В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам: Налог не в радость, но и не в тягость Назад
Юрий ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам: Налог не в радость, но и не в тягость
Президент в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул особую значимость налоговой реформы в решении экономических и социальных задач общества. Основная нагрузка в продвижении этой реформы легла на думский Комитет по бюджету и налогам. Огромный пакет правительственных законопроектов направлен в этот комитет для осмысления, проработки и анализа. Именно этот комитет стал своеобразным цехом по разработке важнейших государственных нормативных актов. Наряду с экономическими задачами не менее важными становятся и задачи социальные. О том, как законодатели намерены решать эти проблемы, какие у них возможности, чтобы налоговая система органично вросла в реальную жизнь, - тема беседы вашего корреспондента с председателем Комитета по бюджету и налогам Юрием Васильевым.

- Юрий Викторович, на ваш взгляд, в той российской налоговой системе, которая сейчас реформируется, что было главным: налоги или налогоплательщик? Государство обращало внимание на разъяснение людям принципов налогообложения, шло им навстречу или главным был "механический" сбор средств?

- Начну с методологии нынешней налоговой реформы. Мы, депутаты Комитета Госдумы по бюджету и налогам, считаем, что главное в ней - уменьшить налоговое бремя для товаропроизводителя. В то же время нельзя отделить работу с налогоплательщиками от сбора поступлений в бюджет. В последние годы было достаточно примеров: снижается ставка какого-либо налога, и сразу же налицо обратная сторона этого процесса - поступления по нему в казну увеличиваются. Думаю, сегодня самое важное, чтобы российские производители отказались от "черных", "серых" и тому подобных "цветных" схем уплаты налогов, чтобы знали одну - белую. Нормальная модель налоговых отчислений возможна, если бремя налогообложения перестанет быть тяжким бременем. Поэтому не буду оценивать прошлую систему, но наш комитет занимает твердую позицию: налоги должны снижаться.

Они должны быть необременительными, справедливыми, способными создавать благоприятный климат для развития бизнеса и поступлений инвестиций и вместе с тем социально ориентированными, так емко определил содержание налоговой реформы Президент страны в своем обращении к законодателям.

Они должны способствовать наполнению госбюджета деньгами, которые будут направляться на финансирование социальных программ. Депутаты комитета акцентируют особое внимание на эту сторону налоговой политики. В этом плане нашим комитетом проделана значительная работа.

- Можно ли конкретнее рассказать об этой работе?

- Оперативно был рассмотрен и проработан законопроект о налогах на излишнюю прибыль у нефтяников. Это принятый Федеральным Собранием и недавно подписанный Президентом РФ Закон "О внесении изменений в статью 3 Закона "О таможенном тарифе" и статью 5 Закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ...". Этот закон позволит существенно пополнить государственную казну. Механизм его работы следующий: учитывая сложившуюся благоприятную конъюнктуру мировых цен на углеводородное сырье, компенсация "выпадающих" доходов будет осуществлена за счет усиления налоговой нагрузки на наиболее доходную отрасль российской промышленности - нефтедобывающую. По оценкам Правительства РФ, если цены сохранятся на сегодняшнем уровне - 30 долларов за баррель, казна дополнительно получит свыше 3 миллиардов долларов.

С особой тщательностью и настойчивостью наши депутаты работали над законопроектом "О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации", который позволит освободить от налогообложения спортсменов-инвалидов, которые завоевали призы на международных соревнованиях. Так что золотые кубки, медали, подарки, автомобили, часы и другие ценные вещи или денежные премии, завоеванные ими в состязаниях, никаким налогом облагаться не будут. Этот законопроект нам удалось провести в палате в трех чтениях, и вскоре он вступит в действие. Недавно также принят в третьем чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в главу 29 части второй Налогового кодекса РФ в части обязанности постановки на учет и уплаты налога на игорный бизнес в налоговых органах по месту нахождения игорных заведений. Это даст возможность пополнять местные бюджеты за счет доходов игорного бизнеса, который, как известно, сегодня интенсивно развивается. Пусть казино поработает не только на карманы игроков, но и на пользу местных бюджетов, помогая им решать социальные проблемы.

Законопроект "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", где речь идет о расширении перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого социального налога на вмененный доход, послужит стимулированию развития малого бизнеса. Немалый интерес представляет и документ "О внесении изменения в главу 22 "Акцизы", части второй Налогового кодекса. Он способен реально пополнить государственный бюджет с учетом прогнозируемого на 2005 год уровня инфляции. Ожидается получить с его помощью в бюджет 16 млрд. рублей. Кстати, считаю, что ставку акцизного налога можно еще расширить и соответственно увеличить поступления в бюджет.

