В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Налоги - и кнут, и пряник Назад
Налоги - и кнут, и пряник
В Малом зале Госдумы на Охотном Ряду думский Комитет по бюджету и налогам проведёт парламентские слушания на тему: "Налоговая реформа: состояние и перспектива". "Это этапные слушания по масштабу и важности затронутых проблем. В преддверии мероприятия наш корреспондент встретился с председателем бюджетного комитета Юрием Васильевым и попросил его прокомментировать основные проблемы, которые рассматриваются на слушаниях.

- Актуальность этой темы сама по себе очевидна, - говорит Юрий Васильев , - стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития экономики. На слушаниях будут обсуждены в свете программы Правительства РФ на среднесрочную перспективу ключевые концепции по усовершенствованию налоговых механизмов. Налоговая система должна быть необременительной для товаропроизводителей, справедливой для всех и способствовать стимулированию экономического роста в стране. Это станет главной темой обсуждения участников слушаний, среди которых будут представители Правительства РФ, руководители министерств и налоговых ведомств, ведущие законодатели, экономисты, ученые, представители регионов.

- Будут ли вноситься дополнения и поправки в программу Правительства в сфере налоговой политики?

- В программе Правительства РФ на среднесрочную перспективу достаточно полно определены направления дальнейшего совершенствования российской налоговой системы. Вместе с тем хотелось бы внести некоторые предложения по корректировке положений программы в этой части.

Справка "ПГ"

Васильев Юрий Викторович родился 1 мая 1951 года. Образование высшее. Доктор экономических наук. Работал главой администрации г. Пятигорска. Член партии "Единая Россия". Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам.

Важнейшим принципом является соблюдение баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов, который бы позволил, с одной стороны, обеспечить соблюдение обязательств по уплате налогов, с другой - защитить права налогоплательщиков.

В первую очередь речь пойдет о завершении работы над Налоговым кодексом РФ. Необходимо определиться, какие именно главы кодекса следует рассматривать в качестве завершающего этапа кодификации. В связи с этим следует упомянуть в программе две главы кодекса, которые целесообразно принять в 2006 году. Это "Налог на наследование и дарение" и "Налог на имущество физических лиц".

Первый из этих законопроектов прошел подробнейшее обсуждение и готов к принятию во втором чтении. Принципиальной позицией здесь является вопрос налоговых послаблений. Законодатели считают, и это позиция "Единой России", что от налогообложения должны быть освобождены близкие родственники наследодателя, хотя бы супруги и дети. Бюджет от этого ничего не потеряет, поскольку поступления от налога на наследование и дарение составляют сегодня всего 300 миллионов рублей в год. А решения, принимаемые в этом вопросе, важны для всех жителей страны.

Глава о налоге на имущество физических лиц давно готовится к внесению в Государственную Думу Правительством РФ. Главной проблемой данного налога является отсутствие методики оценки недвижимости, что является принципиальнейшим вопросом. Именно от его решения зависит, насколько изменится налоговая нагрузка на всех граждан нашей страны. Поэтому подходить к принятию решений в данной области необходимо чрезвычайно осторожно.

- Видимо, процесс взаимодействия между теми, кто платит и кто собирает налоги, еще недостаточно отшлифован?

- Вы имеете в виду вопрос совершенствования налогового администрирования. Действительно, здесь есть поле для деятельности законодателей.

Важнейшим принципом, которым необходимо руководствоваться в данной сфере, является соблюдение баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов, который бы позволил, с одной стороны, обеспечить соблюдение обязательств по уплате налогов, с другой - защитить права налогоплательщиков. В этой связи целесообразно уточнить положения программы в этой части, включив соответствующие уточнения в текст закона.

В качестве одной из необходимых мер по совершенствованию налогового администрирования следует также предусмотреть улучшение работы налоговых органов по информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве, совершенствованию консультационной работы.

- Немало сломано копий по поводу - нужен или нет НДС?

- Налог на добавленную стоимость? Это проблемный вопрос. Наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить наконец налогообложение авансовых платежей.

В целом предложения, изложенные в программе по этому поводу не вызывают возражений. Многие из них, как, например, электронные счета-фактуры, переход на метод начислений, изменение порядка принятия к вычету сумм налога по капитальному строительству, активно обсуждаются в последнее время, а в Государственную Думу внесены соответствующие законопроекты.

