В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Налоги, которые мы выбираем Назад
Налоги, которые мы выбираем
Новые акценты фискальной политики госуда

Президент в своем Послании Федеральному собранию подчеркнул особую значимость налоговой реформы в решении экономических и социальных задач. Основная нагрузка по реформированию фискальной системы ложится на думский комитет по бюджету и налогам. Огромный пакет правительственных законопроектов направляется сюда для осмысления, проработки и анализа. О том, как законодатели намерены решать эти проблемы, какие у них возможности, чтобы адаптировать налоговую систему к реальной жизни, по просьбе нашего корреспондента рассказывает председатель комитета Юрий ВАСИЛЬЕВ.

- Налоги должны быть необременительными, справедливыми, способными создавать благоприятный климат для развития бизнеса. То есть фискальная политика должна в достаточной степени обеспечивать наполнение госбюджета деньгами, которые затем пойдут на финансирование социальных программ. Депутаты комитета акцентируют свое внимание именно на эту сторону налоговой стратегии. Оперативно был рассмотрен и проработан законопроект о налогах на излишнюю прибыль у нефтяников. Теперь он обрел законодательную формулу. Увеличена рентная составляющая ставки налога на добычу полезных ископаемых и повышены тарифы вывозной таможенной пошлины на нефть. По оценкам правительства РФ, при цене 24 доллара за баррель нефти дополнительные доходы бюджета в расчете на год составят примерно 900 млн долларов, при цене 27 долларов за баррель поступления в бюджет достигнут суммы 2 млрд долларов, и наконец, если цены сохранятся на сегодняшнем уровне (30 долларов за баррель), прибавка составит свыше 3 млрд долларов.

Недавно принят в третьем чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в главу 29 части второй Налогового кодекса РФ, в части обязанности постановки на учет и уплаты налога на игорный бизнес в налоговых органах по месту нахождения объектов налогообложения". Это даст возможность пополнять местные бюджеты для решения социальных задач регионов.

Немалый интерес представляет документ "О внесении изменения в главу 22 "Акцизы", части второй Налогового кодекса. Он способен реально пополнить государственный бюджет с учетом прогнозируемого на 2005 год уровня инфляции. Ожидается, что с его помощью в бюджет прибавится 16 млрд рублей. Кроме того, налоговая дифференциация на товары широкого спроса стимулирует перспективные отрасли промышленности. За счет льготного налогообложения, к примеру, на качественные натуральные виноградные вина.

Кстати, считаю, что ставку акцизного налога можно еще расширить и, соответственно, увеличить поступления в бюджет.

Недавно депутаты Госдумы приняли пакет из 27 законопроектов, посвященных решению жилищной проблемы в стране. Наш комитет принимал активное участие в разработке этих документов. В частности, нами был представлен на обсуждение палаты блок законопроектов, где речь идет о снижении налогов при сделках с жильем, например отмена НДС при купле продаже квартир и домов.

Большое социальное значение для россиян несут в себе положения новой главы о налоге на наследование и дарение. Можно с уверенностью сказать, что новые правила налогообложения имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, будут существенно более мягкими, чем действующие сегодня. По крайней мере прямые наследники будут освобождены от налогов.

Ожидается внесение правительством РФ проектов глав Налогового кодекса о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц.

- В обществе не утихают споры об инициативах правительства заменить льготы ветеранам денежным содержанием. Недавно президент страны посвятил специальное совещание с правительственными чиновниками о целесообразности замены различных социальных льгот денежными компенсациями. А какова ваша позиция по этому вопросу?

- В свое время было принято немало популистских законов, которые реально не могут быть профинансированы бюджетом. В результате эти законы не работают, и ожидания людей не сбываются. Суммы, реально способные сделать эти законы действующими, огромны - триллионы рублей - почти второй годовой бюджет.

Финансовая нагрузка по реализации этих законов легла в основном на плечи регионов. Как выходить из положения регионам, которые едва сводят концы с концами, чтобы обеспечить все льготы, заложенные в законе, допустим, "О ветеранах"?

На сегодняшний день многие предприятия общественного транспорта терпят огромные убытки, и некоторые даже перестали функционировать.

Некому платить за проезд. Большинство пассажиров пользуются льготным бесплатным проездом. А из каких средств платить зарплату водителям, механикам, кондукторам?

Такова объективная ситуация. Что касается моей позиции, то считаю, что надо оставлять и льготы, которые хотят получать те, кто их заслуживает, и одновременно предлагать денежную замену им. То есть у человека должен быть выбор, пользоваться льготами на бесплатные услуги либо получать денежные суммы взамен этих услуг. Существуют льготы, которые по разному реализуются в зависимости от места жительства человека. В селе, допустим, люди не пользуются ни трамваем, ни троллейбусом. Значит, житель села не использует в полной мере свое право на бесплатный проезд, как горожанин. Если же он получит денежную компенсацию взамен льготы на бесплатный проезд, то он только выиграет. Купит себе за эти деньги кур, дрова или еще что полезное для хозяйства.

Или возьмем, к примеру, льготы на телефонизацию. Есть села в России, где телефон один (только в правлении) на всю деревню. Это, конечно, к сожалению. Но пока это так, то пусть же ветераны, живущие в селах, получат хоть денежные компенсации за пользование телефоном.

Причем я считаю, что денежные компенсации должны быть убедительными, чтобы люди сами осознали выгоду, что им лучше: наличные или мифические льготы, которыми они не пользуются. Российские граждане должны иметь право самостоятельно выбирать между льготами и денежными компенсациями. В законе же о замене льгот деньгами обязательно должна быть прописана индексация компенсаций.

- В правительстве уже идет обсуждение основных параметров бюджета 2005 года. Что вы ожидаете от нового документа?

- Прежде всего его способность решать реально социальные проблемы. Ожидаю, что новый документ упорядочит должным образом межбюджетные отношения между Центром и регионами. Четко разграничит ответственность уровней власти в сфере социальной поддержки населения. Вопросы жилья, образования, медицины касаются всех субъектов страны, и правильным будет привлечение региональных руководителей к активному участию в разработке нормативно правовых актов и системы мероприятий по практической реализации пакета социальных программ с учетом разграничения полномочий между уровнями государственной власти.

В своем Послании президент ясно обозначил принцип бюджетоформирования - переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты. Само же бюджетное планирование должно приобрести долговременный характер. При этом самостоятельность бюджетополучателей в распоряжении средствами должна сопровождаться их ответственностью за результаты работы.

- Говорят, что вы уже приступили к подготовке бюджета на следующий год...

- Да, это так. Идет формирование трехсторонней комиссии по подготовке бюджета на 2005 год. Считаю, что в условиях рыночных отношений не должна ослабевать экономическая роль федерального бюджета. Перед нашим комитетом стоит важная задача - тщательно продумать структуру и механизмы нового бюджета, чтобы он действительно выполнял свою роль в воспроизводственном процессе обеспечения финансовой и экономической стабильности в стране.



ЕДИНАЯ РОССИЯ. МОСКВА.

21 июня 2004 г.


Док. 285696
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 314

  • Васильев Юрий Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``