В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стимул для развития Назад
Стимул для развития
Второй месяц после зимних каникул российский парламент занимается обычной законотворческой деятельностью. В период начавшейся весенней сессии 2006 года предстоит подготовить, рассмотреть и принять десятки документов, регулирующих межбюджетные отношения федерального центра и регионов, общественно-политические, экономические, социальные и иные стороны жизни страны. Настрой у депутатов - на плодотворную работу, которая была продемонстрирована и в ходе осенней сессии 2005 года.
Каковы же ее главные итоги? На этот и другие вопросы отвечает депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, руководитель политсовета регионального отделения политической партии "Единая Россия" Иван ВАСИЛЬЕВ.
- Во время прошлогодней осенней сессии нижняя палата парламента перешагнула своеобразный "временной экватор" - завершена первая половина срока полномочий депутатов Государственной Думы IV созыва. За это время рассмотрено 1449 законопроектов, 471 из них принят в окончательном варианте. Можно также отметить, что 169 принятых законов подготовлены с участием депутатов фракции "Единая Россия". Значительный объем этой нормотворческой работы выполнен как раз в ходе прошедшей сессии - приняты два федеральных конституционных и 114 федеральных законов. Но, разумеется, дело не только в цифровых показателях. Как отметил в своем выступлении на последнем заседании прошлого года председатель Государственной Думы Борис Грызлов, вступление в силу многих законов создает условия, стимулирующие развитие ряда отраслей, в целом экономики и социальной сферы.
- В первую очередь что здесь имеется в виду?
- Федеральный бюджет на 2006 год. Как известно, он назван бюджетом развития, что целиком отвечает содержанию документа. По настоянию парламентской фракции "Единая Россия" правительство уточнило множество социально-экономических показателей, а также прогноз на текущий год. Итог длительных переговоров - увеличение как доходной, так и расходной части бюджета. Напомню, доходы государственной казны определены в сумме 5,4 триллиона рублей, расходы - 4,2 триллиона, профицит - 776 миллиардов рублей. Никогда прежде финансовое хозяйство страны не имело таких благоприятных возможностей.
Впервые также огромные средства - 134 миллиарда рублей - заложены в бюджете на финансирование жилищного строительства, здравоохранения, образования и агропромышленного комплекса. Речь - о выдвинутых Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным национальных проектах. Поддержав эти проекты, фракция "Единая Россия" одновременно внесла в закон о бюджете целый ряд дополнений и уточнений. Например, медицинские работники сельских больниц, станций "Скорой помощи" и некоторые другие категории приравниваются к первичному звену здравоохранения, что сулит существенную прибавку к их должностным окладам. На эти цели в бюджете выделяется 10 миллиардов рублей. Повышается также зарплата некоторых категорий работников образования. Так, классным руководителям общеобразовательных школ ежемесячная прибавка определена в сумме 1000 рублей, а преподавателям высшей школы со званием кандидата наук - до 3000, доктора наук - до 7000 рублей. В прошлом году эти надбавки составляли соответственно 900 и 1500 рублей. Вообще, нынче в процентном отношении более всего вырастет зарплата бюджетников - почти на треть.
Партия "Единая Россия" выступила с инициативой о включении в число приоритетных национальных проектов программы "Дети России". В рамках ее реализации уже в начале декабря прошлого года в третьем чтении приняты соответствующие законопроекты. Так, с 1 января 2006 года с 500 до 700 рублей увеличивается размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Одновременно повышается единовременное пособие при рождении ребенка - с 6000 до 8000 рублей. Необходимые для этого средства учтены в бюджете на текущий год. В течение весенней сессии фракцией "Единая Россия" намечается предложить парламенту для рассмотрения еще ряд мер, направленных на социальную поддержку материнства и детства.
- Однако, Иван Афанасьевич, даже среди парламентариев высказываются опасения по поводу того, что все заложенные в бюджете деньги обязательно дойдут до адресатов...
- Если судить по нашей практике, то такие опасения небеспочвенны. Но в данном случае повышается значение повседневного контроля. Достаточно напомнить, что, к примеру, Совет по реализации приоритетных национальных проектов возглавил Президент Владимир Путин. В правительстве за их выполнение ответствен первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Он заявил, что вся эта работа "должна быть хорошо известна гражданскому обществу", так как выделенные средства, по его словам, "идут на святые цели". Для этого в сети Интернет создается специальный сайт, на котором еженедельно будет размешаться информация о ходе дел по всем четырем направлениям. В логике общегосударственных решений, как отметил Владимир Путин, должны быть и усилия региональных органов власти.
Упомяну также, что в ходе осенней сессии было принято несколько законов, создающих дополнительные гарантии финансирования намеченных программ на всех уровнях. Государственная Дума намерена внимательно отслеживать ситуацию в этой сфере и при необходимости вносить законодательные коррективы в механизмы управления бюджетным процессом.
- Исполнение бюджета - первоочередная функция органов исполнительной власти. На этот счет у парламента есть претензии?
- Без претензий не обходится, да и в будущем они не исключаются. С другой стороны, в парламенте сейчас особое внимание обращается на качество экспертизы законопроектов. Как показали некоторые события прошлого года, например, реализация закона о "монетизации" льгот, такая экспертиза не всегда содержит взыскательную оценку перспектив последующей правоприменительной практики. Лишь на обещания органов исполнительной власти тут полагаться не следует. Другой пример. Правительство до сих пор не подготовило соответствующие подзаконные акты, которые бы позволили полнее реализовать принятый более года назад Государственной Думой пакет жилищных законов. Ныне это обстоятельство создает дополнительные трудности по выполнению национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", дальнейшему совершенствованию законодательства в жилищной и градостроительной сферах.
