В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Год реализованных возможностей Назад
Год реализованных возможностей
Что удалось сделать Комитету Госдумы по бюджету и налогам и что впереди

Юрий Васильев , председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам

Этот год думский Комитет по бюджету и налогам завершает с хорошими и весомыми результатами. Прежде всего рассмотрены и приняты бюджет страны, различные законы по налоговой и финансовой политике. Можно говорить о том, что сделан еще один шаг в развитии правовой базы? С этого вопроса началась беседа нашего корреспондента с председателем Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрием Васильевым .

- Прежде всего хочу отметить то, что комитетом было подготовлено 38 федеральных законов, которые приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом России. В настоящее время на рассмотрении у нас находится 204 законопроекта. Отклонены, отозваны, возвращены и сняты с рассмотрения субъектами права законодательной инициативы 222 законопроекта, - говорит глава комитета. - Можно смело сказать, что итоги работы довольно неплохие. Конечно, как всегда, главным было принятие проекта бюджета на будущий год. Напомню, что впервые он был сформирован в рамках трехлетнего бюджетного планирования на 2006-2008 годы, что является первым реальным шагом к повышению качества и точности показателей бюджета, эффективности управления государственными финансами. По существу это дает возможность решить во взаимной увязке проблемы сдерживания инфляции, обеспечения экономического роста, проведения социальных реформ и повышения реального уровня жизни населения. Появляются возможности спланировать условия стабильной работы как для бизнеса, так и для органов государственного управления.

В ходе работы над законопроектом нам совместно с Правительством удалось добиться максимального приближения параметров бюджета к реальным оценкам и значительного увеличения по сравнению с нынешним годом доходной части на 598 миллиардов рублей и расходной - на 322 миллиарда рублей. Также впервые образован Инвестиционный фонд в объеме 70 миллиардов рублей, средства которого будут направлены на реализацию совместно с частными инвесторами особо значимых инвестиционных и инновационных проектов.

- Это новшество как раз и вызывает у многих немало вопросов. Прежде всего, как будут распределяться средства фонда?

- Недавно мы получили утвержденное Правительством положение об Инвестиционном фонде, вступающее в силу с 1 января 2006 года. Им определяется порядок формирования фонда, механизмы и условия предоставления государственной поддержки за его счет реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. Говорится об этапах и процедурах их отбора, основных требованиях к представляемой документации и проведению мониторинга реализации инвестиционных проектов.

Замечу, что поддержка может осуществляться как в форме софинансирования на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, так и направления средств в уставные капиталы юридических лиц. Минимальная стоимость инвестиционного проекта, установленная для получения государственной поддержки, составляет пять миллиардов рублей.

Отбор планируется проводить в два этапа. На первом этим занимается Министерство экономического развития и торговли. На втором этапе подключается правительственная комиссия, которая формирует перечень инвестиционных проектов из числа отобранных министерством.

- Всегда самым слабым звеном в предыдущих бюджетах было положение о межбюджетных отношениях. Как ныне решаются эти проблемы?

- Совершенствованию межбюджетных отношений нашим комитетом уделяется самое пристальное внимание. Недавно принят важный Закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений и в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ". Им устанавливается порядок замены дотаций из фондов дифференцированными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов в соответствующие местные бюджеты. Определен порядок предоставления субвенций из местных бюджетов в бюджет субъекта Федерации, которые должны применяться в переходный период с 2006-го по 2008 год.

Данные положения закона позволят органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления при формировании и утверждении собственных проектов бюджетов обеспечить более эффективное и обоснованное выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Кроме этого создаются дополнительные условия и стимулы для органов местного самоуправления по развитию налоговой базы на соответствующей территории, привлечению инвестиций и комплексному социально-экономическому развитию муниципальных образований.

- От масштабных проектов к житейским вопросам: будет ли повышаться зарплата у бюджетников?

- Одной из мер по реализации приоритетных национальных проектов является повышение к 2008 году заработной платы работников бюджетной сферы в 1,5 раза в реальном выражении. Если говорить о будущем годе, то с 1 мая она должна увеличиться на 15 процентов, а с 1 октября - еще на 11 процентов. Соответственно итоговое повышение должно составить не менее 27,65 процента.

-Но не только законом о бюджете был в этом году занят комитет?

- Конечно. Одновременно шла интенсивная работа и по другим направлениям. В частности, особые усилия были направлены на законодательное обеспечение проводимой в стране налоговой реформы. Помимо законотворческой деятельности в этом направлении мы провели два парламентских слушания и три заседания "круглых столов" по актуальным вопросам, связанным с совершенствованием законодательства о налогах и сборах. Среди наиболее важных федеральных законов, вносящих изменения в законодательство о налогах и сборах, которые были приняты в 2005 году и вступают в силу с 1 января 2006 года, хотелось бы отметить федеральный закон о внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ. Он направлен на стимулирование развития малого предпринимательства. Так, например, повышен предельный объем дохода как критерий возможности применения упрощенной системы с 15 до 20 миллионов рублей. Причем эта цифра ежегодно индексируется с учетом инфляции, расширен перечень расходов, которые учитываются при расчете налогооблагаемой базы; восстановлена возможность использования для индивидуальных предпринимателей специального налогового режима на основе патента.

Другой, не менее значимый закон, это - о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним вводится механизм так называемой "амортизационной премии". Налогоплательщик получает право включать в состав расходов отчетного налогового периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств и расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. На наш взгляд, реализация данного положения послужит существенным инвестиционным стимулом для реального сектора экономики.

Заслуживает внимания и федеральный закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров. Закон был внесен Президентом страны и направлен на разгрузку и оптимизацию работы судебной системы путем частичного отказа от процедур и правил, при которых органы власти должны реализовывать многие свои властные полномочия только через суд, в то время как можно использовать административные, досудебные процедуры.

Или еще один Федеральный закон - "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Он направлен на совершенствование порядка администрирования налога на добавленную стоимость и уточнение положений, касающихся уплаты авансовых платежей организациями с длительным производственным циклом.

- А что в законодательном портфеле комитета на будущее?

- В настоящее время мы работаем над подготовкой ко второму чтению проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Поступило более 700 поправок. В рамках данного законопроекта депутаты Государственной Думы намерены реализовать положение Послания Президента РФ Федеральному Собранию, касающегося оптимизации взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, обеспечения гарантий для долгосрочного развития бизнеса.

Также мы ожидаем в ближайшее время правительственный законопроект "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ", который потребует серьезной и напряженной работы нашего комитета в I квартале 2006 года. Можно не сомневаться, в весеннюю сессию без работы не останемся.

В ходе работы над законопроектом удалось добиться максимального приближения параметров бюджета к реальным оценкам и значительного увеличения по сравнению с нынешним годом доходной части.


Парламентская Газета. Москва.

20 Декабря 2005 г.


Док. 285751
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 413

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``