В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не только законотворец, но и народный дипломат Назад
Не только законотворец, но и народный дипломат
Депутатам Госдумы приходится заниматься не только законотворческой работой. К ним обращаются сотни избирателей по самым различным делам. Рассказываем об одном из них, с которым пришлось столкнуться заместителю председателя Комитета по труду и социальной политике Владимиру Васильеву.

Депутатам Государственной Думы приходится заниматься не только законотворческой работой. К ним приходят сотни писем с просьбами помочь в самых различных делах, на встречах с избирателями высказывается немало проблем, в разрешении которых требуется вмешательство парламентария. Вот одна из таких историй, с которой пришлось столкнуться депутату, члену фракции "Единая Россия" Владимиру Васильеву...

Пять здоровых мужиков ввязываются в драку с двумя подростками. В пылу потасовки одного из мальчишек убивают ударом ножа в спину. Имя убийцы известно - и вроде бы преступник должен понести заслуженное наказание. Но не тут-то было.

Случилось все вышеописанное на набережной города Новороссийска 10 сентября 2001 года. Убийца был итальянским подданным, его жертва - россиянин. Оказалось, что у отечественного правосудия руки коротки, чтобы покарать иностранца за убийство гражданина России. Ну а итальянская сторона не торопится наказать своего соотечественника. Вот уже пять лет преступник разгуливает на свободе. И причин тут сразу несколько.

Первым делом надо разъяснить, почему убийца не был задержан сразу же после преступления. Джузеппе Пиллера, именно так его зовут, посетил Россию не в качестве туриста и не с деловым визитом. Он прибыл в Новороссийск на борту крейсера итальянских военно-морских сил "Витторио Венето", членом экипажа которого является. Визит натовского корабля был объявлен дружественным, но после драки у морвокзала перестал таковым считаться. Результаты потасовки первыми зафиксировали врачи "Скорой помощи": колото-резаная рана под левой лопаткой. Так в 16 лет оборвалась жизнь Саши Розенбаха.

А группа итальянских моряков сократила срок своего увольнения, сразу же укрывшись на корабле. Надежнее убежища преступникам и сыскать было нельзя: по приказу командира крейсера на борт не были допущены представители правоохранительных органов. Так что следственно-оперативные мероприятия провести не удалось. По требованию прокуратуры отход крейсера был задержан на пять часов. Это, собственно говоря, все, чего удалось добиться российской стороне. На следующий день под марш "Прощание славянки" корабль вышел в море...

И началась бесконечная бюрократическая чехарда. В поисках справедливости мать убитого Ольга Михайловна Разумова обращалась к власть имущим всех уровней, но они были глухи к просьбам женщины, ограничиваясь громкими заявлениями. Генеральная прокуратура бездействовала.

Между тем итальянская сторона крайне неторопливо разбиралась в случившемся. Два года ушло на расследование очевидного преступления. Затем дело было передано в суд. Как часто мы ругаем российское судопроизводство за волокиту! Но итальянское, оказывается, еще неспешнее! С ноября 2003 года оно никак не могло решить: наказать обвиняемого за убийство или все как-нибудь утрясется да забудется... К тому же потерпевшая сторона - мать убитого мальчика - почему-то не является на заседание суда в город Таранто. И невдомек зарубежным крючкотворам, что у потерявшей сына женщины нет денег на билет даже в один конец.

Обращения к мэру Новороссийска, губернатору Краснодарского края ничего не дали. Чиновники так и не смогли изыскать средств, чтобы профинансировать поездку Ольги Михайловны в Италию. А уж об оплате услуг русскоязычного адвоката и речи быть не могло!

Сколько еще продолжалась бы судебная эпопея - одному Богу известно. Но все это время убитую горем мать как могли поддерживали новороссийские журналисты и правозащитники. Они-то и посоветовали женщине обратиться в Государственную Думу, а именно к депутату фракции "Единая Россия", заместителю председателя Комитета по труду и социальной политике Владимиру Васильеву. (Кстати, благодаря его участию в конце прошлого года из нигерийской тюрьмы были вызволены российские моряки, несправедливо обвиненные в контрабанде нефти.)

Обращение к депутату было направлено в конце прошлого года. А уже в январе Владимир Васильев пригласил Разумову на Охотный Ряд. Ольга Михайловна так разнервничалась, что в кабинете депутата не могла произнести и слова. Только теребила в руках носовой платок и с надеждой в усталых глазах смотрела на Васильева. Он же был тверд в своих намерениях и сразу сказал, что поможет в оформлении визы.