В целом же депутаты более принципиально оценивают документы, поступающие из правительства. Об этом, в частности, говорит длительная работа по совершенствованию правительственных проектов Лесного и Водного кодексов, закона "О недрах". Во время весенней сессии нам предстоит основательно проанализировать весь комплекс проблем, связанных с эффективным использованием природных ресурсов. Богатая сырьевая база, безусловно, является стратегическим ресурсом развития страны. Но этот фактор не должен закреплять за отечественной экономикой ее нынешний ярко выраженный "сырьевой характер". Пробелы в законодательстве необходимо заполнять, но одновременно помнить о перспективных целях. Это значит обеспечивать инновационное, высокотехнологичное развитие всех отраслей, а не только нефтегазового комплекса.
Кстати, обстоятельный разговор на эту тему состоялся на VI съезде партии "Единая Россия" в Красноярске. Основной вывод - настойчивее использовать производственный потенциал Сибири и Дальнего Востока, в том числе ресурсную базу этих регионов для увеличения их вклада в валовой внутренний продукт.
В рождественские дни те же проблемы рассмотрены на представительном совещании в Якутске с участием Президента Владимира Путина. Таким образом, государственный масштаб придается тому, чтобы Россия была готова к эффективной конкуренции со странами быстро развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Такие стратегические задачи не отделить от объема инвестиций. Что здесь сделано парламентом?
- В федеральном бюджете на текущий год обозначены основные направления по привлечению дополнительных инвестиций. Это касается не только выбора объектов, но и происхождения привлекаемых средств. Замечено, что увеличение в ту или иную отрасль государственных капиталовложений привлекает больший объем частных средств, в том числе из-за рубежа. Исключением из этого правила являются только определенные государством стратегические отрасли и объекты, к примеру, относящиеся к безопасности. Вообще частно-государственное партнерство становится важным инструментом инвестиционной политики, о чем парламент во время осенней сессии принял ряд законов. В этом ряду, например, - формирование Инвестиционного фонда, который к концу нынешнего года будет располагать средствами на сумму почти 70 миллиардов рублей. Объем, как видим, немалый, но, по мнению Бориса Грызлова, его необходимо увеличивать, причем не на проценты, а в разы. Чтобы за счет этих средств дать мощный импульс модернизации объектов инфраструктуры федерального значения и созданию новых технологий, следовательно, и многим отраслям экономики.
Отечественная экономика должна быть привлекательна для инвестиций. Потому депутаты внесли поправки в закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Они касаются порядка обращения акций Газпрома. Тем самым созданы более благоприятные условия для реализации новых международных проектов крупнейшей российской компании. Один из таких проектов - Северо-Европейский газопровод по дну Балтийского моря - уже стартовал на Вологодчине.
Продолжая эту тему, важно упомянуть также об "инвестициях в человека". Таким обобщающим термином названы четыре приоритетных национальных проекта. Эти средства мы рассматриваем не только как часть социальной политики, но и как важнейшую составляющую экономической политики государства. Ведь невозможно планировать что-то в народном хозяйстве без учета человеческого потенциала. Деньги, вложенные сегодня, скажем, в образование, завтра многократно окупятся новейшими технологиями и перспективными бизнес-проектами в экономике и сфере услуг.
Еще один момент. Увеличение объемов инвестиций в экономику, а также средств на социальную поддержку граждан в определенной степени сказывается на росте инфляции. Полностью этого не избежать, но ведь есть проверенные практикою механизмы для того, чтобы сдержать инфляционный процесс, не дать ему "разогнаться". Именно такую цель преследует принятый Государственной Думой закон об ограничении роста тарифов естественных монополий. Им предложено решать свои финансовые проблемы no-средством повышения качества управления, а не за счет кармана внутренних потребителей.
- В пакете "осенних" законодательных актов Государственной Думы значительное место занимают проблемы общественно-политического характера. Какие из них, на ваш взгляд, Иван Афанасьевич, имеют наиболее важное значение?
- Здесь трудно что-либо выделить, каждый закон по-своему важен. К примеру, поле для совместной деятельности Государственной Думы и Совета Федерации расширяет закон "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации". Укреплению партийной системы служит закон, который предоставляет партиям право инициировать выдвижение кандидатуры на должность губернатора. В свою очередь закон "Об Общественной палате Российской Федерации", работа над которым в основном велась в нашем Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, служит задачам формирования основ гражданского общества. Свою принципиальность палата уже проявила при обсуждении поправок в законодательство о регистрации некоммерческих организаций.
Словом, содержание принятых документов позволяет говорить о качественно новом уровне законодательного регулирования. Таков вкратце итог осенней сессии и в целом двухлетней работы нижней палаты парламента четвертого созыва.


Тамбовская Жизнь. Тамбов.

15 Февраля 2006 г.



Док. 285632
Опублик.: 20.03.07
Число обращений: 156

  • Васильев Иван Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``