В то же время, исходя из основных принципов проводимой в последние годы налоговой реформы, следует внести следующие изменения в перечень мер, принятие которых планируется в отношении НДС. Прежде всего необходимо вести речь не только о переходе к единой налоговой ставке, но и о значимом снижении размера налоговой ставки. Мы предлагаем в качестве ориентира определить ставку в размере 15 процентов. При обсуждении вопроса о переходе к единой ставке следует осторожно относиться к отмене пониженных тарифов, которые сегодня действуют в отношении лекарств, продовольственных товаров и товаров для детей, несущих в себе чрезвычайную социальную значимость. Отмена их обязательно должна сопровождаться решениями, которые не допустили бы повышения цен на соответствующие товарные группы первой необходимости, как это случилось с лекарствами, когда переход от нулевой к 10-процентной ставке привел к существенному росту цен на них. В отношении возмещения НДС по экспортным операциям возможно рассмотрение предложения об упразднении возврата соответствующих сумм и предоставлении возмещения исключительно путем зачета как одного из способов пресечения злоупотреблений в данной сфере. Помимо решения вопросов с НДС в программе также следует зафиксировать необходимость корректировки отдельных положений Налогового кодекса РФ, касающихся порядка уплаты акцизов. В первую очередь речь идет об акцизах на нефтепродукты. Практика показывает, что введенные в 2003 году сложные механизмы уплаты данного налога неэффективны и не столько достигают целей, на которые они были направлены, сколько приводят к снижению собираемости акцизов и создают диспропорции в распределении налоговых поступлений.

Актуальными остаются также вопросы взимания акцизов по алкогольной продукции и сигаретам.

- Вы затронули проблему акцизов на нефтепродукты. Все, что связано с природными ресурсами, вызывает обостренное внимание в обществе. Видимо, по-прежнему в центре внимания законодателей проблемы налоговых взиманий с добычи природных ресурсов. Эта часть налоговой сферы, наверное, не имеет пределов совершенства?

- Государство стремится создать эффективную систему использования природных ресурсов. Стране нужны прозрачные, некоррупционные условия доступа к ним, например с помощью аукционов. Назрела необходимость перехода от административных разрешений к полноценным договoрам с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей. Нам надо продумать ряд мер в этой сфере, которые бы могли обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений.

Система ресурсных платежей требует изменений. Она должна предоставить равные условия конкуренции как внутри добывающего сектора, так и между добывающими и перерабатывающими отраслями. А также обеспечить рациональное использование природных ресурсов.

Острейшей проблемой сегодняшней налоговой системы остается несовершенство механизмов налогообложения при недропользовании. В Государственной Думе с участием представителей Правительства РФ неоднократно обсуждалась необходимость дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий недропользования. По мнению членов нашего комитета, решение данной важнейшей задачи также должно быть отражено в качестве ориентира налоговой политики.

- Не могу не задать болезненный вопрос, который мучает наших предпринимателей: что делают законодатели, чтобы налоги, как песня, а не хомут на шее, помогали развиваться малому и среднему бизнесу, строить и жить помогали?

- Налоговый кодекс необходимо дополнить положениями, отражающими позицию государства в отношении налогообложения малого и среднего бизнеса. Очевидно, уже сегодня можно вести речь об индексации предельных размеров выручки, являющихся критериями применения упрощенной системы налогообложения, а также о расширении перечня расходов, которые принимаются при исчислении единого налога по упрощенной системе.

Одним из важнейших вопросов, сдерживающих применение упрощенной системы, является проблема "принудительного" освобождения от уплаты НДС. Количество обращений представителей малого и среднего бизнеса по этому вопросу говорит о том, что его решение могло бы стать серьезным стимулом для перехода на данный специальный налоговый режим и в целом повлиять на деловую активность.

Следует подумать также о возможности восстановления для индивидуальных предпринимателей, занимающихся действительно малым бизнесом, патентной системы, которая является наиболее простой и хорошо зарекомендовала себя в прежние годы.

- Какой должна стать налоговая система после завершения реформы?

В этом плане нам, законодателям, дал четкие ориентиры Президент страны. Во-первых, необременительной для бизнеса. И не только по уровню налоговых ставок, но и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговых проверок и налоговой отчетности. Во-вторых, она должна быть справедливой для всех экономических агентов. Условия налогообложения должны быть равными для предприятий, работающих в одной сфере. Налоговая система в идеале не позволит уклоняться от уплаты налогов. В-третьих, налоговая система у нас по-прежнему избыточно ориентирована на фискальную функцию, в ущерб другим - прежде всего функции стимулирования роста конкурентоспособности. И в этой связи законодатели намерены сделать все возможное, чтобы налоговая система России стала более благоприятной для инвестирования и развития отечественного бизнеса.

СПРАВКА "ПГ"

ВАСИЛЬЕВ ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ родился 1 мая 1951 года.

Образование высшее.

Доктор экономических наук.

Работал главой администрации г. Пятигорска.

Член партии "Единая Россия". Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам.


Парламентская Газета. Москва.

3 Марта 2005 г.


Док. 285723
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 350

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``