- Задеты интересы граждан России. И фракция "Единая Россия" не должна пускать на самотек такие случаи, - рассказал корреспонденту "Парламентской газеты" Владимир Васильев. - В случае с Нигерией мы показали, что государство не оставляет в беде людей. После освобождения из нигерийской тюрьмы наших моряков и возвращения их на Родину ко мне стали поступать звонки с просьбами вообще освободить всех россиян (даже виновных!), которые отбывают срок в зарубежных тюрьмах. Но мы не "скорая юридическая помощь" и не собираемся освобождать преступников. Ну а в случае с убийством подростка просто необходимо было вмешательство государства. У местной власти, я так понимаю, нет особенного желания помочь маме мальчика. Министерства иностранных дел, консульства, военные атташе на официальном уровне обмениваются бумагами - и все. Формальная часть работы проведена. А надо-то решить всего лишь один, но самый важный пункт - финансирование поездки потерпевшей. Что значит для государственного учреждения найти на эти цели пусть даже две тысячи долларов? Ничего особенного. Эти деньги у них есть - это точно. Но замучаешься писать бумаги, получать резолюции, разрешения и т. д. и т. п.

В свою очередь адвокаты обвиняемой стороны пользуются столь удобной ситуацией и постоянно отодвигают заседание суда на неопределенный срок, всячески затягивая процесс.

Я всегда был сторонником того, что депутат кроме того, что он законотворец, он еще и народный дипломат. Используя силу своего мандата, мы решаем самые разные вопросы. Ведь дипломаты часто ограничены в своих заявлениях. То, о чем прямо и откровенно может сказать депутат, дипломаты никогда не скажут - у них другие задачи, а под каждой нотой должно быть согласование. Поэтому в особо острых случаях подключается такая сила, как Государственная Дума. Вот и в этот раз нашей фракцией принято решение оказать содействие в покупке авиабилета в Италию. Мы берем на себя и затраты, связанные с размещением в гостинице.

В соответствии с итальянским законодательством услуги адвоката должна оплачивать обвиняемая сторона. Однако прежде чем защитник приступит к работе, ему кто-то должен заплатить. Поэтому тут нам тоже придется вмешаться и помочь в оплате труда русскоязычного адвоката.

Замечу, что в этом деле ответчик не только гражданин, совершивший убийство, но и военно-морской флот Италии. Именно ВМФ этой республики ответствен за то, какую группу подбирали для визита в Россию. Можно, конечно, раскручивать вопрос как угодно, разбираться: кто первым полез с кулаками. Но драка есть драка, и в ней всегда виноваты минимум двое. Однако тут совершено убийство, в котором косвенно виновно и командование итальянского крейсера. Мало того, что оно обязано отвечать за членов своего экипажа, так оно, защищая честь мундира, не позволило провести на борту никаких следственных мероприятий. Я знаю, какие напряженные консультации шли в МИД. Арест на борту натовского крейсера пусть даже и убийцы имел бы широкий международный резонанс. Российская сторона сделала шаг доброй воли: мы не нагнетали обстановку. Но за совершенное убийство виновный должен был понести ответственность.

Итальянская сторона воспользовалась нормами международного законодательства, когда не пускала на борт группу российских следователей, прикрылась иммунитетом. Так пусть теперь на суде за своих подданных отвечает государство и компенсирует потери пострадавшей стороне.

Надеемся, что процесс завершится как положено. Потому что по большому счету отказа итальянской стороны от обвинений нет, сейчас главное - провести заседание в присутствии всех сторон. А вот предсказывать, когда закончится процесс, - неблагодарное занятие. В российском посольстве меня предупредили: в Италии, как правило, судебное разбирательство длится очень долго...

P.S.

19 января суд итальянского города Таранто принял к рассмотрению гражданский иск о возмещении морального ущерба к министерству обороны Италии, поданный семьей российского подростка Александра Розенбаха, убитого итальянским военным моряком Джузеппе Пиллерой.

Мать жертвы, Ольга Разумова, присутствовала на заседании суда. Иск подан также против обвиняемого Пиллеры. Сумма компенсации пока не определена. Итальянская прокуратура предъявила Пиллере обвинение в умышленном убийстве, ему грозит до 21 года тюремного заключения, однако защита добивается смягчения приговора, утверждая, что действия матроса были самообороной.


Парламентская газета. Москва.

25 января 2006 г.



Док. 285512
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 245

  • Васильев Владимир Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``