В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не стоит заниматься политикой на изношенной канализации Назад
Не стоит заниматься политикой на изношенной канализации
В Пакете национальных проектов, выдвинутых в сентябре этого года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, проблема обеспечения россиян доступным и комфортным жильем становится ключевой и приоритетной. Этот проект предполагает не только увеличение объемов строительства нового жилья, но также глубокую модернизацию коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов, для того чтобы небогатые работающие люди смогли воспользоваться ипотекой и жить в комфортных условиях уже сегодня. К сожалению, несколько десятилетий финансирования жилищно-коммунального комплекса по остаточному принципу сделали свое "черное дело".

Катастрофическая изношенность сетей и оборудования на предприятиях ЖКХ напоминает "пороховую бочку", ресурс котельного оборудования, транспорта тепловой энергии и воды выработан более чем на 60 процентов. Запаса времени для модернизации этого наиглавнейшего для простых людей комплекса услуг уже нет. Его реформирование за счет повышения тарифов исчерпало внутренние возможности. Следует ожидать, что Правительство выполнит требование Президента об установлении предельного уровня подорожания услуг в этой сфере и тарифная вакханалия на местах прекратится.

В этой связи представляется неотложным формирование нормативной и правовой базы для того, чтобы наряду с государственной поддержкой сферы ЖКХ туда пришел частный бизнес, не боясь потерять свои деньги. Стоит отметить, что желающих заняться бизнесом в этой сфере предостаточно. ЖКХ - это огромный рынок услуг. В минувшем году его объем составил 1 триллион 62 миллиарда рублей. Там гарантированный сбыт продукции. Что мешает работать бизнесу? Прежде всего государство должно дать частным компаниям ясный сигнал, что оно делает ставку на рыночное переориентирование отрасли. Но для этого нужны не только целевые возвратные фонды и бюджетное финансирование крупных бизнес-проектов в коммунальном хозяйстве. Нужны ясные и понятные законы, правовая база для того, чтобы компании имели долгосрочную перспективу и были защищены от своеобразного понимания и толкования этой самой масштабной реформы.

В русле поставленной задачи недавно был принят Закон "О концессионных соглашениях", который предусматривает снижение кредитных рисков для концессионера. Но на очереди еще более сложная задача: выработка закона о финансовом оздоровлении организаций ЖКХ с одновременной инвентаризацией их задолженности. Специалисты утверждают, что многие долги и санкции по ним существуют виртуально - только на бумаге. Деньги за электроэнергию и прочие услуги давно заплачены добросовестными гражданами - плательщиками этих услуг, а задолженность осталась. Здесь нужно найти подходящий ключ к сложному замку, отделить зерна от плевел с тем, чтобы открыть кран для потока инвестиций в жилищную сферу.

Вторая проблема - отсутствие на федеральном уровне единого порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки или льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Жилищный кодекс содержит отсылку на федеральные законы и законы субъектов Федерации. В результате планка льгот для одних и тех же категорий граждан, проживающих в разных регионах, плавает вверх и вниз. Участники Великой Отечественной войны, многодетные семьи не могут понять: почему, скажем, в Москве им положена скидка на коммунальные услуги в размере, соответственно, 50 и 30 процентов, а в соседней области - только 30 процентов?

Переход на денежную форму предоставления льгот по оплате ЖКХ перешли пока три субъекта России: Республика Татарстан, Тверская и Тюменская области. Массового перехода на льготы в виде "живых денег" в этой сфере по-прежнему нет. Тем временем пример монетизации льгот в сфере здравоохранения и санаторно-курортного лечения показывает, что до 80 процентов жителей небольших населенных пунктов, а это и есть Россия, предпочли денежную компенсацию натуральным льготам.

Данный прецедент имеет стратегическое значение. Монетизация льгот помогает преодолеть социальное иждивенчество и способствует повышению активности граждан. Можно задержать перечисление льготных денег из бюджета в адрес предприятия ЖКХ, как это зачастую и происходит. Но задержать выплату льгот на именной счет конкретного гражданина сегодня уже аморально и недопустимо. Если эту цепочку продолжить, создать условия для массового прихода в сферу ЖКХ частных компаний, которые будут зависеть от рубля потребителя услуг, ситуация должна в корне измениться. И в этом направлении необходимо срочно создавать эффективную правовую базу.

Нельзя не сказать несколько слов о переходе на новые формы эксплуатации многоквартирных домов, в том числе создание товариществ собственников жилья. До 1 марта 2006 года осталось слишком мало времени для того, чтобы составить реестры собственников, провести собрания, убедить людей в том, чтобы они самостоятельно выбрали управляющую компанию вместо ДЭЗа. Появляется угроза массового обмана, когда чиновники управ сами будут закреплять дома между "своими" управляющими компаниями. Есть также попытки переложить на жителей ветхих домов расходы по капитальному ремонту и так далее. Такая перспектива недопустима. Иначе как "диверсией против собственного народа" подобные планы назвать невозможно. Вместе с тем нельзя позволить затормозить реформу, чего добиваются некоторые политические силы. Политические пляски на изношенной канализации не пройдут.

СПРАВКА "ПГ"

ВОЛКОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ , заместитель Председателя Государственный Думы, член Комитета Государственной Думы по информационной политике. Первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия".

Родился 19 сентября 1954 года.

Окончил Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова.

Парламентская Газета. Москва.

18 Ноября 2005 г.


Док. 285745
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 368

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``