В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С корабля - в тюрьму Назад
С корабля - в тюрьму
Недавно из нигерийской тюрьмы Кири Кири в Лагосе были выпущены под залог наши моряки с танкера "Эфрикан Прайд" ("Гордость Африки"), обвиненные в контрабанде нефти. Они дожидаются окончательного решения суда на территории российского торгпредства в Лагосе. Два года моряки находились в тюрьме строгого режима, страдали от различных болезней. А главное - все это время не знали, что же будет с ними дальше? Ожидается, что суд вынесет окончательный вердикт уже в октябре. Почему происходят такие случаи с нашими моряками? О подробностях этого запутанного дела рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Владимир Васильев , который принимал непосредственное участие в решении судьбы моряков.

Коротко о случившемся.

Танкер "Эфрикан Прайд" ("Гордость Африки"), принадлежащий греческой судовладельческой компании, был задержан нигерийскими пограничниками 8 октября 2003 года в 30 морских милях от города Варри. Из 22 членов экипажа танкера 18 имели российское гражданство. В момент задержания по заявлению нигерийских военных на борту танкера находилось 11 тысяч тонн сырой нефти, а документы на груз отсутствовали. Нигерийские пограничники забрали капитана, старпома и часть экипажа на военно-морскую базу для проверки, а танкер отконвоировали в порт. Спустя пять месяцев экипаж в полном составе обвинили в сговоре с целью перевоза нефти-сырца без соответствующих на то лицензий и разрешений. Сам же танкер был позднее угнан по заданию греческого владельца из порта Лагоса.

- Владимир Алексеевич, вы сами верили в то, что наши моряки не являются контрабандистами?

- Сначала нам пришлось досконально во всем разобраться. В Думу обратились родственники потерпевших, журналисты. Руководство фракции "Единая Россия" приняло решение провести предварительное расследование, которое поручили вести мне, потому что я курирую связи с парламентами стран Африки. Хочу подчеркнуть - речь изначально шла не о преступниках, а о людях невиновных, попавших в определенную ситуацию. После изучения материалов дела было принято решение о поездке в Нигерию. В июле этого года в составе небольшой делегации меня направили в Лагос, чтобы я собственными глазами все увидел.

- Обвинение нашим морякам было серьезным?

- Да, серьезным, но было непонятно, насколько серьезным может быть приговор суда. Ни в МИД, ни в посольстве не видели даже копии обвинительного заключения. Главный редактор журнала "Человек и закон" смог достать этот документ в Нигерии и передать мне. Так вот в документе было неправильно указано расстояние от берега во время задержания судна, а это было важно. Поскольку одно дело, когда что-то совершается в 12-мильной зоне от берега, то есть в территориальных водах страны, и совершенно другое, когда речь идет о 30 милях. Это разная юрисдикция.

Кроме того, в заключении говорилось о транспортировке нефти и сговоре всей команды. А здесь в лучшем случае было нарушение правил приема груза на борт судна, потому что никто с этим грузом никуда не перемещался. Да, на танкере он был, но не был подтвержден документами. Но это не контрабанда и даже еще не перевозка без лицензий. Квалификация дела меняется.

- Было ли желание у нигерийских властей разговаривать с российской делегацией по этому вопросу?

- При содействии российского посольства была организована встреча со спикером Национальной ассамблеи Нигерии. Мы затронули взаимоотношения между нашими парламентами, и было выражено желание дружить с нами. Кстати, у них была создана внутрипарламентская группа по расследованию дела о контрабанде. Председатель ассамблеи высказал свое мнение, что в деле много непонятного.

Причем мы не собирались вмешиваться в действия нигерийского правосудия. Главное - посмотреть, как же будет происходить разбирательство на очередном, уже 30-м по счету, суде. Я ожидал услышать прения сторон, речи прокурора, адвоката. Но суд закончился за пять минут! Судья вышел и сказал, что заседание переносится на месяц. Обвиняемые приехали позже и тоже были в шоке от этого заявления. Все прошло без нас.

- Что же вы решили делать дальше?

