В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рассмотрение бюджета страны на будущий год Назад
Рассмотрение бюджета страны на будущий год
В: Одновременно с исправлением бюджета текущего года депутатам предстоит подготовить к третьему чтению бюджет на будущий год. Во втором чтении Госдума приняла его в пятницу, перераспределив часть средств в пользу социально значимых разделов.

КОР: В пределах утвержденного в первом чтении общего объема расходов федерального бюджета на 2006 год, составляющего более 4 триллионов рублей, внесенными ко второму чтению поправками, увеличиваются расходы. На национальную экономику - на 160 с лишним миллионов рублей, жилищно-коммунальное хозяйство - на 7 млрд. рублей, здравоохранение и спорт - на 3,5 миллиарда, на образование выделяется более 200 млрд. рублей, на охрану окружающей среды - почти 6,5 миллиардов.

В: Особенность бюджета будущего года, который составители назвали бюджетом развития в его инвестиционной составляющей. В частности, существенные средства направляются на финансирование приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и развития с/х. При этом впервые основные показатели бюджета рассчитывались правительством не на год, а на три года вперед.

КОР: За все время работы над проектом бюджета на 2006 год с нулевого по второе чтение на статьи социальной направленности было перераспределено более 380 млрд. рублей. Во втором чтении утверждались расходы по отраслевым бюджетным разделам. Так, в связи с внесением изменений в бюджет на 2005 год поправкой, внесенной профильным комитетом в бюджете 2006 года более чем на 13,5 млрд. рублей, увеличен раздел образования и на 5 млрд. рублей раздел межбюджетной сферы. Из первой суммы, в частности, будет профинансировано.

ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ (председатель Комитета по бюджету и налогам, "Единая Россия"): Приобретение автобусов для сельских школ - 1 млрд. рублей, оснащение школ учебным и учебно-наглядным оборудованием - 2 и 3 млрд. рублей, реализация социального проекта быстро возводимых физкультурно-оздоровительных комплексов - 2 млрд. рублей; повышение уровня надбавок за ученую степень преподавателям высшей школы, кандидатам наук и докторам наук - 3,06 млрд. рублей.

КОР: Вторая сумма - 5 млрд. рублей - будет направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей.

Ю. ВАСИЛЬЕВ: Увеличение расходов по разделу "здравоохранение и спорт" - на 3,5 млрд. рублей. Это обусловлено необходимостью осуществлять централизованные закупки медикаментов и машин "скорой помощи", медицинское - по заявкам субъектов, которые впоследствии по решению правительства будут переданы с баланса на баланс субъектам в безвозмездном порядке.

КОР: Поправка правительства за счет значительного уменьшения раздела общегосударственных вопросов и резервных средств по разделу социальной политики, 7 млрд. рублей добавляется к статье "Жилищно-коммунальное хозяйство" на обеспечение служебным жильем военнослужащих силовых министерств и ведомств. 1 млрд. к статье "национальная безопасность" на оснащение субъектов Федерации, участковых подразделений милиции соответствующим оборудованием и техническими средствами. Всего же на рассмотрение проекта бюджета 2006 было внесено 378 поправок, из них приняты 14. Большинство отклоненных или касались конкретных направлений расходов, которые рассматриваются в третьем чтении, или уже были частично учтены в поправках комитета по бюджету или в поправке не указан источник финансирования.

В. ПИВНЕНКО (председатель комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия"): Очень проблемная тема - это оплата проезда к месту отдыха и обратно пенсионеров, по расчетам которые сделаны на 2006 год такая сумма предложена правительством 190 миллионов рублей, мы считаем, что ее надо увеличить на 60 миллионов рублей, это деньги не большие.

- Проектом бюджета 2006 года предусмотрено выделение суммы 60,8 миллиона рублей, поправка частично учтена, как отмечает комитет, вместе с тем этот вопрос третьего чтения.

КОР: Однако, некоторые поправки уже во втором чтении были отклонены окончательно.

Ю. ВАСИЛЬЕВ (председатель Комитета по бюджету и налогам, фракция "Единая Россия"): Комитет не поддержал эту поправку по источнику, источником является стабилизационный фонд, потому что законодательством, бюджетным кодексом не предусмотрен источник образования из стабилизационного фонда.

