В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Налоговый пряник всеже полезнее налогового кнута Назад
Налоговый пряник всеже полезнее налогового кнута
Дискуссии о налогах идут долго, и не видно им конца

В Малом зале Госдумы на Охотном Ряду по инициативе думского комитета по бюджету и налогам состоялись парламентские слушания на тему: "Налоговая реформа: состояние и перспектива". Тема эта важна и чрезвычайно актуальна для экономики страны. Что, впрочем, и было подтверждено концептуальными докладами министра финансов РФ Алексея Кудрина, министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, председателя бюджетного Комитета Совета Федерации Евгения Бушмина, заместителя председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова и многих других ведущих законодателей и экономистов страны. Было высказано немало конструктивных идей, интересных мыслей.

Корреспондент "Парламентской газеты" попросил прокомментировать итоги завершившихся слушаний председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам доктора экономических наук Юрия ВАСИЛЬЕВА .

- Стабильность бюджетной и налоговой политики, - отметил Юрий Васильев , - является важнейшим фактором развития экономики. От того, насколько грамотно будет проводиться налоговая политика, зависит благополучие народа. Эта истина была еще раз многократно озвучена на завершившихся слушаниях, которые стали своеобразной публичной платформой для анализа и обсуждения различных концепций и идей. Причем наравне с генералами налоговых реформ, известных в стране экономистов, прозвучали здравые мысли и товаропроизводителей регионов, которые на практике испытывают все прелести налоговых кнута и пряника. Все эти предложения, прозвучавшие на парламентских слушаниях, будут обобщены и учтены при подготовке итогового текста Рекомендаций. Эти рекомендации будут направлены в законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.

Как вы знаете, налоговая реформа проводится в нашей стране достаточно длительное время, накоплен значительный опыт в этой области.

На слушаниях нам удалось проанализировать то, что сделано за прошедшие десять лет, и в какой-то мере наметить определенные направления, чтобы налоговая реформа в конечном итоге обеспечила реализацию тех задач, которые ставились перед ней.

К числу безусловных успехов следует отнести принятую первую часть Налогового кодекса, которая стала основополагающим документом правовой регламентации налоговых отношений, который обеспечивает регулирование отношений по установлению и введению налогов. К успехам наших экономистов можно причислить и отмену налогов с оборота, снижение налогов на доходы физических лиц, по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость. С 2005 года существенно уменьшен единый социальный налог.

Однако на слушаниях в большей степени нас волновал вопрос о том, что не удалось сделать и что нужно сделать, чтобы налоговая система отвечала современным требованиям, обеспечивала конкурентоспособность российской экономики, стимулировала деловую активность и приток инвестиций.

- Как мне известно, вы в своем выступлении сделали особый акцент на развитии новых качественных взаимоотношений между парламентом и Правительством в решении проблем налоговой реформы.

- Сегодня в Госдуму вносится большое количество законопроектов, поправок и дополнений к ним, посвященных сбору налогов. Это свидетельствует о том, что в налоговом законодательстве остается множество нерешенных проблем. Комитет по бюджету и налогам очень ответственно относится к рассмотрению всех налоговых законодательных инициатив, в том числе и правительственных. Однако, учитывая качество вносимых законопроектов, нас уже не может устраивать роль простых проводников различных идей и предложений, содержащихся в указанных законопроектах. Мы намерены занять более активную позицию, то есть мы не будем ограничиваться рассмотрением поступающих в Государственную Думу законопроектов, а будем более активно формулировать собственные предложения по совершенствованию налогового законодательства. Именно с этой целью мы уже создали при комитете несколько рабочих групп, в частности совместную с Советом Федерации, Министерством экономического развития и торговли рабочую группу по акцизной политике. Создана также группа по изменению системы вычетов по налогу на доходы физических лиц, перед которой поставлена задача по разработке и внесению предложений, которые обеспечат социальную направленность и адресность налоговых вычетов. Депутаты нашего комитета намерены расширять эту практику и по другим направлениям. В частности, усовершенствовать возможности сотрудничества с Правительством по вопросам налогового законодательства в рамках так называемого "нулевого чтения", необходимость которого была заявлена еще на стадии формирования Правительства Российской Федерации. К сожалению, на практике эта новация во многом носит декларативный характер.

- Кстати, может быть, удастся разрешить разногласия между депутатами и Правительством по поводу законопроекта о налоге на наследование и дарение, который сегодня ждут миллионы россиян?