- Встретились с представителями судебного комитета и комитета по правам человека сената Нигерии, рассказали им, что же происходило на танкере. Они были в большом недоумении от услышанного. Потом даже вышли газеты с заголовками: "Наконец-то появилась правда об "Эфрикан Прайд"! Наш визит три дня освещался в вечерних теленовостях. То есть выходит, это мы приехали и проинформировали нигерийцев, что же у них происходит!

Сенаторы пообещали разобраться. Потом у нас был разговор в комитетах по морским делам и по расследованию случая угона танкера. Мы рассказали об ошибке в милях. И о том, что обвинение нашим морякам было сделано предвзято. Ведь таких танкеров, которые возили нефть на 31-й миле от берега, помимо "Эфрикан Прайд", было еще тридцать шесть. И на них кто-то постоянно возил нефть, мазут, бензин, солярку с берега на маленьких баржах. Но задержан был только "Эфрикан Прайд".

Понятно, что надо всегда отвечать за себя. Но тогда почему все-таки в деле не фигурируют остальные тридцать шесть танкеров и маленькие баржи-челноки? Мы спрашивали: пойманы ли остальные тридцать шесть танкеров? Было сказано, что известно, кто за всем этим стоит. Но их или не арестовали, или не нашли, или тут же отпустили. И, кстати, грек, владелец танкера, международный аферист, тоже не задерживался.

А вот те, кто не выполнил какие-то требования, попали под статью. Экипаж арестовала пограничная служба. Но часть моряков осталась на корабле, чтобы его поддерживать в рабочем состоянии. Спустя несколько месяцев нигерийские военные перекачивают груз на другой танкер, а еще через некоторое время танкер угоняют вообще. Угнал его капитан, который был нанят владельцем танкера, греком, у нас же, в Новороссийске. Причем только один моряк из экипажа "Эфрикан Прайд" согласился работать с капитаном-пиратом, а шестеро остальных отказались. Их высадили на Берегу Слоновой Кости в Абиджане, они какими-то путями оформили документы и вернулись в Новороссийск.

- Какова была первая реакция нигерийской стороны на угон танкера?

- Как только нигерийцы узнали, что пропал танкер, дело тут же приобрело серьезный оборот. Хотя, согласитесь, странно не заметить, как ушло из-под носа огромное судно, ценой, между прочим, около 90 миллионов долларов. А 12 моряков, которые содержались на военной базе, схватили как заложников и увезли, заковав в кандалы, в тюрьму строгого режима Кири Кири. Мол, пока танкер не вернется, будете здесь. Хотя по международному морскому праву в таких ситуациях только капитан несет ответственность.

Дело начали вести с грубейшими ошибками. Например, прокурор видела этот танкер в порту и на глаз определила 12-мильную зону, посчитав тем самым, что судно находилось в территориальных водах.

Правда, потом ей пришлось признать ошибку и направить изменения в апелляционный суд. Но на этом все и заглохло. А моряки продолжали пребывать в тюрьме. К слову сказать, один человек сидел рядом с ними без вынесения приговора уже 11 лет. Представляете судьбу наших моряков?!

Но тут происходит смена генерального прокурора. Встречаемся с ним и передаем ему анализ ситуации, сделанный нашими юристами, а также сведения о том, где же находится злополучный угнанный танкер.

- Как удалось это узнать?

- Помогли ребята из журнала "Человек и закон", которые вычислили новую регистрацию танкера, а потом связались с американскими и арабскими спецслужбами. Выяснилось, что танкер в Персидском заливе работает уже под другим именем, занят транспортировкой нефти из Ирака в порты ОАЭ. Американцы заявили, что, если будет обращение из Нигерии, они арестуют судно. Арабы, узнав, что в их территориальных водах работает краденый, криминальный танкер, захотели его побыстрее убрать, чтобы он не позорил Арабские Эмираты. А тут еще и грек, владелец угнанного танкера, стал вменять иск нигерийским властям на 90 миллионов долларов из-за якобы пропажи своего танкера.