Т. ГОЛИКОВА (замминистра финансов РФ): Что касается поддержки дошкольного образования, то это исключительные межбюджетные трансферты, эти вопросы решаются в рамках финансовой помощи, которая направляется на сбалансированность бюджетам субъектов.

В: А вот одна поправка, она была внесена рядом депутатов и относилась к проекту постановления к закону о федеральном бюджете на 2006 год. Была принята безоговорочно. На 4-е национальные программы вместо 116 млрд. будет выделено 134,5 млрд. Выступая на брифинге по итогам рассмотрения проекта бюджета 2006, председатель Госдумы Борис Грызлов особо отметил, эти средства дополнительная добавка к тем финансовым ресурсам, которые были распределены по этим разделам ранее.

Б. ГРЫЗЛОВ (председатель ГД РФ): Это деньги на формирование рынка доступного жилья 21,9 млрд., это средства на образование 30,8 млрд. рублей, это средства на развитие агропромышленного комплекса 19,2 млрд. рублей.

В: Итак законопроект о федеральном бюджете на 2006 год во втором чтении принят. А депутаты уже готовят поправки к третьему чтению, где будут утверждаться конкретные расходы по каждому из бюджетных разделов.

Проект федерального бюджета в третьем чтении депутаты намерены рассмотреть через месяц 18 ноября. Об особенностях бюджета будущего года и критериях его эффективности мы попросили рассказать первого заместителя председателя государственной думы, первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Олега Морозова . Олег Викторович , вот позади уже 2-а чтения бюджета. Наверное, можно судить наметились ли у него какие-то тенденции, может смещения по крайней мере акцентов в сторону от сырьевой составляющей или мы все-таки продолжаем надеяться только на нефть?

О. МОРОЗОВ (первый заместитель председателя Государственной думы): Я надеюсь, что этот сигнал финансовой системе дан уже в бюджете 2006 года, я напомню, что когда обсуждали вместе с президентом, так называемые, национальные проекты прозвучали слова о том, что надо тратить те деньги, которые мы зарабатываем. Вот все те дополнительные средства, которые сейчас направлены и в реальный сектор экономики, и на реализации 4 национальных проектов, и на целый ряд социальных программ. Фактически все-таки правильнее будет сказать, что это не столько результат благоприятной экономической нефтяной конъюнктуры, сколько результат того, что экономика растет, бюджет наполняется, по сравнению с бюджетом 5-летней давности это уже рост в разы. И поэтому мы впервые получили возможность тратить те деньги, которые мы заработали. Если говорить проще, это все-таки не только и не столько сырьевые деньги.

В: Критики бюджета говорят, что несмотря на то, что рост расходов на социальные нужны, на программы которые были провозглашены как национальные проекты действительно существенны, и, тем не менее, объем, общий объем в составе бюджета меньше, чем в предыдущие годы. Вот как вы относитесь к такому утверждению.

О. МОРОЗОВ (первый заместитель председателя Государственной думы): Расходная часть бюджета возросла по сравнению с прошлым годом на 25 процентов. В сравнении с предыдущими годами это самый большой рост того, что мы стали расходовать, не только накапливать, но и расходовать. Статьи, так называемые, социальные, такие как образование, здравоохранение растут гораздо более высокими темпами, чем другие статьи, расходные статьи бюджета. Поэтому мне кажется можно с полным основанием говорить, что крен бюджетной политики в сторону социальных проектов, социальных программ произошел.

Другое дело, что любое увеличение оно всегда относительно. Если задать вопрос, достаточно ли тех денег, которые сегодня направляются, направляются на решение тех или иных социальных задач, на вот эти национальные проекты, достаточно ли их в полном объеме? Конечно, нет. Но это примерно ровно то, что мы сегодня можем реально потратить.

В: А что мешает больше потратить? Ведь стабилизационный фонд сегодня содержит колоссальные средства.