Большой социальный подарок для наших граждан несут в себе положения новой главы о налоге на наследование и дарение, принятие которых также планируется на весеннюю сессию. Можно с уверенностью сказать, что новые правила налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будут существенно более мягкими, чем действующие сегодня. По крайней мере прямые наследники будут освобождены от налогов.

- В обществе не утихают споры об инициативах Правительства заменить льготы ветеранам денежным содержанием. А какова ваша позиция по этому вопросу?

- В свое время был принят ряд законов, которые реально не могут быть профинансированы бюджетом. В результате они не работают и ожидания людей не сбываются. Суммы исчисляются миллиардами. Финансовая нагрузка по их реализации легла в основном на плечи регионов. Как выходить из положения местным властям, которые едва сводят концы с концами, чтобы обеспечить все льготы, заложенные в популистских законах?

Государство явно не справлялось со своими обязательствами, а отсюда соответственно происходили задержки в выплате зарплат, пособий, пенсий, которые были заменены многочисленными льготами. Нельзя при этом забывать и тот факт, что большинство этих льгот не были обеспечены финансированием, а потому часть льготных категорий граждан не могли ими воспользоваться. В частности, как показывает статистика, лишь 9 из 19 льготников имели возможность получить санаторно-курортное лечение, а 70 процентов не пользуются льготами на городском транспорте. В первую очередь речь идет о жителях села. Существуют льготы, которые по-разному реализуются в зависимости от места жительства человека. В селе, допустим, люди не пользуются ни трамваем, не троллейбусом. Значит, житель села не использует в полной мере свое право на бесплатный проезд, как горожанин. Если же он получит денежную компенсацию взамен льготы на бесплатный проезд, то он только выиграет.То же самое можно сказать и о льготах на телефонизацию. Считаю, что наши граждане должны иметь право самостоятельно выбирать между льготами и денежными компенсациями.

- В Правительстве РФ идет обсуждение основных параметров бюджета 2005 года. Что вы ожидаете от нового документа?

- Прежде всего его способности реально решать социальные проблемы. Ожидаю, что новый документ упорядочит должным образом межбюджетные отношения между Центром и регионами. Четко разграничит ответственность уровней власти в сфере социальной поддержки населения. Вопросы жилья, образования, медицины касаются всех субъектов страны, и правильным будет привлечение региональных руководителей к активному участию в разработке нормативно-правовых актов.

Уже началась подготовка к формированию трехсторонней комиссии по подготовке федерального бюджета на 2005 год. Перед комитетом стоит важная задача тщательно продумать структуру и механизмы нового бюджета, чтобы он действительно выполнял свою роль в производственном процессе, обеспечивал финансовую и экономическую стабильность в стране.

У каждого подкомитета свой участок работы. Законодателям приходится специализироваться по той или иной теме. Они становятся профессионалами своего дела. Главное, что все члены комитета и аппарат настроены на серьезную и продуктивную работу.

- Не отразятся ли на формировании бюджета изменения, которые планируется ввести в Налоговый кодекс? Речь идет об едином социальном налоге...

- Сегодня много говорится о том, что ставки этого налога слишком высоки и это является дестимулирующим фактором для легализации заработной платы. Поэтому будем рассматривать вопрос о снижении его ставок. Соответствующий законопроект, внесенный группой депутатов, принят в первом чтении еще Государственной Думой третьего созыва. Им, в частности, предусмотрено снижение максимальной ставки с действующих 35,6 до 30 процентов. Правительство предлагает доработать его ко второму чтению, снизив максимальную ставку до 26 процентов и увеличив размер суммы, с которой начинается регрессия, со 100 до 300 тысяч рублей. Конкретная величина снижения еще будет обсуждаться, в том числе с учетом поправок, которые внесет Правительство. Но концептуально снижение налоговой ставки уже поддержано Государственной Думой принятием данного законопроекта в первом чтении. Основная идея остается прежней - дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и стимулирование выхода доходов "из тени".

Однако особое внимание наш комитет будет уделять вопросам формирования социальных внебюджетных фондов. Необходимо внимательно проанализировать расчеты, которые будут представлены Правительством РФ, и оценить последствия того или иного варианта снижения налоговой нагрузки на величину сумм, которые будут уплачены в фонды социального и медицинского страхования. Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку затрагивает интересы миллионов людей, пользующихся защитой государства. О пенсионерах мы должны помнить всегда...



ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА. МОСКВА.

29 июня 2004 г.


Док. 285706
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 328

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``