- Действительно, ситуацию, которая сложилась в отношении налога на наследование и дарение, иначе как патовой не назовешь: текст законопроекта подготовлен ко второму чтению еще год назад. Он так и остался замороженным. Хотя в Думу поступают сотни обращений от наших граждан с просьбой ускорить принятие этого закона. Тем не менее Правительство сопротивляется его рассмотрению, не соглашаясь с теми предложениями, которые реализованы по настоянию депутатов.

Принципиальной позицией здесь является вопрос налоговых послаблений. Законодатели считают, и это - позиция "Единой России", что от налогообложения должны быть освобождены близкие родственники наследодателя, хотя бы супруги и дети. Бюджет от этого ничего не потеряет, поскольку поступления от налога на наследование и дарение составляют сегодня всего 300 миллионов рублей в год. А решения, принимаемые в этом вопросе, важны для всех жителей страны. Мы считаем необходимым ускорить принятие этого закона, тем самым исключить из законодательства о налогах и сборах устаревший, принятый еще в начале 90-х годов прошлого века, не соответствующий никаким современным требованиям правовой акт.

Аналогичная ситуация сложилась с налогом на недвижимость, возможность введения которого сейчас активно обсуждается. В этом вопросе принятие непродуманного решения может привести к очень неприятным последствиям и негативно сказаться на положении буквально каждого гражданина. Мы считаем, что без утвержденных Земельного кадастра и методики массовой оценки объектов недвижимости невозможно принимать какие-либо взвешенные решения по данному вопросу.

- Какие еще наиболее важные проблемы были затронуты на слушаниях?

- Некоторые вопросы были действительно "затронуты", как вы выразились, на парламентских слушаниях вскользь. Между тем они являются ключевыми в контексте проводимых в стране реформ, которые, как вы знаете, тесно переплетаются и не могут быть реализованы в отрыве друг от друга.

Речь идет о Федеральном законе 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который вступает в силу с 1 января 2006 года. Хотелось бы надеяться, что участники слушаний осознали необходимость предпринять все возможные усилия как на законодательном, так и на исполнительном уровне для того, чтобы не повторилась ситуация, которая сложилась у нас с практикой реализации 122-го закона.

В связи с этим хочу обратить ваше внимание на несколько налоговых аспектов, связанных с обеспечением эффективного функционирования института местного самоуправления.

Необходимо, во-первых, через изменение налогового законодательства расширить доходную базу для муниципальных бюджетов. Эту задачу можно решить без пересмотра состава доходных источников местных бюджетов путем внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, предусмотрев, например:

1) зачисление работодателем налога на доходы физических лиц по их месту жительства в бюджеты поселений и муниципальных районов;

2) исключение федеральных и региональных льгот и изъятий из объекта налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество, включая сданные в аренду земельные участки, земельные участки и имущество федеральных и региональных государственных учреждений, земли обороны, лесного и водного фондов. Кроме существенного расширения собственной доходной базы муниципалитетов это позволит оптимизировать состав и значительно повысить эффективность использования государственных земель и имущества.

Во-вторых, необходимо подготовить изменения в федеральное законодательство с целью закрепления правового механизма, обеспечивающего ответственность территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за полноту сбора налогов, являющихся источниками формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Я не исключаю, что для создания дополнительных стимулов к развитию экономики и повышению налогового потенциала целесообразно дифференцировать степень самостоятельности, объем прав и ограничений для самодостаточных в финансовом отношении муниципальных образований и муниципальных властей, получающих дотации из региональных фондов финансовой поддержки.

В-третьих, считаю правомерным вернуться к обсуждению вопроса об изменении статуса и зачислении транспортного налога в бюджеты муниципальных образований. Напомню, что именно с таким предложением выходило Правительство Российской Федерации при рассмотрении в Государственной Думе вопросов, связанных с реформированием межбюджетных отношений.

В общем, работы в этом направлении, чтобы налоговая система отвечала современным требованиям, обеспечивала конкурентоспособность российской экономики, - непочатый край.

Справка "ПГ"

Васильев Юрий Викторович pодился 1 мая 1951 года. Окончил Ростовский государственный университет и Ставропольский университет. Доктор экономических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук. Член фракции "Единая Россия". Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам. Сопредседатель Комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ.


Парламентская Газета. Москва.

21 Апреля 2005 г.



Док. 285726
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 344

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``