Для нигерийцев стало совершенно очевидно, что заключенные моряки тут ни при чем. Уже потом мы поняли и то, что адвокат, нанятый греком, работал не на освобождение наших моряков, а на прикрытие капитана, угнавшего судно, и греческую компанию, занимающуюся махинациями с нефтью. Поскольку за два года ни разу даже не встретился с обвиняемыми.

- После расследования удалось ускорить процесс?

- Когда мы представили все документы генеральному прокурору, то никаких аргументов "против" у него не оказалось. 26 июля он дал слово, что расследование резко ускорится. 1 августа от нигерийцев поступил запрос на проверку танкера в Персидском заливе. Двумя днями позже было подтверждено, что действительно танкер является угнанным "Эфрикан Прайд". Следом принимается решение выпустить под залог наших моряков. Но тут наш посол уезжает в отпуск. А румыны подают свои залоговые гарантии только 16 августа. Выясняется, что полиция Нигерии потеряла паспорта моряков. Из-за этих накладок освобождение затягивается, и реально люди вышли из тюрьмы 11 сентября. Сейчас они размещаются на территории российского торгпредства. То есть, представив эти документы, мы фактически ускорили весь процесс, длившийся с октября 2003 года. Ведь он мог и все двадцать лет тянуться!

Хотя что именно повлияло на освобождение наших моряков, не берусь утверждать: звонок из Администрации Президента, встречи министра иностранных дел, последний наш разговор с генпрокурором или встречи родственников с главкомом ВМФ Нигерии, судьями и другими официальными лицами Нигерии, обнаружение украденного танкера, заинтересованность крупных российских и нигерийских бизнесменов. Участвовали в судьбе заключенных и Профсоюз моряков, и юристы журнала "Человек и закон", и наше посольство, и МИД, и частные лица. Все они помогали чем могли. И главное то, что в этом случае сработала в целом государственная власть, которая встала на защиту невиновных российских граждан. Такую связку - государство, общество, СМИ, которая образовалась в этой ситуации, - хотелось иметь при решении любой кризисной ситуации.

- Когда моряки будут отпущены на Родину?

- Следующий суд по идее должен состояться 21 октября. На нем, вполне вероятно, огласят дату приговора. Уже есть договоренность с нигерийской стороной признать дело несостоятельным. Но все-таки из-за формальностей суд должен принять официальное решение. Если же наказание и будет назначено кому-то из членов экипажа, то потом президент Нигерии может вынести указ об амнистии. Об этом президент лично заявил Его Святейшеству Патриарху Алексию II, который тоже с самого начала принял участие в судьбе моряков. Они в любом случае поедут на Родину. Такова договоренность. Сейчас все они живут уже в торгпредстве, имеют относительную свободу.

- Сегодня в 13 странах мира российские моряки являются жертвами произвола и прямого обмана. Сколько брошенных в далеких портах - не знает никто

Почему происходит такое?

- Сегодня, когда развалился наш флот, моряки ищут работу за рубежом зачастую через сомнительные компании. И, случается, придя на иностранное судно, попадают в различного рода ловушки.

Как поступать в таких случаях? Подключаться государственным органам власти. И в первую очередь посольствам. Правда, в нашем примере два года практически не удавалось сдвинуть дело с мертвой точки. Консул ездил в тюрьму, посещал суды. Но активных действий не предпринималось, ошибки следствия не выявлялись, не искали угнанный танкер. А все это надо было делать.

- Часто ли в Думу обращаются с подобными просьбами помочь различного рода бедолагам?

- Государственная Дума не "Скорая помощь"! Прежде всего в любом вопросе нужно провести анализ, в первую очередь юридический. Если он показывает, что права российского гражданина были нарушены, надо в дело включаться.

СПРАВКА "ПГ"

Васильев Владимир Алексеевич родился 16 августа 1954 года в Новосибирской области. Окончил Московский пединститут им. В.И. Ленина, Московский открытый социальный университет, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике, член фракции "Единая Россия".


СМИ: Парламентская Газета. Москва.

11 Октября 2005 г.


Док. 285510
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 230

  • Васильев Владимир Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``