О. МОРОЗОВ (первый заместитель председателя Государственной думы): А больше потратить мешает такие ограничители как темпы роста инфляции, потому что если однажды запустить инфляцию, то ее невозможно остановить через день, через неделю по желанию Минфина или кого бы то ни было другого и тогда, если инфляция выйдет за пределы допустимых границ все те расходы, которые мы сегодня осуществляем: повышение заработной платы и на реализацию других социальных программ - они просто превратятся в собственную противоположность. Количество денег увеличится, а реально покупательная способность денег уменьшится. Это первое. Второй ограничитель - это необходимость уплаты внешнего долга. Можно спорить и этот спор не закончен по поводу размеров стабилизационного фонда, направления его использования, но в рамках бюджета 2006 года макроэкономические показатели будут уже утверждены, и я думаю, сейчас уже в Стабилизационный фонд мы залезать не станем. Механизмы его использования будем контролировать, и мы считаем, что сейчас те расходные статьи бюджета и темпы их роста таковы, что это максимально возможные по положению экономики на сегодняшний день.

В: Все мы судим, наверное, о своем благосостоянии по количеству денег в кошельке, по возможности купить те или иные товары и поэтому сегодня очень много говорят о повышении зарплаты. И, тем не менее, какие еще меры планируются и что предусмотрено в бюджете для улучшения благосостояния помимо вот этого.

- Вы абсолютно правы, нельзя решить проблемы социальной сферы ставят в качестве единственной задачи это задача повышение зарплаты в этой сфере. Это задача первостепенная, это безусловно и уже в этом бюджете предусматривается повышение заработной платы прежде всего работникам бюджетной сферы, но одновременно предполагается вложить невиданные средства в укрепление первичного звена здравоохранения и как вы знаете в процедуре второго чтения Дума добавила средства на эти цели, потому что появились дополнительные расходы на финансирование станции "Скорой помощи", фельдшерско-акушерских пунктов, это то, что как бы ни было предусмотрено изначально, когда говорилось о национальных проектах. Когда мы говорим о системе образования, то уже в процедуре второго чтения добавлены средства на закупку автобусов для сельских малокомплектных школ, для оснащения школ наглядным оборудованием. Одновременно 2 миллиарда рублей дополнительно выделено на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в различных регионах, это опять же повторяю это то, что отличает бюджет, принятый во втором чтении от бюджета, принятого в первом чтении. Довольно значительные суммы выделены на повышение заработной платы доцентам, профессорам высшей школы, что также не было обсуждено пока вот в процедуре первого чтения. То есть даже вот за этот месяц, который прошел между первым и вторым чтением, целый ряд дополнительных средств были выделены на финансирование социальной сферы, на финансирование системы образования и здравоохранения, и физкультуры и спорта, что на мой взгляд является прямым вложением в человека, в улучшение его благосостояния. Другими словами, между первым и вторым чтением мы нашли дополнительно более 13 млрд. рублей, которые целиком пошли на различные социальные проекты, о которых я сказал. И что особенно важно, внутри этих денег есть сумма, которую получат сельхозпроизводители в связи повышением цен на энергоносители. Эта та компенсация, о которой неоднократно говорила Дума, принимала постановление и сейчас мы нашли эти деньги в бюджете.

В: Ясна ли картина на какие проекты пойдет инвестиционный фонд, что планируется развивать, во что вкладывать средства?

О. МОРОЗОВ : Нет, пообъектно или попроектно такая картина пока еще не ясна, поскольку это конкурсный процесс. Субъекты Федерации, субъекты хозяйственной деятельности должны представить свои проекты, получить половину запрашиваемых денег в этом инвестиционном фонде. А вторую часть, что немаловажно, вложить сами. То есть, появляется как бы новая очень важная система, при которой финансирование любого проекта, куда идет частный бизнес и когда он просит государственные деньги, должно сопровождаться вложениями частного бизнеса. Поэтому это будет конкурсная система, система отбора. Но важно подчеркнуть другое, что впервые в бюджете предусмотрено чуть менее 70 млрд. рублей на реализацию таких крупных инвестиционных структурных проектов. Поэтому как раз борьба, конкуренция за эти деньги я думаю развернется после принятия бюджета.

В: Спасибо за беседу.


РТР Парламентский Час. Москва.

16 Октября 2005 г.


Док. 285740
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 380

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``