НДС на лекарства с 0 до 10 процентов, когда существенно выросли цены на медикаменты.

- Можно отметить и то, что немалое место среди законопроектов занимают те, которые существенно расширят права предпринимателей, прежде всего представителей малого и среднего бизнеса.

- Их роль в экономике огромна, особенно для малых и средних городов. Сегодня в стране работает более 950 тысяч предприятий с общей численностью занятых в них более 9 миллионов человек. Вот какая армия. За прошлый год малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на сумму около двух триллионов рублей, что составляет почти 10 процентов к ВВП. Но это не предел. Ведь для сравнения скажу, что в таких развитых странах, как Италия, Германия, Швейцария, Норвегия, этот объем достигает 40 или 60 процентов к ВВП. Так что у отечественного бизнеса есть огромные резервы для наращивания своего потенциала на благо развития экономики. В связи с чем задача перед нами стоит конкретная: найти те самые налоговые механизмы, которые бы способствовали дальнейшему развитию потенциала малого бизнеса.

В соответствии с этими реалиями наш комитет делает все возможное, чтобы создать комфортное законодательное поле для малого бизнеса. Возьмем, к примеру, законопроект "О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Это действительно важный норматив для стимулирования его развития. Напомню, что уже третий год в России действует новый механизм налогообложения для малого бизнеса: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.

Сложившаяся правоприменительная практика за этот период показала необходимость корректировки ряда положений этой системы. Правительственный законопроект упрощенной системы налогообложения предлагал увеличить предельный объем дохода, используемого в качестве критерия возможности применения упрощенной системы налогообложения, с 15 до 20 миллионов рублей. Мы остановились на 20. Более того, по предложению комитета с 1 января 2007 года эта сумма автоматически будет индексироваться с учетом инфляции. Законодатели также расширили по сравнению с правительственным вариантом перечень расходов, которые предприниматели смогут учитывать при расчете налогооблагаемой базы.

Другое важное подспорье для малого бизнеса - это возвращение к патентам. Надо сказать, что этот законопроект - сугубо "фирменное изделие" нашего комитета. Удалось восстановить в налоговом законодательстве возможность использования для индивидуальных предпринимателей специального налогового режима на основе патентов. Как известно, три года назад была отменена практика работы по патентам. И я знаю не понаслышке, как это негативно отразилось на деятельности малых предприятий и бизнесменов. Сегодня стало ясно и чиновникам, что это решение неверно.

- То есть законодатели делают все возможное, чтобы налоги служили не только фискальным целям, но и становились своеобразными стимулами, подспорьем к развитию производства и служили бы задачам расширения бизнеса?

- Возглавляет эти стимулирующие проекты очень серьезный документ, который сегодня вызывает много споров. Это законопроект "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Правительственный вариант законопроекта (к рассмотрению к первому чтению предлагалось три варианта) палата одобрила в первом чтении в октябре прошлого года. Планируется в марте этого года принять его в целом.

Однако страсти вокруг него разгорелись нешуточные. Резко прозвучала в его адрес критика со стороны предпринимательских структур. В налоговый подкомитет Государственной Думы поступило более 750 поправок, корректирующих инициативы Правительства. Многие депутаты настроены серьезно по отношению к этим поправкам и намерены дополнить Налоговый кодекс мерами по защите прав налогоплательщиков.

Разумеется, наряду со снижением ставок налога и облегчением налогового администрирования необходимо жесткое соблюдение налогового законодательства. Государство вправе требовать это, устанавливая равные правила игры для всех налогоплательщиков. Важнейшим принципом, которым необходимо руководствоваться в данном вопросе, является соблюдение баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов. Это обязательно найдет отражение в законах, которые будут приниматься.

Наш комитет стремится придавать особое значение в развитии новых качественных взаимоотношений между парламентом и Правительством. Однако, учитывая качество вносимых законопроектов, нас уже не может устраивать роль простых проводников различных идей и предложений, содержащихся в указанных законопроектах. Мы намерены занять более активную позицию, то есть мы не намерены ограничиваться рассмотрением поступающих в Государственную Думу законопроектов, а будем более активно формулировать собственные предложения по совершенствованию налогового законодательства. Именно с этой целью мы уже создали при комитете несколько рабочих групп, в частности совместную с Советом Федерации, Министерством экономического развития и торговли рабочую группу по акцизной политике. Депутаты нашего комитета намерены расширять эту практику и по другим направлениям. В частности, усовершенствовать возможности сотрудничества с Правительством по вопросам налогового законодательства в рамках так называемого "нулевого чтения".


Парламентская Газета. Москва.

7 Февраля 2006 г.


Док. 285752
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 373

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``